Статья:

Театральная педагогика как форма освоения будущими педагогами особенностей личностно-ориентированного обучения

Конференция: XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Ячина Н.П., Дзозь Ф.С. Театральная педагогика как форма освоения будущими педагогами особенностей личностно-ориентированного обучения // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XVII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(17). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 42-45.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Театральная педагогика как форма освоения будущими педагогами особенностей личностно-ориентированного обучения

Ячина Надежда Петровна
канд. пед. наук, доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Казань
Дзозь Фаина Сергеевна
магистрант, Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Казань

 

Внедрение Федеральных Государственных образовательных стандартов нового поколения, реформа современной системы образо­вания характеризуются тем, что в педагогике появляются тенденции, связанные с формированием творческой, свободной, самобытной личности, способной самостоятельно осуществлять профессиональный и социально-нравственный выбор.

О дидактической и воспитательной роли профессионального и самодеятельного театра написано немало. В советское время об этом писали С.И. Гессен, Д.Б. Кабалевский, Н.К. Крупская, К.Д. Ушинский и др. Детская театральная педагогика представлена в работах А.А. Брянцева, В.М. Букатова, Р.А. Быкова, П.М. Ершова, А.П. Ершовой и других авторов. Театр как средство художественного воспитания рассматривался в работах Л.Б. Белянской, В.М. Букатова, А.Э. Грефа, Н.Н. Шевелева, В.И. Эйдлина и др. Потенциал искусства в формиро­вании социально значимых качеств личности, ценностных ориентаций исследован в работах Т.Ф. Брайченко, И.А. Скворцовой, М.А. Верба, Г.А. Петровой. Изучением воспитания и формирования личности участников студийных коллективов, культуры их поведения в под­ростковом возрасте занимались В.И. Белов, В.И. Плотник, Т.В. Лаврова, В.А. Богатырев и др. Тем не менее в общественных и культурных реалиях ХХI в., когда наряду с классическим образованием прорастают альтернативные – неклассические и постклассические формы, представляется важным обратиться к театрализации и драматизации как основным сценическим средствам, связывающим литературное произведение и сцену, как к потенциальным источникам появления и развития инновационных путей обучения и воспитания.

В связи с этим возрастает роль учителя, как транслятора культуры, духовно-нравственных ценностей человека, который личностно включается в профессию, обладает широким кругозором, несет в себе привлекательный для обучающихся гуманистический потенциал образовательного процесса. Поэтому проблема формирования артистич­ного педагога, готового и способного к созидательному диалогу со всеми участниками образовательного процесса представляется актуальной и значимой в современных условиях [4].

Интерес специалистов высшей школы к театральной педагогике не случаен, поскольку театральная педагогика накопила большой опыт в обучении и воспитании творческой личности актера: её способность к творческому мышлению, импровизации, эмоциональности, а также формирование процессов восприятия, воображения, внимания и др. [4, с. 80].

Под театральной педагогикой мы понимаем междисциплинарное направление в педагогике, театрально-эстетическую деятельность, органично включенную в образовательный процесс, способствующую обучению, воспитанию и развитию обучающихся средствами театраль­ного искусства и формирующая личностное становление самосознания, культуру чувств, способность к общению, владение собственным телом, голосом, пластической выразительностью, воспитывающая чувство меры и вкус, необходимые для перспективного успеха в любой области [1].

Сегодня интерес к театральной педагогике обусловлен рядом социокультурных факторов. Во-первых, – это потребность личности в культуротворческой деятельности. В вузе у студентов формируется культура чувств, происходит развитие самосознания, формируется владение собственным телом, голосом, необходимые для успеха в будущей профессиональной деятельности. Именно поэтому, театральная деятельность является универсальным средством развития личностного потенциала человека, поскольку театральное искусство выявляет и подчеркивает неповторимость человеческой личности, позволяет войти в пространство возможного и невозможного посредством игры [1].

Второй фактор, который способствует повышению интереса к театральной педагогике, – становление нового педагогического подхода, при котором доминирующим оказывается принцип личностно-ориентированного обучения, способствующий становлению и профес­сиональному росту личности в меняющихся условиях [2, 3].

Третий фактор – это педагогический артистизм. Многие авторы определяют «педагогический артистизм» как: способность педагога красноречиво излагать учебный материал; личностное качество человека; высокое мастерство, эмоциональная выразительность и вдохновение.

Обобщая вышеизложенное, мы называем целью театральной педагогики в подготовке будущих учителей – создание воспита­тельного пространства, направленного на обучение, воспитание, развитие личности студента – будущего учителя методами и формами театрального искусства [1].

Задачи театральной педагогики, по нашему мнению, состоят в:

1. обеспечении активной, познавательной позиции каждого студента;

2. содействии расширения общего и художественного кругозора студентов, формировании и развитии их зрительской культуры;

3. выявлении творческих задатков и развитии творческих способностей студентов;

4. выстраивании системы взаимоотношений «студент-педагог» и «студент-студент», направленной на создание предельно свободных эмоциональных контактов, взаимного доверия и творческой атмосферы [1].

В образовательной практике театральная педагогика может быть реализована в разных формах [1]:

1. Адресованное обучающимся профессиональное искусство (организация экскурсий в профессиональные театры, просмотр театральных постановок с дальнейшим компонентно-постановочным анализом спектаклей и др.).

2. Организация профильных театральных студенческих групп, которые позволяют применять актерский тренинг в целях формиро­вания и развития личности будущего учителя (приглашение в этих целях профессиональных актёров, театральных специалистов и др.).

3. Деятельность театральной студии в рамках внеучебной деятельности. Это – интересная форма дополнительного образования, самостоятельный художественный организм, в котором участвуют интересующиеся театром обучающиеся.

4. Использование методов театральной педагогики на учебном занятии для стимулирования, мотивации образовательной деятельности, более успешного усвоения учебной информации: участие в театральных постановках и театрализованных праздниках и.т. д.

Итак, на основе вышеизложенного, можно сделать несколько выводов о включении театральной педагогики в профессиональную подготовку будущих студентов педагогических ВУЗов.

Во-первых, эффективность применения форм и методов театральной педагогики зависит от материальных условий структурного подразделения, нравственно-психологического климата в коллективе, профессиональной компетентности педагога.

Во-вторых, использование театральной деятельности в профессиональном становлении учителя:

· способствует установлению диалектической взаимосвязи обучения, воспитания, развития в едином учебно-воспитательном процессе;

· обеспечивает приоритет деятельностного развития обучающихся посредством их личностно-ролевого участия в образовательном процессе;

· способствует демократизации учебно-методической работы, развивающей инициативу и творчество будущих педагогов;

· способствует формированию мотивационно-ценностного отношения студентов к содержанию образования;

· обеспечивает владение широким арсеналом новой педагоги­ческой технологии для более целостного восприятия педагогической деятельности и развития комплекса личностных качеств и способностей (целесообразность и гармоничность поведения, образность и гибкость мышления и др.).

 

Список литературы:
1. Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога: Монография. – Краснодар, 2011. 
2. Болтунова Г.М. Подготовка будущих учителей к разрешению конфликтных ситуаций в педагогическом процессе: дис. ... канд. пед. наук. – Ишим, 2010.
3. Вартанова В.В. Формирование профессиональной компетентности студентов - будущих учителей в контексте театральной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. – Ижевск, 2007. 
4. Ведерникова Л.В. Формирование ценностных установок студента на творческую самореализацию. Педагогика. – 2003, № 8.