КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ОСНОВА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ОПИСАТЕЛЬНО – ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОРН III УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ)
Конференция: XCVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Коррекционная педагогика

XCVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ОСНОВА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ОПИСАТЕЛЬНО – ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОРН III УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ)
Аннотация. В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования, направленного на выявление уровня сформированности описательно – повествовательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Представлены методы диагностики, основанные на специально разработанных заданиях, а также количественный и качественный анализ полученных данных. Описаны типичные трудности в развитии связной речи у данной категории дошкольников и обоснована необходимость целенаправленной логопедической работы.
Ключевые слова: связная речь, описательно – повествовательная речь, общее недоразвитие речи, диагностика, текстовые упражнения, логопедическая работа, старшие дошкольники.
Развитие связной речи является важным показателем коммуникативной готовности ребёнка к школьному обучению. У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня наблюдаются значительные трудности в формировании монологического высказывания, особенно в описательно-повествовательной форме. Это связано с недостаточностью фонетико-фонематического аппарата, грамматического строя речи, ограниченным словарным запасом и низким уровнем развития речевой памяти. Поэтому особую актуальность приобретает поиск эффективных методов диагностики и коррекции этих нарушений.
Проблема исследования заключается в недостаточном развитии описательно-повествовательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) при обучении связной речи.
Объект исследования: связная речь старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: развитие описательно-повествовательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами текстовых упражнений в ходе организации целенаправленной и поэтапной логопедической работы при обучении связной речи.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы развития описательно-повествовательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Организовать проведение эмпирического исследования по изучению кратковременной памяти и уровня сформированности описательно-повествовательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Этапы проведения исследования:
I этап – ознакомление с документацией психолого-педагогической комиссии и определение состава выборки исследования; подбор диагностических заданий на основе отобранных методических систем.
II этап – проведение констатирующего эксперимента, направленного на изучение особенностей кратковременной памяти и уровней сформированности описательно-повествовательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
III этап – выполнение количественной и качественной обработки данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента.
Выборка исследования
В констатирующем эксперименте приняли участие 20 старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) в возрасте от 5 лет 6 месяцев до 6 лет, осваивающие адаптированную общую образовательную программу дошкольного образования (АООП ДО).
Для определения уровня сформированности описательно-повествовательной речи у обучающихся с общим недоразвитием речи были отобраны диагностические задания с опорой на методические системы А.Р. Лурии, В.П. Глухова, Н.С. Жуковой. Максимальное количество накопленных баллов за все задания составляет 33. Результаты интерпретируются в соответствии со следующей шкалой:
- достаточный уровень от 23 до 33 баллов
- средний уровень от 13 до 22 баллов
- низкий уровень от 1 до 12 баллов.
Критерии уровневой сформированности описательно - повествовательной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития):
Низкий уровень: ребенок ограничивается названием изображенных предметов, самостоятельно составить полное высказывание не может. При создании рассказа часто пропускаются существенные моменты действия, наблюдается значительное нарушение логической связи между частями сообщения.
Средний уровень: для составления рассказа по серии картинок требуется дополнительная поддержка – напоминания о предыдущем действии или наводящие вопросы. Высказывание состоит из 3–4 простых предложений. Наблюдается частичное соблюдение временной и логической последовательности, однако встречаются пропуски важных смысловых элементов. При описании возможны ошибки и краткие паузы, связанные с трудностями в подборе слов и формировании законченной фразы.
Достаточный уровень: обучающийся способен правильно и логически выстроить фразу по смыслу и структуре. Рассказ включает 3–4 развернутых предложения. При описании отражаются ключевые характеристики объекта, а также указывается его функция или назначение. В пересказах используются разнообразные языковые конструкции, соответствующие оригинальному тексту, сохраняется связность и четкая последовательность изложения.
Уровни сформированности описательно–повествовательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) по результатам проведения констатирующего эксперимента в % представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Уровни сформированности описательно–повествовательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) по результатам проведения констатирующего эксперимента в %
Выделение уровней сформированности описательно-повествовательной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи из представленной выборки позволило сформировать экспериментальную группу (ЭГ) и контрольную группу (КГ). Это обусловлено необходимостью проведения обучающего эксперимента в ЭГ по развитию описательно-повествовательной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с применением специально подобранных текстовых упражнений. КГ продолжит обучение по содержанию адаптированной общей образовательной программы дошкольного образования (АООП ДО). В дальнейшем, для ЭГ будет разработана целенаправленная логопедическая работа, построенная поэтапно, ориентированная на применение специально подобранных текстовых упражнений для развития описательно–повествовательной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
На основе проведённого констатирующего эксперимента можно сделать следующие выводы:
1. У большинства старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) сформированность развития описательно-повествовательной речи соответствует низкому или среднему уровню.
2. Для успешного развития описательно-повествовательной речи требуется целенаправленная и поэтапная логопедическая работа.
3. Особую эффективность могут обеспечить текстовые упражнения, ориентированные на развитие речевой активности, самоконтроля и логики высказывания.
4. Полученные данные легли в основу разработки целенаправленной логопедической работы, построенной поэтапно, ориентированной на применение специально подобранных текстовых упражнений для развития описательно–повествовательной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, реализованной на этапе формирующего эксперимента.
