Статья:

ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Конференция: LXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Мареева И.А. ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(68). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Мареева Ирина Анатольевна
директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» Предгорного муниципального округа Ставропольского края, РФ, с. Новоблагодарное

 

TRADITIONS AND INNOVATIONS IN THE LABOR EDUCATION OF RURAL SCHOOL STUDENTS

 

Irina Mareeva

Director of the municipal budgetary general education institution «Secondary General Education School № 5» Predgorny Municipal District of the Stavropol Territory, Russia, Novograbdarnoye

 

Аннотация. Раскрыто соотношение традиций и инноваций в трудовом воспитании учащихся в условиях сельской школы. Представлено авторское видение проблемы в процессе реализации проекта. Предложены пути использования традиций и инноваций в процессе трудового воспитания учащихся в конкретном образовательном учреждении Ставропольского края.

Abstract. The relationship between traditions and innovations in the labor education of students in rural school conditions has been revealed. The aurhor`s  vision of the problem in the process of project implementation is presented. Ways to use traditions and innovations in the process of labor education of students in a particular education of the Stavropol Territory are proposed.

 

Ключевые слова: инновации; традиции; трудовое воспитание; проект.

Keywords: innovation; traditions; labor education; project.

 

Проблема соотношения традиций и инноваций не является новой в педагогической теории и практике. Она рассматривается в работах многих отечественных педагогов (Т.М. Ковалёва, Л.П. Разбегаева, А.С. Речкин и др.). [2, 5, 6]. Это обусловлено, по мнению Л.П. Разбегаевой, тем, что данная проблема, во-первых, связана с фундаментальными вопросами человеческого бытия, во-вторых, с «вызовами» со стороны природной и социальной среды в различных сферах общественного сознания, в том числе и образования. [5, с.67]. важной в этом контексте является аргументация учёного, заключающаяся в том, что отношение к традициям и инновациям следует рассматривать как одну из задач гуманитарного образования. Учёный предполагает, что это «будет способствовать переосмыслению роли традиций в сохранении человеческой цивилизации, раскрытию содержания единства традиций и новаций как универсальных гуманистических ценностей». [5, с.72-73].

Цель настоящей статьи заключается в определении места и роли традиций и инноваций и их соотношении в трудовом воспитании учащихся сельской школы.

Данная цель определена не случайно. Прежде всего хотелось отметить, что после распада СССР проблема трудового воспитания на несколько десятилетий оказалась забытой: не рассматривалась на научно-практических конференциях и в публикациях учёных на страницах ведущих журналов страны – «Педагогика», «Педагогическое образования и наука», не исследовалась в диссертационных работах и на экспериментальных площадках в общеобразовательных школах. Игнорирование этой проблемы привело, как отмечает В.А. Караковский к тому, что объективная реальность изменилась: «Дети оказались в перевёрнутом мире: что раньше считалось хорошим, стало привлекательно плохим и наоборот… Среди школьников всех возрастов усилились индивидуалистические, эгоистические настроения, интерес к деньгам, тяга к развлечениям и удовольствиям». [1, с.37].

Возрождение интереса к исследованию проблемы трудового воспитания произошло только во втором десятилетии XXI века. В 2017 году Министерство образования и науки Российской Федерации (ныне Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования РФ) разработало методические рекомендации по трудовому воспитанию детей и молодёжи. [4]. В них даётся объективная картина состояния работы в этом направлении воспитания. В частности, подчёркивается, что игнорирование задач трудового воспитания и профессионального самоопределения привело к тому, что «выросло целое поколение молодых людей с завышенным уровнем притязаний, эгоистической направленностью личности, отсутствием трудовой мотивации». [4, с.53]. Все перечисленные обстоятельства свидетельствуют прежде всего о значимости выдвинутой проблемы. С одной стороны, признаётся актуальность проблемы трудового воспитания, а, с другой стороны, усложняется противоречием между представлениями педагогов о деятельности в этом направлении и полным отсутствием знаний о новых подходах к организации воспитательного процесса.

В связи с этим возникает необходимость обратиться к терминологическому толкованию понятий: «традиция», «инновация», «трудовое воспитание». В педагогическом словаре под редакцией Г.М. Коджаспировой и А.Ю Коджаспирова под традициями понимаются исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколения знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления». [3, с.151].

Авторы данного словаря в понятие инновации (нововведение) вкладывают следующий смысл: - это «целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы». [3, с.46].

