Статья:

РОЛЬ ПРАКТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ОСВОЕНИИ УЧАЩИМИСЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ДИЗАЙН ОСНОВ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ

Конференция: LXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Ненахова И.Н. РОЛЬ ПРАКТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ОСВОЕНИИ УЧАЩИМИСЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ДИЗАЙН ОСНОВ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(68). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ ПРАКТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ОСВОЕНИИ УЧАЩИМИСЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ДИЗАЙН ОСНОВ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ

Ненахова Ирина Николаевна
студент, Институт искусств, ФГБОУ ВО Новосибирский государственный педагогический университет, РФ, г. Новосибирск

 

Аннотация. В статье раскрывается значение практических упражнений в обучении основам цветоведения учащихся специальности “Дизайн ”. Анализируется вопрос о связи теории и практики в обучении. Рассматриваются эффективные условия обучения цветоведению. Раскрывается роль практических упражнений для будущей профессиональной деятельности дизайнеров.

 

Ключевые слова: практика; теория; цвет; колористическая грамотность; гармония; упражнения.

 

С самого начала преподавания дисциплины цветоведения  необходимо развивать комплекс способностей восприятия цвета практического применения. Выполнение исследовательских заданий и заинтересованность  обучающихся побуждают к самостоятельности выполнения заданий и создают основу для реализации дизайн проекта. Учитывая, современные условия обучения в учебном процессе, необходимо сочетать традиционные и инновационные методы, приёмы и технологии обучения. Большое внимание следует уделять информационным и проектным  технологиям обучения цветоведению, а именно  в организации практической деятельности на занятиях. Также постижения цветовосприятия характеризуются организацией процесса получения учителем обратной связи с учащимися.

Для получения обратной информации о глубине восприятия цвета, цветовых контрастов, восприятие цветовых отношений по теплохолодности, и гармоничном восприятии цвета, большое значение имеет организация взаимодействия творческих самостоятельных работ. Для этого применяют методы теоретического и научного анализа восприятия цвета. В различных формах даются практические задания построенные на анализе цветовых изображений. Для формирования колористической грамотности и творческих способностей профессионального становления обучающихся колледжа были созданы педагогические условия обучения цветоведению, в которых рассматриваются: мотивация учебного процесса, интересы и мысли, цели обучения, профессиональная направленность учащихся; освоения теоретических и практических знаний, научное и учебное познание дисциплины цветоведения; проблемное обучение – как целостная дидактическая система, основанная творческим процессам путем самостоятельного поиска новых знаний; интеграция учебно – творческого направления, в процессе освоения которого объединяются искусство и технические знания то, что учащийся должен на практике владеть современными компьютерными графическими технологиями. Таким образом, обеспечивая определенные условия в обучении цветоведению, повышается эффективность обучения, позволяющая учащимся самостоятельно ставить и решать необходимые задачи, обусловленные личной заинтересованностью в профессионально-творческом развитии.

Эффективность и качество выполнения практический упражнений по цветоведению, зависит от разработанных критерий оценки, где решающую роль при выставлении отметки играет оценивание художественно-творческой деятельности в силу практического характера занятий самостоятельной работы. Формирование навыков самостоятельной деятельности во многом зависит от своевременного анализа результатов работы. Главной целью формирования профессиональных компетенций учащихся на уроках цветоведения является совершенствование профессиональных навыков и умений в решении самостоятельных сложных дизайнерских задач и реализаций авторских идей. А также профессиональный подход в проектировании дизайн проектов, на основе уверенном владении знаниями умениями в области цвета. При выполнении практических заданий на уроках цветоведения учащиеся сталкиваются с проблемами, связанными с использованием цвета. Учащиеся испытывают трудности при разработке общего цветового решения композиции. Считаю, что первоначально, перед практическими упражнениями необходима педагогическая беседа преподавателя с учащимися. В процессе бесед учащемуся сообщаются теоретические знания о теории цвета и композиции, эти знания должны выдаваться не от случая к случаю, а систематически, в процессе всего учебного года и помогать в реализации проектной деятельности будущих дизайнеров. Непосредственно перед выполнением каждого практического упражнения учащимся так же необходимо давать установку на конкретное задание, объяснять цель его выполнения и способы.

Практические задания основываются на теоретических знаниях цветоведения: характеристики цвета, их состав, свойства, практические приемы работы с цветом, глубинно – пространственные свойства цвета, контраст, закономерности построения цветовой композиции, колорита, сочетания цветов, выражающих авторскую идею; психологические и физиологические основы восприятия цвета; свойства красок, пигментов и красителей; воздействия веществ на цвет Изложение теоретических знаний может происходить в различных формах: объяснение, рассказ педагога, беседа, подготовка учащимися докладов, пояснительных записок к выполняемым работам, разнообразного визуально-зрительного материала. Объяснение новых тем сопровождается демонстрацией: используются репродукции картин мастеров, слайды, зрительный ряд на компьютере, работы учащихся прошлых лет, специальные наглядные пособия. Рассказывая учащимся о связи теории и практики обучения, о умении самостоятельно составлять цветовые композиции, с обоснованием художественного замысла дизайн - проекта. Обучение теории цвета предполагает ознакомление с терминологией колористики, при этом выбор терминов определяется возрастными особенностями учащихся.

Успешность обучения практическим навыкам основам цветоведения возможна лишь при наличии следующих факторов:

-учет индивидуальных творческих способностей учащихся, их субъективно-индивидуального предпочтения цвета или формы;

- развитие вариативности и креативности мышления, объемно-пространственного воображения;

- полное усвоение программных тем, своевременное выполнение практических заданий;

- установление межпредметных связей между цветоведением, композицией, профессионально – компьютерными программами;

- усвоение основных понятий и терминов цветоведения;

- свободное владение техникой работ художественно-живописными красками

- четкое определение критериев оценки работ учеников;

-проявление самостоятельности и активности учащихся при выполнении практических заданий;

- творческий подход в создании художественных работ.

