ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Конференция: LXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
LXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
TRADITIONS AND INNOVATIONS IN THE LABOR EDUCATION OF RURAL SCHOOL STUDENTS
Irina Mareeva
Director of the municipal budgetary general education institution «Secondary General Education School № 5» Predgorny Municipal District of the Stavropol Territory, Russia, Novograbdarnoye
Аннотация. Раскрыто соотношение традиций и инноваций в трудовом воспитании учащихся в условиях сельской школы. Представлено авторское видение проблемы в процессе реализации проекта. Предложены пути использования традиций и инноваций в процессе трудового воспитания учащихся в конкретном образовательном учреждении Ставропольского края.
Abstract. The relationship between traditions and innovations in the labor education of students in rural school conditions has been revealed. The aurhor`s vision of the problem in the process of project implementation is presented. Ways to use traditions and innovations in the process of labor education of students in a particular education of the Stavropol Territory are proposed.
Ключевые слова: инновации; традиции; трудовое воспитание; проект.
Keywords: innovation; traditions; labor education; project.
Проблема соотношения традиций и инноваций не является новой в педагогической теории и практике. Она рассматривается в работах многих отечественных педагогов (Т.М. Ковалёва, Л.П. Разбегаева, А.С. Речкин и др.). [2, 5, 6]. Это обусловлено, по мнению Л.П. Разбегаевой, тем, что данная проблема, во-первых, связана с фундаментальными вопросами человеческого бытия, во-вторых, с «вызовами» со стороны природной и социальной среды в различных сферах общественного сознания, в том числе и образования. [5, с.67]. важной в этом контексте является аргументация учёного, заключающаяся в том, что отношение к традициям и инновациям следует рассматривать как одну из задач гуманитарного образования. Учёный предполагает, что это «будет способствовать переосмыслению роли традиций в сохранении человеческой цивилизации, раскрытию содержания единства традиций и новаций как универсальных гуманистических ценностей». [5, с.72-73].
Цель настоящей статьи заключается в определении места и роли традиций и инноваций и их соотношении в трудовом воспитании учащихся сельской школы.
Данная цель определена не случайно. Прежде всего хотелось отметить, что после распада СССР проблема трудового воспитания на несколько десятилетий оказалась забытой: не рассматривалась на научно-практических конференциях и в публикациях учёных на страницах ведущих журналов страны – «Педагогика», «Педагогическое образования и наука», не исследовалась в диссертационных работах и на экспериментальных площадках в общеобразовательных школах. Игнорирование этой проблемы привело, как отмечает В.А. Караковский к тому, что объективная реальность изменилась: «Дети оказались в перевёрнутом мире: что раньше считалось хорошим, стало привлекательно плохим и наоборот… Среди школьников всех возрастов усилились индивидуалистические, эгоистические настроения, интерес к деньгам, тяга к развлечениям и удовольствиям». [1, с.37].
Возрождение интереса к исследованию проблемы трудового воспитания произошло только во втором десятилетии XXI века. В 2017 году Министерство образования и науки Российской Федерации (ныне Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования РФ) разработало методические рекомендации по трудовому воспитанию детей и молодёжи. [4]. В них даётся объективная картина состояния работы в этом направлении воспитания. В частности, подчёркивается, что игнорирование задач трудового воспитания и профессионального самоопределения привело к тому, что «выросло целое поколение молодых людей с завышенным уровнем притязаний, эгоистической направленностью личности, отсутствием трудовой мотивации». [4, с.53]. Все перечисленные обстоятельства свидетельствуют прежде всего о значимости выдвинутой проблемы. С одной стороны, признаётся актуальность проблемы трудового воспитания, а, с другой стороны, усложняется противоречием между представлениями педагогов о деятельности в этом направлении и полным отсутствием знаний о новых подходах к организации воспитательного процесса.
В связи с этим возникает необходимость обратиться к терминологическому толкованию понятий: «традиция», «инновация», «трудовое воспитание». В педагогическом словаре под редакцией Г.М. Коджаспировой и А.Ю Коджаспирова под традициями понимаются исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколения знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления». [3, с.151].
