Статья:

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Конференция: LXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Прохоренко У.С. АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXV междунар. науч.-практ. конф. — № 8(75). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Прохоренко Ульяна Сергеевна
педагог социальный, ГУО «Средняя школа №14 г. Солигорска», РФ, г. Солигорск

 

THE RELEVANCE OF THE STUDY OF SOCIO-PEDAGOGICAL PREVENTION OF OFFENSES

 

Uliana Prokhorenko

Social teacher State Educational Institution «Secondary School №.14 of Soligorsk», Russia, Soligorsk

 

Аннотация. В статье рассматривается актуальность темы социально-педагогической профилактики правонарушений. Выделяются причины, по которым зачастую подростки совершают правонарушения.

Abstract. The article discusses the relevance of the topic of socio-pedagogical prevention of offenses. The reasons why teenagers often commit offenses are highlighted.

 

Ключевые слова: профилактика; правонарушения; социально-педагогическая профилактика; девиантное поведение; педагогическая профилактика.

Keywords: prevention; offenses; socio-pedagogical prevention; deviant behavior; pedagogical prevention.

 

Актуальность данной темы состоит в том, что в наше время из-за нестабильности общества, пренебрежения общечеловеческими ценностями и снижения уровня жизни населения, повысились негативные тенденции, которые предъявляют повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцируют её девиантное поведение, отклонение в развитии и, нередко, деградацию и саморазрушение.

Для младших школьников и подростков свойственны формы отклоняющегося поведения, которые проявляются в нарушении школьной дисциплины, сквернословии, грубом обращении с одноклассниками и учителями, в употреблении алкоголя, психически активных веществ и т. д.  Это связано с интенсивными социально-экономическими и политическими переменами, что резко обострило социальные проблемы, в том числе противоправного характера.

Психологи, педагоги и криминологи главную роль отводят профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Профилактика – комплексы различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранения факторов риска. Правонарушение – это общественно опасные, виновные действия или бездействия, запрещенное законом и влекущее за собой юридическую ответственность. Именно в подростковом возрасте развивается личность индивида, его характер, интересы и ценностные ориентации. Профилактика правонарушений несовершеннолетних представляет собой одно из важнейших направлений всей борьбы с преступностью в социуме. Их выявление является существенным условием охраны нравственного здоровья растущего поколения.

В свою очередь профилактика правонарушений бывает следующих видов:

- Первичная профилактика – комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющего поведения несовершеннолетних.

- Вторичная профилактика – это комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с учащимися, для которых характерно отклоняющее поведение.

- Третичная профилактика – это комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих цель предотвращение совершения повторного преступления.

Основными причинами правонарушений несовершеннолетних являются неблагополучная социализация в семье, сплочение подростков с досуговой, криминогенной товарищеской группой, социально-экономические и морально-этнические факторы, рост агрессивности в социуме, дефекты учебно-воспитательной работы общеобразовательных учреждений, дефекты в организации трудоустройства несовершеннолетних, подстрекательство со стороны взрослых преступников, проникновение в подростковую среду стереотипов поведения, не совместимых с общественными нормами и ценностями, беспризорность и безнадзорность детей и подростков.

Под профилактикой правонарушений понимают гуманное средство борьбы с преступностью подростков, средство, подразумевающее не наказание, а непосредственно воспитание, предостережение несовершеннолетних от преступлений, поддержание, сохранение и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Профилактика правонарушений соотноситься с запланированным предупреждением нежелательного события, то есть с ликвидацией причин, которые могут повлечь за собой нежелательные последствия. Социально–педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних обладает существенными особенностями, а наличие данных особенностей определяется спецификой правового и фактического положения несовершеннолетних как социально–возрастной группы социума, которая находится на стадии интенсивного развития, а также личных качеств несовершеннолетних правонарушителей.

В отечественной литературе такие ученые, как С. Н. Медведева, С. С. Чернова, Т. М. Зайко и др. выделяют несколько направлений социально–педагогической деятельности по профилактике правонарушений среди подростков:

1) повышение роли семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних;

2) повышение воспитательной роли образовательных учреждений в организации и проведении мероприятий, направленных на профилактику правонарушений;

3) использование позитивных возможностей средств массовой информации и ограждение несовершеннолетних от их негативного влияния;

4) приобщение несовершеннолетних к участию в общественной деятельности в различных центрах, организациях (театральных, спортивных, культурно–досуговых);

5) активизация самовоспитательной деятельности по преодолению и исправлению негативных качеств и привычек.

Так же имеет место быть и такому понятию как «педагогическая профилактика». Педагогическая профилактика – это социально-педагогическая проблема, которая  может быть решена на основе индивидуального подхода. Аспект педагогической профилактики составляет непосредственное воспитательное воздействие учителя, коллектива школьников на педагогически запущенных подростков, интенсификацию процесса их исправления и перевоспитания.

Таким образом, под социально–педагогической профилактикой понимают систему мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития несовершеннолетних и способствующих проявлению различных видов его активности. При организации социально–педагогической профилактики необходимо учитывать принципы социально–педагогической работы, основные направления социально-педагогической деятельности по предотвращению и преодолению совершения правонарушений. Важным направлением усовершенствования работы с подростками в рамках социально–педагогического аспекта является организация работы по преодолению неблагоприятных воздействий окружающей его среды, важнейшим элементом которой является ближайшее окружение подростка (семья), что и обусловливает степень новизны и перспективности данной темы в дальнейшем.

 

Список литературы:
1. Чечулин B.Л. Основания методики социальной работы с несовершеннолетними дезадаптированными детьми и правонарушителями / B.Л. Чечулин, Е.А. Соромотина, Е.А. Пузракова // Вестник Пермского университета. – 2012. – № 4 (12). – С. 85–92.
2. Медведева С. Н.  К вопросу о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних / С. Н. Медведева // Общество и право. – 2013. – № 44. – С. 129–132.
3. Чернова  С. С. Профилактика  правонарушений на современном этапе / С. С. Чернова // «Концепт». – 2014. – № 20. – С. 101–105.