Статья:

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫХ ИГР КАК РАЗНОВИДНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Конференция: LVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Чумарова О.В. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫХ ИГР КАК РАЗНОВИДНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LVII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(57). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 11-14.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫХ ИГР КАК РАЗНОВИДНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Чумарова Ольга Викторовна
воспитатель МБОУ “Старопестеревская СОШ”, РФ, г. Старопестерёво

 

THE ROLE OF DIDACTIC PLAY IN THE COGNITIVE AND  SPEECH DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS

 

Olga Chumarova

Educator MBOU "Staropesterevskaya secondary school", Russia, Staropesterevo

 

Аннотация. В статье рассматривается роль дидактической игры в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста.

Abstract. The article examines the role of didactic play in the cognitive and speech development of preschool children. 

 

Ключевые слова: познавательная деятельность; речевая деятельность; дидактическая игра; лото; домино; лабиринт; кубики; пазлы.

Keywords: cognitive activity; speech activity; didactic game; lotto; dominoes; labyrinth; cubes; puzzles.

 

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения, так как в дошкольном возрасте задача педагога развивать ребенка,  развивать его высшие психические функции: мышление, внимание, память, восприятие, воображение.

Для ребенка дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. Это может быть игра на улице со сверстниками, игра дома c родителями  или педагогическая игра, если ребенок находится в дошкольной образовательной организации.

Дидактическая игра представляет собой многостороннее, непростое педагогическое явление: она одновременно считается и игровым способом обучения детей дошкольного возраста, и в то же время формой  педагогического обучения, а также независимой детской игровой деятельностью, и орудием многостороннего обучения личности  маленького ребенка. Любая дидактическая игра имеет собственную историю развития и появления  и переходит из поколения в поколение.

Любая дидактическая игра формировалась и формируется взрослыми (родителями, педагогами) с целью  всестороннего развития детей с учетом их увлечений, способностей и потребностей. Маленькие дети принимают правила  игры в уже готовом для них  варианте и овладевают ей как частью  культуры.

Дидактическая игра способствует осознанному решению многих проблем нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также всестороннему  формированию у ребенка коммуникабельности и общительности [1].

Воспитатель подводите ребенка к таким обстоятельствам, которые помогают им вместе мастерски осуществлять игровую деятельность совместно, корректировать собственные действия как свои, так и ребенка, являться добросовестным и объективным.

Многолетние исследования и их результаты в области дошкольной педагогики показали, что все без исключения дидактические игры можно разделить на три главных вида: настольно-печатные игры, игры с предметами (естественным  материалом и игрушками) и словесные игры [1, с. 41].  

В данной статье рассмотрим разновидность настольно-печатных игр.

Одним из самых методически востребованных видов в деятельности в ДОО являются настольно-печатные игры. Разновидность основной деятельности дошкольников, направленной на аналитический подход в решении игровой ситуации, представленной в форме наглядного пособия, называется настольно-печатной игрой. Настольно-печатные игры разнообразны   по своему содержанию, по тем обучающим  задачам, которые они решают и по оформлению. Настольно-печатные игры помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать полученные знание, развивать мыслительные процессы ребенка.

Существуют разнообразные виды настольно-печатные игр:

  • лото;
  • домино;
  • лабиринт;
  • кубики;
  • разрезные картинки;
  • пазлы.

В процессе игры в “Лото” ребенок закрепляет знания о геометрических фигурах и цветах, развивают навыки классификации предметов, учатся создавать практически любые изображения, знакомятся с временами года. Лото развивает внимание, восприятие и логическое мышление.

Игра “Домино” предназначена для индивидуальных и групповых занятий. Способствует коммуникативному и познавательному развитию дошкольников, способности логически мыслить, улучшению концентрации внимания, зрительного восприятия.

В ходе игры  ребенок закрепляет представления о форме, цвете, величине живых и неживых объектов окружающего мира.

Игра “Лабиринт” развивает мышление, речь, внимание, мелкую моторику рук, фантазию, творческую активность и  воображение. 

Игра вызывает у детей познавательный интерес при ознакомлении с окружающим, расширяет и активизирует словарь. У играющего дошкольника развиваются выносливость, целеустремленность, стойкость в преодолении препятствий, упорство в достижении целей.

Кубики ориентированы, в первую очередь, на речевое развитие. Также играя  с кубиками  ребенок узнает о понятии “часть” и “целое”.

Разрезные картинки одна из популярнейших игр, широко используется как логопедами, так и воспитателями ДОУ. Умение успешно сложить из частей целое-один из важных показателей умственного развития ребенка.

Такая игра позволяет развивать логику, внимание, мышление, воображение и память у дошкольников.

При складывании разрезных изображений дошкольник начинает осознавать предметную  целостность, составлять иллюстрацию из частей. 

Дидактическая игра из разрезных картинок − это пазл, благодаря которому  можно помочь дошкольникам запомнить трудный для их восприятия  материал занятий.

Сбор пазлов − популярное развивающее занятие, подразумевающее составление  изображения  из частей.

Это увлекательное занятие, развивающее память, мыслительную способность, улучающее моторику пальцев рук и зрительное восприятие необходимой для развития ребенка информации.

Пазлы подходят  как для индивидуальных, так и для групповых занятий, способствуют развитию коммуникативных навыков.  Пазлы учат дошкольников визуально сравнивать, правильно соединять детали в единое целое, определять форму и расцветку изображенных объектов.

Настольные игры развивают интеллектуальные способности детей, способствуют проявлению положительных эмоций.

Таким образом, на основании вышесказанного, можно утверждать, что детская игра представляет собой не только лишь радость, но и наслаждение для детей, что само по себе является немаловажным фактом.

С помощью игры можно совершенствовать память, внимание, воображение, ребенка, т.е. все те свойства, которые нужны для дальнейшего развития и существования.

Играя в игру, ребенок способен приобретать практические новые знания, навыки, умения, совершенствовать свои полученные ранее способности, иногда даже не догадываясь об этом.

 

Список литературы:
1. Саввонова О.А. Роль дидактической игры в развитии дошкольников // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. №25-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-didakticheskoy-igry-v-razvitii-doshkolnikov (дата обращения: 02.01.2022).