Что касается понятия «трудовое воспитание», то мы рассматриваем его, во-первых, с позиций формирования ценностного отношения к труду, к людям труда и результатам труда; во-вторых, с точки зрения воспитания трудолюбия, ответственности, дисциплинированности и других качеств, способных придать высший смысл трудовой деятельности учащегося.

Если говорить о соотношении традиций и инноваций, то оно заключается в следующем – традиции являются фактором стабилизации (Л.П. Разбегаева, 2001), а инновации фактором развития, оказывающим «влияние на развитие системы школьного образования». (Н.С. Речкин, 2005).

Как отмечалось выше, методические рекомендации Министерства образования и науки РФ, послужили импульсом к исследованию этой проблемы не только на федеральном уровне, но и муниципальном. С 2018 года в Новоблагодарненской школе № 5 Предгорного муниципального округа Ставропольского края реализуется проект: «Трудовое воспитание учащихся в условиях сельской школы».

Прежде чем приступить к реализации задач проекта были проанализированы плюсы и минусы в состоянии трудового воспитания учащихся. С этой целью был проведён педагогический совет на тему: «Трудовое воспитание учащихся: реальность и проблемы».

На педагогическом совете были отмечены в качестве позитивных традиций: трудовое воспитание учащихся в ученических производственных бригадах, опытническая работа на пришкольных участках, проведение встреч трудовых и семейных династий, шефство над ветеранами войны и труда. В решении педагогического совета отмечалось наличие традиций, но в то же время подчёркивалось, что традиции обусловлены временем. В связи с чем задачей педагогов является подготовить школьников к вступлению в жизнь с учётом объективной реальности. Таким образом, была поставлена задача обогащения перечисленных выше традиций адекватным содержанием, работа по внедрению инноваций в воспитательный процесс.

Таким образом, педагогический совет стал первым шагом в построении новой системы трудового воспитания.

Другим шагом стала разработка концепции трудового воспитания учащихся в условиях сельской школы и модели реализации процесса трудового воспитания учащихся. Эти задачи также были поставлены на заседании педагогического совета, поскольку мы убеждены в том, что любые серьёзные перемены требуют разработки концепций, программ, проектов. В концептуально разработанной нами совместно с учёными вузов г. Пятигорска системе, первая задача состояла в преодолении негативных явлений в сфере трудового воспитания учащихся, а вторая в разработке нового содержания во всех видах деятельности: учебной, внеклассной, дополнительном образовании.

Идеологию нашей концепции составляет комплекс положений учёных, раскрывающих сущность трудового воспитания. К таким идеям относятся следующие:

Трудовое воспитание позволит подготовить личность к жизни в обществе и занять там достойное место.

К.Д. Ушинский «Труд в его психическом

и воспитательном значении»

Идеал трудового воспитания заключается в том, чтобы каждый человек уже в годы отрочества и ранней юности нашёл тот труд, в котором наиболее полно раскрывались его природные задатки, который давал бы ему счастье духовного творчества.

В.А. Сухомлинский «Павлышская средняя школа»

Суть трудового воспитания заключается в потребности выразить себя в созданной тобой вещи, закреплённые ценности труда как позитивного преобразования людей, вещей мира.

С.Д. Поляков «Психопедагогика воспитания:

опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики»

Подходы учёных к определению сущности трудового воспитания стали для нас методологическими основаниями для обоснования содержания трудового воспитания учащихся в условиях сельской школы. С этой целью совместно с учёными разрабатывается модель организации процесса трудового воспитания. Модель включает три модуля: целевой, содержательно-процессуальный и оценочно-результативный, каждый из которых выполняет определённую цель.

В целевом модуле определены цель, задачи, методологические подходы и условия реализации исследуемого процесса. В содержательно-процессуальном модуле обозначены компоненты содержания и педагогический инструментарий (технологии, методы, приёмы). Оценочно-результативный модуль включает критерии и показатели оценки результативности процесса трудового воспитания и диагностический инструментарий. Отдельно в модели обозначены результаты.

Что касается содержательно-процессуального модуля, то отметим, что в нём представлены компоненты содержания: учебный труд, дополнительное образование, внеклассная работа и внеучебный общественно-полезный труд. В описательной части модели подробно охарактеризованы формы реализации содержания деятельности. Следует сразу подчеркнуть, что в каждый компонент содержания включены как традиционные формы, так и инновационные. К инновационным формам мы относим интегрированные уроки по предметам агротехнологического профиля, учебные проекты на уроках и исследовательские проекты в секциях научного общества учащихся, волонтёрские отряды и точки роста сельскохозяйственной ориентации в системе дополнительного образования, виртуальный музей «Летопись трудовой славы села».