Авторы данного словаря в понятие инновации (нововведение) вкладывают следующий смысл: - это «целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы». [3, с.46].
Что касается понятия «трудовое воспитание», то мы рассматриваем его, во-первых, с позиций формирования ценностного отношения к труду, к людям труда и результатам труда; во-вторых, с точки зрения воспитания трудолюбия, ответственности, дисциплинированности и других качеств, способных придать высший смысл трудовой деятельности учащегося.
Если говорить о соотношении традиций и инноваций, то оно заключается в следующем – традиции являются фактором стабилизации (Л.П. Разбегаева, 2001), а инновации фактором развития, оказывающим «влияние на развитие системы школьного образования». (Н.С. Речкин, 2005).
Как отмечалось выше, методические рекомендации Министерства образования и науки РФ, послужили импульсом к исследованию этой проблемы не только на федеральном уровне, но и муниципальном. С 2018 года в Новоблагодарненской школе № 5 Предгорного муниципального округа Ставропольского края реализуется проект: «Трудовое воспитание учащихся в условиях сельской школы».
Прежде чем приступить к реализации задач проекта были проанализированы плюсы и минусы в состоянии трудового воспитания учащихся. С этой целью был проведён педагогический совет на тему: «Трудовое воспитание учащихся: реальность и проблемы».
На педагогическом совете были отмечены в качестве позитивных традиций: трудовое воспитание учащихся в ученических производственных бригадах, опытническая работа на пришкольных участках, проведение встреч трудовых и семейных династий, шефство над ветеранами войны и труда. В решении педагогического совета отмечалось наличие традиций, но в то же время подчёркивалось, что традиции обусловлены временем. В связи с чем задачей педагогов является подготовить школьников к вступлению в жизнь с учётом объективной реальности. Таким образом, была поставлена задача обогащения перечисленных выше традиций адекватным содержанием, работа по внедрению инноваций в воспитательный процесс.
Таким образом, педагогический совет стал первым шагом в построении новой системы трудового воспитания.
Другим шагом стала разработка концепции трудового воспитания учащихся в условиях сельской школы и модели реализации процесса трудового воспитания учащихся. Эти задачи также были поставлены на заседании педагогического совета, поскольку мы убеждены в том, что любые серьёзные перемены требуют разработки концепций, программ, проектов. В концептуально разработанной нами совместно с учёными вузов г. Пятигорска системе, первая задача состояла в преодолении негативных явлений в сфере трудового воспитания учащихся, а вторая в разработке нового содержания во всех видах деятельности: учебной, внеклассной, дополнительном образовании.
Идеологию нашей концепции составляет комплекс положений учёных, раскрывающих сущность трудового воспитания. К таким идеям относятся следующие:
Трудовое воспитание позволит подготовить личность к жизни в обществе и занять там достойное место.
К.Д. Ушинский «Труд в его психическом
и воспитательном значении»
Идеал трудового воспитания заключается в том, чтобы каждый человек уже в годы отрочества и ранней юности нашёл тот труд, в котором наиболее полно раскрывались его природные задатки, который давал бы ему счастье духовного творчества.
В.А. Сухомлинский «Павлышская средняя школа»
Суть трудового воспитания заключается в потребности выразить себя в созданной тобой вещи, закреплённые ценности труда как позитивного преобразования людей, вещей мира.
С.Д. Поляков «Психопедагогика воспитания:
опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики»
Подходы учёных к определению сущности трудового воспитания стали для нас методологическими основаниями для обоснования содержания трудового воспитания учащихся в условиях сельской школы. С этой целью совместно с учёными разрабатывается модель организации процесса трудового воспитания. Модель включает три модуля: целевой, содержательно-процессуальный и оценочно-результативный, каждый из которых выполняет определённую цель.
В целевом модуле определены цель, задачи, методологические подходы и условия реализации исследуемого процесса. В содержательно-процессуальном модуле обозначены компоненты содержания и педагогический инструментарий (технологии, методы, приёмы). Оценочно-результативный модуль включает критерии и показатели оценки результативности процесса трудового воспитания и диагностический инструментарий. Отдельно в модели обозначены результаты.
