Статья:

К вопросу о формировании критического мышления в процессе обучения иностранному языку

Конференция: XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Пермякова М.З. К вопросу о формировании критического мышления в процессе обучения иностранному языку // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XVII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(17). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 27-33.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу о формировании критического мышления в процессе обучения иностранному языку

Пермякова Мария Зотеевна
аспирант, Пермский государственный гуманитарный педагогический университет, РФ, г. Пермь

 

About critical thinking skill stimulation in foreign language teaching

 

Maria Permyakova

Graduate student, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Russia, Perm

 

Аннотация. Статья посвящена определению понятия «критическое мышление», проблеме формирования критического мышления в процессе обучения иностранному языку.

Abstract. The article is devoted to the definition of critical thinking skill, to the stimulation of critical thinking in foreign language teaching.

 

Ключевые слова: критическое мышление; формирование крити­ческого мышления у обучающихся; обучение иностранному языку.

Keywords: critical thinking skill; foreign language teaching; foreign language learning.

 

Социально-экономические, политические преобразования в России повлекли за собой существенные изменения не только в культурной, производственной сферах, но и в образовательной системе. В постоянно меняющихся условиях человеку необходимо подстраиваться, уметь быстро адаптироваться к новым условиям. Обществом востребована личность, способная к эффективной работе на уровне мировых стандартов, способная вести диалог, подвергать сомнению уже устоявшиеся суждения и выдвигать новые, способная решать поставленные задачи творческим путем, находить нестандартные пути решения проблемы. Главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание свободной творческой личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире, обладающей определенными качествами мышления. Свобода мышления подразумевает критическую ее направленность, ориентированную на творческую и конструктивную деятельность, поэтому качественной характеристикой мышления свободной личности является критическое мышление. Развитие критического мышления является неотъемлемой и необходимой частью профессиональной компетентности конкуренто­способного специалиста. Современными учеными отмечается недоста­точно высокий уровень умений учеников, а также студентов в принятии самостоятельных решений, в приведении аргументов, отстаивании собственного мнения в дискуссии. В числе задач современной школы выдвигается также задача формирования способности к самообра­зованию и самовоспитанию. Интеллектуальное развитие человека, в некоторой степени, определяется не объемом накопленных знаний, а способностью человека отбирать необходимые знания путем крити­ческого анализа.

На сегодняшний день в педагогике хорошо изучены вопросы формирования творческого, проблемного, теоретического и практи­ческого мышления. Педагогика также имеет достаточное представление о развитии критического мышления, особенно тщательно этот вопрос прорабатывается зарубежными педагогами и психологами, такими как Р.У. Поль, М.Липман, Д.Халперн и др., но, как показывает практика, в учебном процессе уделяется недостаточное внимание развитию данного типа мышления.

