Статья:

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного детского сада (коррекция тревожности при адаптации)

Конференция: XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Пилипенко Е.А., Попова Э.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного детского сада (коррекция тревожности при адаптации) // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 5(29). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 37-40.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного детского сада (коррекция тревожности при адаптации)

Пилипенко Елена Александровна
преподаватель ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им.М. Акмуллы», Россия, г. Уфа
Попова Эльвира Андреевна
студент, "Бэби-клуб на 8 марта" - специалист по работе с детьми, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им.М. Акмуллы», Россия, г. Уфа

 

Psychological and pedagogical support of preschool children in an inclusive pre-school (correction of anxiety during adaptation)

 

Elena Pilipenko

teacher FSBEI HE "Bashkir State Pedagogical University im.M. Akmullah", Russia, Ufa

Elvira Popova

student, "Baby Club on March 8" - a specialist in working with children, FSBEI HE "Bashkir State Pedagogical University im.M. Akmullah", Russia, Ufa

 

Аннотация. В статье представлен опыт психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования, с целью коррекции тревожности при адаптации, а также создание условий для комфортного пребывания детей с особыми образовательными потребностями в группе детского сада.

Abstract. The article presents the experience of psychological and pedagogical support of preschool children in an inclusive education, in order to correct anxiety during adaptation, as well as creating conditions for a comfortable stay of children with special educational needs in a preschool group.

 

Ключевые слова: инклюзивное образование; психолого-педагогическое сопровождение; тревожность.

Keywords: inclusive education; psychological and pedagogical support; anxiety.

 

Одной из актуальных задач психолого-педагогического сопро­вождения детей в условиях инклюзивного образования является сохранение и укрепление психологического здоровья ребенка. В ФГОС ДО предусмотрена программа коррекционной работы, которая должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии и оказание детям помощи в освоении основной образовательной программы [5].

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования эмоционально-волевой сферы, но нарушение адаптации дошкольника могут повлиять на личность в целом. Так, например причиной появления тревожности у дошкольников являются нарушения речи, зрения, слуха, моторно-двигательных функций. Ребенок проявляет чрезмерное беспокойство за внешние проявления своего состояния, дети чувствуют себя беспомощными в некоторых играх, опасаются приступать к новым видам деятельности. Несмотря на то, что в последнее время в ДОО расширилась сеть психологических служб, основной период пребывания в детском саду ребенок находится под присмотром воспитателя. Именно поэтому педагогу необходимо организовать психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе воспи­тания и обучения [2].

Проблемой тревожности детей дошкольного возраста занимались многие выдающиеся ученые [1, 3]. Они в свою очередь, отмечали что понятие «тревожность» следует понимать как личностную черту, проявляющуюся при состоянии страха или дискомфорта. Тревожность является результатом множества реакций личности в результате слож­ного взаимодействия в разных факторах (социальном, физиологическом, биологическом и др.).

Так организовав наблюдение за воспитанниками ЧДОУ центр раннего развития детский сад «Baby-club на 8 марта» г. Уфа, мы столкнулись с проявлениями тревожности у воспитанников с нарушение речи и слуха: ребенок не идет на контакт с другими детьми, чаще держится около воспитателя; при организации игр или развивающих занятий часто пребывает в плохом настроении, суетлив, плаксив, обращается с просьбой закончить новый вид деятельности; теряет интерес при чтении художественной литературы, теряется при вопросах.

Среди причин возникновения тревожности специалисты выделяют задержку психического развития, общее недоразвитие речи и слуха и др. По результатам наблюдения была организована целенаправленная работа по коррекции тревожности у детей в условиях инклюзивного образо­вания.

На этом основании мы выдели ряд задач: анализ научной литературы по проблеме психической тревожности у детей с особыми образовательными потребностями; выявление причин возникновения тревожности у детей дошкольного возраста; систематизация игровых упражнений, бесед, занятий, направленных на психолого-педагогическое сопровождение тревожных детей; формирование у дошкольников умения контролировать свое поведение в затруднительных ситуациях.

Данные задачи были решены при взаимодействии воспитателей, психолога и логопеда детского сада, а также родителей воспитанников. Мы определи несколько путей решения данной проблемы, одной из которых явилось активное взаимодействие с группой через комфортные виды деятельности.

С этой целью проводились различные коррекционные игры: «Комплименты», «Найди друга», «Я дарю тебе», «Волшебные слова» - целью данных игр явилась возможность показать отношение каждого ребенка к сверстнику, убрать психологический барьер и страхи ребенка о том, что о нем думают другие воспитанники. Дети стали внимательно относится к эмоциональному состоянию друг друга, участие в играх повысило самооценку детей, находящихся в тревожном состоянии [4].

Стоит отметить, положительное влияние игровых упражнений, где дети взаимодействуют напрямую друг с другом, например игра «Комплименты».

Цель: снятие эмоционального напряжения, создание ситуации для возможности самовыражения.

Оборудование: сердечко

Ход:

Воспитатель предлагает детям передавать друг другу «сердечко» и озвучить комплимент. Необходимо заранее оговорить, что комплимент должен быть адресован конкретному человеку, называя при этом его имя. А в ответ на комплимент ребенку необходимо поблагодарить другого ребенка.

Также важным пунктом в данных упражнениях является обучение ребенка контролировать свое поведение, в затруднительных для него ситуациях. Обычно, тревожные дети не легко идут на контакт и не сообщают воспитателю, а порой и родителям, о своих трудностях. В связи с тем, что детям с ОВЗ было затруднительно четко и конкретно сформулировать свои страхи и переживания – мы активно предлагали изобразить их в продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, аппликация). Это позволило не только более точно сформулировать проблему каждого ребенка, но и приобщить к новым видам организо­ванной образовательной деятельности, которая пугала детей ранее. Данная работа проводилась с детьми ежедневно, при каждой затрудни­тельной ситуации или в момент эмоционального всплеска. Благодаря целенаправленному подходу, через некоторое время нам удалось добиться положительных результатов. Дети активно включались в совместное творчество, наблюдали за действиями сверстника, на предложение или вопросы старались отвечать подробно, начинали взаимодействие по собственной инициативе [2, 3, 4].

Таким образом, можно придти к выводу, что комплексный подход педагогов и специалистов ЧДОУ к решению проблемы тревожности дали положительный результат. В работе с родителями удалось добиться заинтересованности в данном вопросе, а также активного взаимодействия с детским садом. Можно отметить, что благодаря своевременным выявлениям причин тревожности у детей с особенностями развития, удалось придти к решению данной проблемы. При учете индивидуальных особенностей детей, дифференцированный подход к каждому ребенку и его семье, применение эффективных методов и приемов. Специалистами детского сада было организовано психолого-педагогическое сопровождение детей в период адаптации в детском саду, удалось снизить уровень тревожности, а также создать условиях для комфортного пребывания детей с особыми образова­тельными потребностями в группе детского сада.

 

Список литературы:

  1. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги [Текст] / В.М. Астапов // Прикладная психология. – 1999. – № 1. – с. 41-47.
  2. Волосовец Т.В. Инклюзивная практика в дошкольном образовании [Текст] / под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой / М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – С. 144.
  3. Костина Л.П. Методы диагностики тревожности [Текст] / Л.П. Костина / СПб.: Речь, 2006. - 198 с.
  4. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми [Текст] / М.В. Киселева/ СПб: Речь, 2006. – 160 с.
  5. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013 г.