Театральная педагогика как форма освоения будущими педагогами особенностей личностно-ориентированного обучения
Конференция: XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Театральная педагогика как форма освоения будущими педагогами особенностей личностно-ориентированного обучения
Внедрение Федеральных Государственных образовательных стандартов нового поколения, реформа современной системы образования характеризуются тем, что в педагогике появляются тенденции, связанные с формированием творческой, свободной, самобытной личности, способной самостоятельно осуществлять профессиональный и социально-нравственный выбор.
О дидактической и воспитательной роли профессионального и самодеятельного театра написано немало. В советское время об этом писали С.И. Гессен, Д.Б. Кабалевский, Н.К. Крупская, К.Д. Ушинский и др. Детская театральная педагогика представлена в работах А.А. Брянцева, В.М. Букатова, Р.А. Быкова, П.М. Ершова, А.П. Ершовой и других авторов. Театр как средство художественного воспитания рассматривался в работах Л.Б. Белянской, В.М. Букатова, А.Э. Грефа, Н.Н. Шевелева, В.И. Эйдлина и др. Потенциал искусства в формировании социально значимых качеств личности, ценностных ориентаций исследован в работах Т.Ф. Брайченко, И.А. Скворцовой, М.А. Верба, Г.А. Петровой. Изучением воспитания и формирования личности участников студийных коллективов, культуры их поведения в подростковом возрасте занимались В.И. Белов, В.И. Плотник, Т.В. Лаврова, В.А. Богатырев и др. Тем не менее в общественных и культурных реалиях ХХI в., когда наряду с классическим образованием прорастают альтернативные – неклассические и постклассические формы, представляется важным обратиться к театрализации и драматизации как основным сценическим средствам, связывающим литературное произведение и сцену, как к потенциальным источникам появления и развития инновационных путей обучения и воспитания.
В связи с этим возрастает роль учителя, как транслятора культуры, духовно-нравственных ценностей человека, который личностно включается в профессию, обладает широким кругозором, несет в себе привлекательный для обучающихся гуманистический потенциал образовательного процесса. Поэтому проблема формирования артистичного педагога, готового и способного к созидательному диалогу со всеми участниками образовательного процесса представляется актуальной и значимой в современных условиях [4].
Интерес специалистов высшей школы к театральной педагогике не случаен, поскольку театральная педагогика накопила большой опыт в обучении и воспитании творческой личности актера: её способность к творческому мышлению, импровизации, эмоциональности, а также формирование процессов восприятия, воображения, внимания и др. [4, с. 80].
Под театральной педагогикой мы понимаем междисциплинарное направление в педагогике, театрально-эстетическую деятельность, органично включенную в образовательный процесс, способствующую обучению, воспитанию и развитию обучающихся средствами театрального искусства и формирующая личностное становление самосознания, культуру чувств, способность к общению, владение собственным телом, голосом, пластической выразительностью, воспитывающая чувство меры и вкус, необходимые для перспективного успеха в любой области [1].
Сегодня интерес к театральной педагогике обусловлен рядом социокультурных факторов. Во-первых, – это потребность личности в культуротворческой деятельности. В вузе у студентов формируется культура чувств, происходит развитие самосознания, формируется владение собственным телом, голосом, необходимые для успеха в будущей профессиональной деятельности. Именно поэтому, театральная деятельность является универсальным средством развития личностного потенциала человека, поскольку театральное искусство выявляет и подчеркивает неповторимость человеческой личности, позволяет войти в пространство возможного и невозможного посредством игры [1].
Второй фактор, который способствует повышению интереса к театральной педагогике, – становление нового педагогического подхода, при котором доминирующим оказывается принцип личностно-ориентированного обучения, способствующий становлению и профессиональному росту личности в меняющихся условиях [2, 3].
Третий фактор – это педагогический артистизм. Многие авторы определяют «педагогический артистизм» как: способность педагога красноречиво излагать учебный материал; личностное качество человека; высокое мастерство, эмоциональная выразительность и вдохновение.
Обобщая вышеизложенное, мы называем целью театральной педагогики в подготовке будущих учителей – создание воспитательного пространства, направленного на обучение, воспитание, развитие личности студента – будущего учителя методами и формами театрального искусства [1].
Задачи театральной педагогики, по нашему мнению, состоят в:
1. обеспечении активной, познавательной позиции каждого студента;
2. содействии расширения общего и художественного кругозора студентов, формировании и развитии их зрительской культуры;
3. выявлении творческих задатков и развитии творческих способностей студентов;
4. выстраивании системы взаимоотношений «студент-педагог» и «студент-студент», направленной на создание предельно свободных эмоциональных контактов, взаимного доверия и творческой атмосферы [1].
В образовательной практике театральная педагогика может быть реализована в разных формах [1]:
1. Адресованное обучающимся профессиональное искусство (организация экскурсий в профессиональные театры, просмотр театральных постановок с дальнейшим компонентно-постановочным анализом спектаклей и др.).
2. Организация профильных театральных студенческих групп, которые позволяют применять актерский тренинг в целях формирования и развития личности будущего учителя (приглашение в этих целях профессиональных актёров, театральных специалистов и др.).
3. Деятельность театральной студии в рамках внеучебной деятельности. Это – интересная форма дополнительного образования, самостоятельный художественный организм, в котором участвуют интересующиеся театром обучающиеся.
4. Использование методов театральной педагогики на учебном занятии для стимулирования, мотивации образовательной деятельности, более успешного усвоения учебной информации: участие в театральных постановках и театрализованных праздниках и.т. д.
Итак, на основе вышеизложенного, можно сделать несколько выводов о включении театральной педагогики в профессиональную подготовку будущих студентов педагогических ВУЗов.
Во-первых, эффективность применения форм и методов театральной педагогики зависит от материальных условий структурного подразделения, нравственно-психологического климата в коллективе, профессиональной компетентности педагога.
Во-вторых, использование театральной деятельности в профессиональном становлении учителя:
· способствует установлению диалектической взаимосвязи обучения, воспитания, развития в едином учебно-воспитательном процессе;
· обеспечивает приоритет деятельностного развития обучающихся посредством их личностно-ролевого участия в образовательном процессе;
· способствует демократизации учебно-методической работы, развивающей инициативу и творчество будущих педагогов;
· способствует формированию мотивационно-ценностного отношения студентов к содержанию образования;
· обеспечивает владение широким арсеналом новой педагогической технологии для более целостного восприятия педагогической деятельности и развития комплекса личностных качеств и способностей (целесообразность и гармоничность поведения, образность и гибкость мышления и др.).