Статья:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Конференция: LXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Алжанбеков М.Г., Багамаева И.О. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(67). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 10-13.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Алжанбеков Мурад Гаджимурадович
канд. пед. наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики, Дагестанский Государственный Университет, РФ, г. Махачкала
Багамаева Индира Омаровна
канд. пед. наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики, Дагестанский Государственный Университет, РФ, г. Махачкала

 

В рекомендациях по организации внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта сказано: «Сегодня следует максимально использовать ресурсы системы дополнительного образования детей. В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования необходимость взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования детей приобретает особую значимость и продиктована общностью проблем воспитания и личностного развития детей, вопросами их самореализации, социальной адаптации в учебное и свободное время» [3].

В основе новых стандартов лежит общественный договор как тип взаимоотношения между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере должен реализовать права человека и гражданина на образование. Главный принцип ФГОС общего образования – принцип вариативности образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе выбора. Инновации стандартов могут быть обеспечены только в процессе интеграции общего, дополнительного и профессионального образования, соединения обязательного (стандарта) и желательного (социального заказа).

В Стандарте четко обозначены принципы разработки дополнительных образовательных программ нового поколения:

  • ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;
  • формирование у школьников целостного и эмоционально-образного восприятия мира;
  • обращение к тем образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании;
  • развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств;
  • обязательная опора на содержание основного образования, использование его историко-культурологического компонента;
  • реализация единства образовательного процесса [3].

То, что школа должна не только учить, но и воспитывать человека, было характерно и для прежних образовательных стандартов. ФГОС нового второго поколения делает упор на следующие воспитательные результаты:

  • формирование у учащегося чувства патриотизма;
  • воспитание личности российского гражданина;
  • способствование становлению толерантности, ответственности за свои поступки;
  • умению контактировать с другими людьми.

Новые ФГОС, уделяя большое внимание духовно-нравственному воспитанию ребенка, не обходят стороной и его физическое здоровье и развитие. Последние десятилетия с выросшим уровнем заболеваний людей, ставят задачу здорового образа жизни человека приоритетным направлением. Основы основ теперь закладываются в начальной школе. Согласно вступивших в силу образовательных стандартов, уже с первого класса ребенок узнает о важности сохранения своего здоровья, о негативных факторах, ухудшающих его, о способах укрепления здоровья. Ученик получает установки на нормы поведения для становления здорового образа жизни. Образовательные программы обогащаются Днями здоровья, дополнительными часами физкультуры, мероприятиями здоровьесбережения [2].

Интеграция дополнительного образований становится важным условием перехода на новый образовательный стандарт.

В рамках реализации ФГОС предлагаются различные формы сотрудничества:

- совместная разработка и реализация развивающих и игровых программ в школах и учреждениях дополнительного образования детей;

- реализация общеобразовательных программ дополнительного образования общеразвивающей направленности;

- совместная работа школьных учителей, педагогов дополнительного образования, специалистов психологических служб с различными социальными группами детей: одаренными и талантливыми детьми, «групп риска», с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, результат интеграции дополнительного образования должен обеспечить:

- необходимый уровень знаний, умений, навыков обучающихся и развитие их эмоционально-образного мышления, формирование духовно-нравственных качеств;

- целостность всей образовательной системы и в то же время ее многообразность;

- решение общих и индивидуальных проблем как педагогов, так и обучающихся;

- более активное использование инновационных педагогических идей, образовательных моделей и технологий.

Введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения (обеспечения) введения ФГОС.

Основным требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС, является постоянное научно-методическое и информационное сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса.

При введении ФГОС должна быть организована широкая разъяснительная работа среди педагогической и родительской общественности о целях и задачах ФГОС, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их семей. Эта работа должна проводиться на федеральном, региональном, местном и институциональном уровнях с привлечением средств массовой информации, общественных и иных организаций, заинтересованных в введении ФГОС. При этом образовательные учреждения должны стать основными площадками проведения работы с общественностью, в первую очередь с родителями, по разъяснению необходимости введения ФГОС, его требований, механизмов введения, ожидаемых результатов.

Совершенно очевидно, что учителя не могут в полной мере заменить педагогов дополнительного образования, даже если они пройдут специальную переподготовку, (а для этого требуются значительные средства, время, дополнительные возможности). Дело в невозможности (профессиональной, временной, качественной) соединить решение слишком большого числа обязанностей - работа педагога - предметника + деятельность классного руководителя + проведение занятий в творческом объединении. Тем более что творческое объединение в системе дополнительного образования детей - это не просто занятия кружка по предмету, который ведет учитель. Дополнительные образовательные программы нового поколения требуют от педагогов решения весьма сложных задач, ориентированных на подготовку детей и подростков к углубленному освоению художественно и технического творчества, различных спортивных дисциплин, декоративно-прикладного искусства и др. видов деятельности, число которых весьма велико. Сужение их разнообразия и снижения качества подготовки приведет к выхолащиванию самой сути дополнительного образования детей, а значит, резко сокращает образовательные, творческие, культурные, профориентационные возможности подрастающего поколения [1].

ФГОС содержит новые цели образования, новое содержание образования, новые средства и технологии обучения. Все это вместе взятое предъявляет новые требования к подготовке педкадров. Необходима организация массового обучения работников образования по всему комплексу вопросов, связанных с введением ФГОС. При этом первоочередное внимание следует уделить обучению педагогов, руководителей образовательных учреждений, а также работников органов, осуществляющих управление в сфере образования.

С 2о21 года на факультете Культуры ФГБОУ ВПО «ДГУ» осуществляется подготовка бакалавров профилю подготовки «Дополнительное образование». Среди проблем, решаемых кафедрой общей и социальной педагогики, находится широкий круг вопросов, касающихся образовательной политики в России и регионе, изучения проблем дополнительного образования детей, непрерывного образования, методики модульного обучения, многоуровневой системы образования в высшей школе, содержания среднего и высшего образования, особенностей подготовки выпускников в условиях реформирования современного общества и др.

 

Список литературы:
1. Евладова Е.Б. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. М., 2012
2. Золотарева А.В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования детей в процесс реализации ФГОС общего образования // Внешкольник, 2011. – N 3. – С. 15-18.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://standart.edu.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус, англ.