Что касается содержательно-процессуального модуля, то отметим, что в нём представлены компоненты содержания: учебный труд, дополнительное образование, внеклассная работа и внеучебный общественно-полезный труд. В описательной части модели подробно охарактеризованы формы реализации содержания деятельности. Следует сразу подчеркнуть, что в каждый компонент содержания включены как традиционные формы, так и инновационные. К инновационным формам мы относим интегрированные уроки по предметам агротехнологического профиля, учебные проекты на уроках и исследовательские проекты в секциях научного общества учащихся, волонтёрские отряды и точки роста сельскохозяйственной ориентации в системе дополнительного образования, виртуальный музей «Летопись трудовой славы села».
Учителями разработаны и внедрены в практику проекты: «Химия, биология и экология», «Физика, математика и предметы агротехнологического профиля». Ценно то, что в эти проекты активно подключились учащиеся. Ими подготовлены проекты по таким темам: «Создание альпийской горки на пришкольной территории», «Автоматизация теплицы на основе собственных изобретений», «Влияние электромагнитного излучения на организм человека» и т.д.
Проектная деятельность способствовала разработке инновационной технологии педагогов «Тьюторское сопровождение проектировочной деятельностью учащихся». В этой технологии подробно описаны этапы работы педагога по тьюторскому сопровождении. Это и выбор тематики проекта, и определение этапов работы над проектом: изучение литературы, описание концептуальной части проекта и содержательной; и подготовка презентации, и защита проекта. Консультации практикуются как очные, так и дистанционные. Как видим, работа многоэтапная и сложная. И не каждый учитель способен довести её до логического завершения. Работа над проектом формирует такие качества у учащихся как трудолюбие, целеустремлённость, активность, инициативность.
Инновационная технология педагогов «Тьюторское сопровождение проектировочной деятельности учащихся» приводит к гарантированному результату: увеличилось не только количество проектов, но и их качество. Если раньше ученические проекты занимали призовые места на муниципальном уровне, то ныне и на краевом. Будем работать над тем, чтобы представлять проекты учащихся на федеральном уровне.
В том, что сегодня некоторые учителя владеют технологией тьюторского сопровождения проектировочной деятельностью учащихся, мы считаем закономерным явлением. В немалой степени этому способствовало то, что у нас изменились подходы к внутриучрежденческим формам повышения квалификации. Проблематика проекта рассматривается на корпоративном семинаре. Эта форма новая. Так, на одном из занятий с педагогами рассматривалась такая актуальная тема: «Методологическая культура педагога и способы её проявления в проектировочной, научной деятельности». Новой формой стала и научно-практическая конференция с педагогами по теме: «Стратегия трудового воспитания учащихся в сельской школе: взаимосвязь педагогической науки и практики». [6]. Научно-практическая конференция была проведена год назад. Для педагогов сельской школы эта форма была новой. Для многих из них непросто было написать научную статью с обобщением собственного опыта. Многие испытывали боязнь и неуверенность, психологические сложности. Всё это удалось преодолеть. В сборнике по результатам конференции опубликовано около пятидесяти научных сообщений. Перечислим тематику некоторых из них: «Учебный проект как средство развития трудовой активности младших школьников», «Анализ художественного произведения на уроках литературы как средство трудового воспитания», «Пробуждение стремления учащихся к трудовой деятельности на уроках технологии», «Обновление арсенала средств трудового воспитания учащихся в деятельности классного руководителя», «Неиспользованные ресурсы ученической производственной бригады в трудовом воспитании учащихся», «Активное чтение как средство трудового воспитания учащихся начальной школы». Отметим разнообразие тематики сообщений учителей. В статьях затрагиваются многие аспекты трудового воспитания учащихся.
Мы планируем проведение второй научно-практической конференции. Убеждены в том, что конференция из инновационной формы превратится в традиционную.
Соотношение традиций и инноваций не цель, а средство достижения успеха и результата. А основное предназначение школы мы видим в проектировании будущего при условии сохранения прошлого и настоящего.
Таким образом, именно разумное сочетание традиций и инноваций, как высший уровень развития процесса трудового воспитания, может способствовать максимально эффективному результату воспитания учащихся.