Учителями разработаны и внедрены в практику проекты: «Химия, биология и экология», «Физика, математика и предметы агротехнологического профиля». Ценно то, что в эти проекты активно подключились учащиеся. Ими подготовлены проекты по таким темам: «Создание альпийской горки на пришкольной территории», «Автоматизация теплицы на основе собственных изобретений», «Влияние электромагнитного излучения на организм человека» и т.д.

Проектная деятельность способствовала разработке инновационной технологии педагогов «Тьюторское сопровождение проектировочной деятельностью учащихся». В этой технологии подробно описаны этапы работы педагога по тьюторскому сопровождении. Это и выбор тематики проекта, и определение этапов работы над проектом: изучение литературы, описание концептуальной части проекта и содержательной; и подготовка презентации, и защита проекта. Консультации практикуются как очные, так и дистанционные. Как видим, работа многоэтапная и сложная. И не каждый учитель способен довести её до логического завершения. Работа над проектом формирует такие качества у учащихся как трудолюбие, целеустремлённость, активность, инициативность.

Инновационная технология педагогов «Тьюторское сопровождение проектировочной деятельности учащихся» приводит к гарантированному результату: увеличилось не только количество проектов, но и их качество. Если раньше ученические проекты занимали призовые места на муниципальном уровне, то ныне и на краевом. Будем работать над тем, чтобы представлять проекты учащихся на федеральном уровне.

В том, что сегодня некоторые учителя владеют технологией тьюторского сопровождения проектировочной деятельностью учащихся, мы считаем закономерным явлением. В немалой степени этому способствовало то, что у нас изменились подходы к внутриучрежденческим формам повышения квалификации. Проблематика проекта рассматривается на корпоративном семинаре. Эта форма новая. Так, на одном из занятий с педагогами рассматривалась такая актуальная тема: «Методологическая культура педагога и способы её проявления в проектировочной, научной деятельности». Новой формой стала и научно-практическая конференция с педагогами по теме: «Стратегия трудового воспитания учащихся в сельской школе: взаимосвязь педагогической науки и практики». [6]. Научно-практическая конференция была проведена год назад. Для педагогов сельской школы эта форма была новой. Для многих из них непросто было написать научную статью с обобщением собственного опыта. Многие испытывали боязнь и неуверенность, психологические сложности. Всё это удалось преодолеть. В сборнике по результатам конференции опубликовано около пятидесяти научных сообщений. Перечислим тематику некоторых из них: «Учебный проект как средство развития трудовой активности младших школьников», «Анализ художественного произведения на уроках литературы как средство трудового воспитания», «Пробуждение стремления учащихся к трудовой деятельности на уроках технологии», «Обновление арсенала средств трудового воспитания учащихся в деятельности классного руководителя», «Неиспользованные ресурсы ученической производственной бригады в трудовом воспитании учащихся», «Активное чтение как средство трудового воспитания учащихся начальной школы». Отметим разнообразие тематики сообщений учителей. В статьях затрагиваются многие аспекты трудового воспитания учащихся.

Мы планируем проведение второй научно-практической конференции. Убеждены в том, что конференция из инновационной формы превратится в традиционную.

Соотношение традиций и инноваций не цель, а средство достижения успеха и результата. А основное предназначение школы мы видим в проектировании будущего при условии сохранения прошлого и настоящего.

Таким образом, именно разумное сочетание традиций и инноваций, как высший уровень развития процесса трудового воспитания, может способствовать максимально эффективному результату воспитания учащихся.

 

Список литературы:
1. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – ос-нова целостного учебного процесса. – М., 1993. – 81 с.
2. Ковалёва Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 256 с.
3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с.
4. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций в части определения видов трудовой деятельности обучающихся в рамках об-разовательной деятельности с учётом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся. Письмо Министерства образования и науки от 30 марта 2017 №08-621 //Вестник образования, 2017. - №13. – с. 52-76.
5. Разбегаева Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования: Монография. – Волгоград: Перемена, 2001. – 289 с.
6. Речкин Н.С. Стереотипы и процессы стереотипизации в школьном об-разовании. – Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШАПСН, 2005. – 308 с.
7. Стратегия трудового воспитания учащихся в сельской школе: взаимо-связь педагогической науки и практики: Материалы первой муниципальной научно-практической конференции. /Отв. за выпуск Мареева И.А., научн. ред. Савинова Л.Ф. – д.п.н., проф. – Ессентуки, 2022. – 116 с.