Статья:

КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ОСНОВА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ОПИСАТЕЛЬНО – ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОРН III УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ)

Конференция: XCVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Харькова Н.В. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ОСНОВА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ОПИСАТЕЛЬНО – ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОРН III УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ) // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XCVII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(97). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ОСНОВА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ОПИСАТЕЛЬНО – ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОРН III УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ)

Харькова Наталья Владимировна
магистрант, Московский государственный психолого-педагогический университет, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования, направленного на выявление уровня сформированности описательно – повествовательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Представлены методы диагностики, основанные на специально разработанных заданиях, а также количественный и качественный анализ полученных данных. Описаны типичные трудности в развитии связной речи у данной категории дошкольников и обоснована необходимость целенаправленной логопедической работы.

 

Ключевые слова: связная речь, описательно – повествовательная речь, общее недоразвитие речи, диагностика, текстовые упражнения, логопедическая работа, старшие дошкольники.

 

Развитие связной речи является важным показателем коммуникативной готовности ребёнка к школьному обучению. У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня наблюдаются значительные трудности в формировании монологического высказывания, особенно в описательно-повествовательной форме. Это связано с недостаточностью фонетико-фонематического аппарата, грамматического строя речи, ограниченным словарным запасом и низким уровнем развития речевой памяти. Поэтому особую актуальность приобретает поиск эффективных методов диагностики и коррекции этих нарушений.

Проблема исследования заключается в недостаточном развитии описательно-повествовательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) при обучении связной речи.

Объект исследования: связная речь старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: развитие описательно-повествовательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами текстовых упражнений в ходе организации целенаправленной и поэтапной логопедической работы при обучении связной речи.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические основы развития описательно-повествовательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

2. Организовать проведение эмпирического исследования по изучению кратковременной памяти и уровня сформированности описательно-повествовательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Этапы проведения исследования:

I этап – ознакомление с документацией психолого-педагогической комиссии и определение состава выборки исследования; подбор диагностических заданий на основе отобранных методических систем.

II этап – проведение констатирующего эксперимента, направленного на изучение особенностей кратковременной памяти и уровней сформированности описательно-повествовательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

III этап – выполнение количественной и качественной обработки данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента.

Выборка исследования

В констатирующем эксперименте приняли участие 20 старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) в возрасте от 5 лет 6 месяцев до 6 лет, осваивающие адаптированную общую образовательную программу дошкольного образования (АООП ДО).

Для определения уровня сформированности описательно-повествовательной речи у обучающихся с общим недоразвитием речи были отобраны диагностические задания с опорой на методические системы А.Р. Лурии, В.П. Глухова, Н.С. Жуковой. Максимальное количество накопленных баллов за все задания составляет 33. Результаты интерпретируются в соответствии со следующей шкалой:

  • достаточный уровень от 23 до 33 баллов
  • средний уровень от 13 до 22 баллов
  • низкий уровень от 1 до 12 баллов.

Критерии уровневой сформированности описательно - повествовательной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития):

Низкий уровень: ребенок ограничивается названием изображенных предметов, самостоятельно составить полное высказывание не может. При создании рассказа часто пропускаются существенные моменты действия, наблюдается значительное нарушение логической связи между частями сообщения.

Средний уровень: для составления рассказа по серии картинок требуется дополнительная поддержка – напоминания о предыдущем действии или наводящие вопросы. Высказывание состоит из 3–4 простых предложений. Наблюдается частичное соблюдение временной и логической последовательности, однако встречаются пропуски важных смысловых элементов. При описании возможны ошибки и краткие паузы, связанные с трудностями в подборе слов и формировании законченной фразы.

Достаточный уровень: обучающийся способен правильно и логически выстроить фразу по смыслу и структуре. Рассказ включает 3–4 развернутых предложения. При описании отражаются ключевые характеристики объекта, а также указывается его функция или назначение. В пересказах используются разнообразные языковые конструкции, соответствующие оригинальному тексту, сохраняется связность и четкая последовательность изложения.

Уровни сформированности описательно–повествовательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) по результатам проведения констатирующего эксперимента в % представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Уровни сформированности описательно–повествовательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) по результатам проведения констатирующего эксперимента в %

 

Выделение уровней сформированности описательно-повествовательной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи из представленной выборки позволило сформировать экспериментальную группу (ЭГ) и контрольную группу (КГ). Это обусловлено необходимостью проведения обучающего эксперимента в ЭГ по развитию описательно-повествовательной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с применением специально подобранных текстовых упражнений. КГ продолжит обучение по содержанию адаптированной общей образовательной программы дошкольного образования (АООП ДО). В дальнейшем, для ЭГ будет разработана целенаправленная логопедическая работа, построенная поэтапно, ориентированная на применение специально подобранных текстовых упражнений для развития описательно–повествовательной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

На основе проведённого констатирующего эксперимента можно сделать следующие выводы:

1. У большинства старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) сформированность развития описательно-повествовательной речи соответствует низкому или среднему уровню.

2. Для успешного развития описательно-повествовательной речи требуется целенаправленная и поэтапная логопедическая работа.

3. Особую эффективность могут обеспечить текстовые упражнения, ориентированные на развитие речевой активности, самоконтроля и логики высказывания.

4. Полученные данные легли в основу разработки целенаправленной логопедической работы, построенной поэтапно, ориентированной на применение специально подобранных текстовых упражнений для развития описательно–повествовательной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, реализованной на этапе формирующего эксперимента.

 

Список литературы:
1. Голубева Г.Г. Диагностика и коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью : метод. пособие. – СПб: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2020. – 62 с.
2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия: основы теории и практики. – Москва: Эксмо, 2011. – 282 с. 
3. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – 8-е изд. – М.: Ленанд, 2014. – 211 с.
4. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. – 432 с.
5. Филичева Т. Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие. – 5-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 224 с.