При разработке ряда практических работ по цветоведению, необходимо учитывать дидактические принципы организации работ: «от простого – к сложному» - изучение воспроизведения образца к самостоятельности; «принцип научности» - передача через образцы произведений прочного установившихся знаний и показ самых существенных признаков в доступной для учащихся форме; «принцип системности» - формирование у учащихся целостного представления о процессе создания произведения искусств с момента составления эскизов, выбора материала до практического выполнения; «принцип доступности» - соответствие содержания материала возрастным и индивидуальным особенностям учащихся; «принцип сознательности и активности» - побуждение к проявлению самостоятельности в формировании знаний, умений и навыков.

Рекомендую проводить тренировочные упражнения по цветоведению на самостоятельное составление цветовых композиций с определенным цветовым колоритом, с обоснованием выбора определенного цвета в композиции, практического применения основных законов цветоведения и колористики в профессиональной деятельности дизайнера.

В связи с этим полезны специальные упражнения на овладение техническими приемами работы красками (отмывки, цветотональные растяжки). Исходя из разработанных критериев оценки практических работ по цветоведению была выработана серия упражнений, направленная на развитие колористической грамотности учащихся:

1.Основные характеристики цвета: ахроматические цвета (градация перехода), понятие тоновой шкалы, цвето-тоновая растяжка.

2.Спектральные цвета: основные цвета, сложные цвета.

3.Цветовые системы: цветовой круг, производные цвета (цветность, светлота).

4.Цветовая гамма: цветовая композиция (теплая, холодная, смешанная), развитие цвета в  динамике (природные цветовые схемы).

5. Колорит: трехцветная цветовая композиция в приглушенном (ломаном) колорите, многоцветие в зачерненном колорите, полярная цветовая композиция в разбеленном колорите, цветовая композиция в насыщенном колорите.

6. Контраст: контраст дополнительных цветов, контраст теплого и холодного контраст цветовых сопоставлений (по цвету), контраст светлого и темного, контраст цветового насыщения (по насыщенности), контраст цветового распространения (по площади цветового пятна).

7. Цветовые воздействие: психологическое воздействие цвета на эмоции и настроение человека, ассоциативное выражение цветом ассоциации «Стороны света» или «Время суток», ассоциативное выражение цветом эмоциональные восприятия «Музыка», ассоциативный цветовой образ в выражении «Страна».

8. Цветовые ассоциации: весовые (легкие, тяжелые, воздушные, невесомые...), температурные (горячие, теплые, холодные, пламенеющие, леденящие...), сезонные (весенние, летние, зимние, осенние...), эмоциональные (веселые, грустные, скучные, спокойные, драматические, трагические...), вкусовые (сладкие, вкусные, горькие, сухие, слащавые...).

9.Цветовая стилизация: декоративная цветовая композиция в стиле «Кубизм», стилизация натюрморта стилизация пейзажа.

Из выше сказанного, необходим навык - свободного владения цветом, что позволит учащимся пользоваться его выразительными свойствами в любой области изобразительного творчества и дизайна. На завершающем этапе обучения в колледже при выполнении итоговой работы учащимся рекомендуется предварительно сделать «цветовую карту» для нее. Она должна в предельно сжатой форме информировать о предполагаемых цветах. В процессе такой работы воспитываются самостоятельность, активность, ответственность, закрепляются и совершенствуются полученные ранее знания, умения и навыки, формируется интерес к учебе как основе будущей профессиональной деятельности в области искусства.

 

Список литературы:
1. Алексеев С.С. Научные сведения о цвете» журнал Изобразительное искусство в школе 2007 №3
2. Абишева С.И. Цветоведение: учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений/
3. Аксенов. Ю., М.Левидова Цвет и Линия: практическое руководство по рисунку и живописи 1 выпуск Москва издательство «Советский художник» 1976 г. 
4. Бухов О.Н. Условия развития творческих способностей студентов в учебной деятельности Алтайский госуд.унив. статья 
5. Буймистру Т.А. Колористика: цвет- ключ к красоте и гармонии/ Т.А Буймистру.- Москва: Ниола- Пресс, 2010 г.
6. Волков Н.Н. Цвет в живописи. Издательство «Искусство» Москва,1965 г.
7. Зайцев А.С. «Наука о цвете и живописи» Издательство «Искусство» 1986 г.
8. Иоханнес Иттен Искусство цвета 7-е издание Москва Д. Аронов 2011 г. (Иоханнес Иттен Искусство цвета 7 – е издание Москва Издатель Д.Аронов 2011)
9. Ильина О.В., Бондарева К.Ю. «Цветоведение и колористика» учебное пособие/ ГОУ ВПО СПб ГТУРП, СПб., Санкт- Петербург, 2008 г
10. Коровкин О.А. Атлас цветов: для среднего и старшего школьного возраста/ О.А. Коровкин.- Москва: Росмэн, 2005 г. 
11. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие для вузов по специальности «Изобразительное искусство»доп. М-вом образования и наукиРФ/ Г.М.Логвиненко Москва: ВЛАДОС, 2008. 
12. Месяц С.Н. Иоганн Вольфганг Гёте и его учение о цвете/ С.Н. Месяц; ИН –т философии РАН,Центр античной и средневековой философии и науки. – Москва: Круть, 2012.