Теоретический анализ современных исследований различных аспектов развития и формирования критического мышления на философском, социальном, психологическом и педагогическом уровнях указывает на актуальность проблемы и интерес ученых к данной теме. Обратимся к процессу развития понятия «критическое мышление» с целью формирования более четкого представления о данном термине. Понятие «критическое мышление» появилось во второй половине XX в., а исследования в рамках этого направления велись многими учеными еще задолго до появления самого термина. Философские труды создают основу для изучения вопроса развития мышления. В труде «Социальная философия» С.Э. Крапивенский определяет историю философии как историю человеческого мышления. Человеческое мышление, по его мнению, выдвигает философские проблемы, ставит их перед собой и работает над их разрешением. [6] Первое исторически известное обращение к категории «мышление» встречается в V в. до н. э. в философских воззре­ниях Элейской школы. Главным вопросом философии Парменида является соотношение мышления и бытия. Онтология Парменида оказала влияние на развитие критического мышления как важного инструмента поиска истины. [13] Большой вклад в философское развитие понимания мышления внесли софисты Горгий, Продик, Протагор. Разум становится в их философии личной силой и способностью человека. Быть мудрым у софистов значит уметь свободно мыслить, что совпадает с умением выражать мысли в свободной и грамотной речи. [9] Дальнейшее развитие понятия «критическое мышление» нашло свое продолжение в трудах Аристотеля, Платона, Сократа, И. Канта, где мышление рассматривается как особая форма познавательной активности, как историческое явление, которое предполагает преемственность от поколения к поколению, как возможность фиксации знаний средствами языка. Искусство задавать вопросы и находить на них правильные ответы является, по утверждению И.Канта, Сократа, одним из методов развития человеческих способностей. И. Кант писал в своих трудах о том, что умение ставить разумные вопросы есть важный и необходимый признак ума или проницательности [4]. Философские взгляды Сократа и Канта на проблему воспитания разума сохраняются в трудах других мыслителей, в частности, в работах Г.Г. Гадамера, М. Хайдеггера, К. Поппера, по мнению которых вопросно-ответные процедуры являются необходимой структурой интеллектуальной деятельности [16]. К.Поппер считал критическое мышление основой всякой реальности. Живой организм, по его утверждению, действует как решатель проблем [12]. Американский психолог Д. Халперн в своем труде «Психология критического мышления» характеризует критическое мышление как тип мышления, использующего когнитивные техники или стратегии с целью увеличения вероятности получения желаемого конечного результата. При этом думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи. Для критического мышления, по мнению Д. Халперн, характерно построение логических умозаключений, создание согласованных между собой логических моделей и принятие обоснованных решений [17]. Американский педагог-новатор Джон Дьюи считает главной задачей системы образования научить человека мыслить [3]. Феномен развития критического мышления рассматривается в труде Скотта Плауса «Психология оценки и принятия решений» [10]. В труде автор отмечает, что восприятие по своей природе избирательно при включении мышления. Он связывает развитие критического мышления со способностью оценки и принятия решений, на которые влияют когнитивные и мотивационные факторы, одни из которых отвечают за мыслительный процесс, а другие — за чувства человека [14]. Ричард У. Поль связывает развитие критического мышления с интел­лектуальными стандартами. По его мнению, обучающиеся для приобретения знаний должны научиться проектировать действия, развивать интеллектуальные стандарты, лежащие в основе рационального изучения [11]. М. Липман определяет критическое мышление как процесс самостоятельного и ответственного принятия решений на основании критериев и контекста с использованием самокоррекции. По мнению М. Липмана, учащиеся должны действовать как ученые, если целью является самостоятельное мышление [15].

На пути исследования критического мышления большой вклад внесли в определение этого сложного понятия и российские исследователи. М.В. Кларин рассматривает критическое мышление как рациональное, рефлексивное мышление, включающее как спо­собности, так и предрасположенность [4]. В психолого-педагогических исследованиях критическое мышление как личностно и социально значимый феномен рассматривается отечественными исследователями О.К. Тихомировым, А.Н. Леонтьевым, И.А. Зимней, Ю.Ю. Дворецкой, В.В. Давыдовым, О.Н. Гауч. По их мнению, развитие критического мышления является приоритетной задачей в образовании. Вопросы формирования критического мышления нашли отражение в исследованиях отечественных ученых А.В. Бутенко, Е.В. Иванова, А.В. Коржуева, С.И. Заир-Бек, и др. Среди современных ученых – педагогов и философов можно назвать Е.А. Агафонову, И.А. Бердникову, Н.Ю. Абышеву, которые проявляют научный и педагогический интерес к развитию критического мышления.

В условиях глобализации одним из условий успешности критически мыслящего человека является знание как минимум одного иностранного языка. Формирование критического мышления обучающихся современ­ной школы позволит будущим специалистам гибко адаптироваться в современном информационном пространстве, а умение понять и анализировать информацию на иностранном языке позволяет достичь этой цели. А.Н. Леонтьев писал, что мышление человека не существует вне языка, вне накопленных человечеством знаний. Он подчеркивал производный характер высших форм человеческого мышления от культуры и возможность его развития под влиянием социального опыта [8]. Развитие критического мышления в процессе обучения иностранному языку исследовали такие ученые как Е.А. Агафонова, И.А. Бердникова, М.Л. Вайсбурд, Е.Б. Власова, Н.Д. Гальскова и др. Ведущие отечественные психологи и педагоги Л.В. Щерба и Л.С. Выготский отмечали особое влияние изучения иностранного языка на процесс развития личности и, как следствие, на формирование критического мышления [1]. Л.В. Щерба впервые затронул проблему развития личности средствами иностранного языка. При правильном построении учебного процесса иностранный язык, по мнению иссле­дователя, может являться средством совершенствования мыслительных операций, т. е. развития критического мышления [2]. Отечественные методисты В.П. Кузовлев, В.С. Коростелев, Е.И. Пассов характеризуют изучение иностранного языка как вклад в развитие таких мыслительных операций как сопоставление, анализ, синтез [7]. В концепции обучения иностранным языкам, разработанной отечественными методистами Н.Д. Гальсковой, А.Ю. Горчевым, З.И. Никитенко, Э.И. Соловцовой, основополагающим положением является всестороннее развитие личности учащегося средствами иностранного языка. Цель обучения иностранному языку Н.Д. Гальскова и ее коллеги видят в воспитании, развитии и образовании учащихся средствами данного учебного предмета [2].

Последние годы огромную популярность приобретает метод проблемного обучения. Учебный процесс направлен на организацию поиска и проведение исследования для решения проблемы. По итогам проведенных экспериментов стало очевидным, что в рамках проблемного обучения развивается не только творческое мышление, но и крити­ческое на этапе приведения доказательств, опровержения и высказывания суждений, а также принятия решений. Развитию способности критически мыслить способствует интегрированное обучение. Для активации учебного процесса и усиления практической направленности большое значение имеет правильное использование межпредметных связей, что способствует, по нашему мнению, объединению знаний и умений из разных областей и получению новых знаний.

Исторический обзор развития понятия «критическое мышление» позволяет сделать вывод, что интерес к формированию данного типа мышления был и остается высоким. Философы, психологи и педагоги с давних времен определяют способность человека критически мыслить одним из ключевых качеств человека на пути к формированию успешной личности. Критическое мышление позволяет человеку опре­делять приоритеты в жизни, перенимать ответственность за свои поступки, сделанный выбор, способствует формированию умения анализировать, сопоставлять, прогнозировать результаты деятельности. Несмотря на огромную теоретическую и практическую значимость современных методик обучения, они недостаточно отражают аспекты проблемы. Считаем целесообразным изучить возможность формирования критического мышления в рамках учебного предмета «иностранный язык», развивающий аспект которого достаточно хорошо исследован и не может быть подвергнут сомнению.

 

Список литературы:
1. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 1991. – № 4. – С. 12-14.
2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак-в ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2007. – С. 14-16.
3. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М. Никольской; Под ред. (и с предисл.) Н.Д. Виноградова. – М.: Мир, 1915. – С. 12-14.
4. Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского. – М.:, 2007. – С. 6-8.
5. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М.: Арена, 1994. – С. 20-22.
6. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – Волгоград: Комитет по печати, 1995. – С. 4-5.
7. Кузовлев В.П., Коростелев В.С., Пассов Е.И. Иностранный язык как учебный предмет на современном этапе развития общества // Иностранные языки в школе. – 1987. – № 4. – С. 18-19.
8. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. для вузов по специальности «психология» – М.: Смысл, 2000. – С. 20-22.
9. Медведев А.Ф. Добро и зло в воззрениях софиста // Вестник Русского христианского гуманитарного института. – СПб., 2001. – Вып. 4. – С. 2-4.
10. Плаус С. Психология оценки и принятия решений / Пер. с англ. – М.: Информ.- изд. дом «Филинъ», 1998. – С. 15-17.
11. Поль Р.У. Критическое мышление: Что необходимо каждому для выживания в быстро меняющемся мире / Пер. с англ. – Rohnert Park, CA: Center for Critical Thinking and Moral Critique Sonoma State University, 1990. Р. 12-14.
12. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М.: Прогресс, 1983. – С. 2-5.
13. Рохмистров В.Г. Метод Парменида // Вестник Русского христианского гуманитарного института. – СПб., 2001. – Вып. 4. – С. 18-19.
14. Скурыгина С.К. Взгляды зарубежных ученых на сущность критического мышления // Молодой ученый. – 2016. – № 7 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/111/27218/ (Дата обращения: 27.12.2017).
15. Терно С.А. Концепция критического мышления в зарубежной педагогике // Современные научные исследования и инновации. – 2013. – № 8 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2013/08/26054 (Дата обращения: 27.12.2017).
16. Хайдеггер М. Что зовется мышлением? – М.: Академический проект, 2007. – С. 22-23.
17. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.