ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРАКТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ
Конференция: XC Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: Педагогика

XC Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПРАКТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ
EXTRACURRICULAR WORK IN THE RUSSIAN LANGUAGE AS A MEANS OF SPEECH DEVELOPMENT OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN: PRACTICAL GUIDELINES
Taran Victoria Alexandrovna
Master’s student Azov State Pedagogical University, Primary school teacher, GBU OO ZO "Secondary School No. 4" Energodar, Russia, Energodar
Аннотация. Современные технологии позволяют учащимся ежедневно сталкиваются с русской речью в школе и вне школы: они смотрят блоги, разные каналы в социальных сетях, телепередачи и кинофильмы. Однако это развивает у детей навыки аудирования, мало способствуя развитию свободной грамотной речи. Для вышеотмеченного важным условием является систематическая работа по развитию речи не только на уроках русского языка, но и вне уроков. В статье приводится описание работы по речевому развитию младших школьников во внеклассной работе по русскому языка с помощью театральной деятельности и сказок.
Abstract. Modern technologies allow students to experience Russian speech daily at school and outside of school: they watch blogs, various social media channels, TV shows and movies) But this develops children's listening skills, and it does little to promote the development of free literate speech. For this, an important condition is systematic work on speech development not only in Russian lessons, but also outside of lessons. The article describes the work on the speech development of younger schoolchildren in extracurricular activities in the Russian language through theatrical activities and fairy tales.
Ключевые слова: внеклассная работа, внеурочная, речевое развитие, русский язык, театрализованная деятельность, сказка.
Keywords: extracurricular activities, extracurricular activities, speech development, Russian language, theatrical activities, fairy tale.
В начальных классах решается множество задач по воспитанию и обучению растущей личности. При этом развитие речи учащихся едва ли не самая главная проблема. И как бы ни было хорошо поставлена работа по развитию речи на уроках в младших классах, без продолжения этой работы во внеурочное время, трудно научить учащихся свободно говорить правильно, красиво и грамотно. В отличие от урочной системы обучения для внеурочной деятельности характерны:
– добровольный характер участия обучающихся во внеурочной деятельности;
– отсутствие строгой урочной регламентации, касающейся времени, места, формы их проведения;
– отсутствие строгого учета знаний, умений и навыков;
– большая самостоятельность и инициативность обучающихся в выполнении внеурочных поручений [5, с. 18].
Согласно ФГОС НОО, к окончанию начальной школы младшие школьники должны знать основные нормы русского языка, иметь представление о правилах речевого этикета, уметь ставить коммуникативные цели и задачи, а также знать, какие языковые средства можно использовать в той или иной ситуации [7].
Преподавание русского языка в школе требует применения разнообразных методов и форм работы. Традиционные уроки могут быть дополнены интерактивными методами, такими как групповые проекты, ролевые игры и дискуссии. Использование современных технологий, например, цифровых образовательных платформ, также становится всё более популярным. Этому способствуют не только интересы учеников, но и потребности современного общества [3].
Трудности, которые младшие школьники испытывают при усвоении учебного материала по русскому языку и чтению, а также их психологические причины могут быть разделены на следующие группы. Первая группа трудностей связана с недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков письма и чтения. Качество процесса письма в значительной мере обуславливается уровнем развития психомоторной сферы ученика. Вторая группа трудностей обусловлена особенностями формирования когнитивного компонента навыков письма и чтения [1].
Внеклассная работа по русскому языку, как и по другим предметам, не имеет строго установленной программы. Педагог самостоятельно определяет содержание внеурочных занятий, основываясь на особенностях класса, возможностях учебного заведения и своих личных компетенциях. Однако при выборе темы важно учитывать изучаемый на уроках материал и опираться на обязательные требования учебной программы.
Цели внеклассной работы по русскому языку в школе совпадают с целями уроков, однако задачи становятся более доступными. Следует подчеркнуть, что внеурочная деятельность в начальной школе по ФГОС не должна являться продолжением или углублением традиционного школьного образования. Она должна способствовать развитию самостоятельности учащихся, творческой активности, более надежному и осознанному усвоению материала, изученного на уроках, а также развивать навыки лингвистического анализа и повышать уровень языковых компетенций школьников [2].
Ключевыми требованиями проведения такого рода занятий должно стать соблюдение правил тесной связи внеклассной работы и основных уроков по русскому языку, а также реализация принципов систематичности, учета индивидуальных интересов и личных способностей обучающихся. К числу дополнительных аспектов организации внеурочной работы относятся: принцип занимательности (увлекательности и доступности), принцип новых форм и разнообразия, а также наличие взаимосвязи разных видов внеклассной работы, принцип добровольности и массовости [8]. Необходимо включение практико-ориентированных заданий, направленных на:
1) актуализацию теоретических знаний о языке;
2) развитие навыков нормативного и уместного использования языка;
3) применение знаний в различных речевых ситуациях (говорение, аудирование, чтение, письмо) [4, с. 12].
Для реализации разработанных занятий внеклассной работы по русскому языку как средству речевого развития с младшими школьниками автор данной статьи применила методику диагностики устной речи младших школьников Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной, направленную на определение уровня развития связной речи учащихся. Школьники составляли рассказ по сюжетным картинкам и выполняли пересказ текста «Яичко». С помощью диагностических заданий С.В. Иванова, М.И. Кузнецовой, А.О. Евдокимовой, автором данной статьи был выявлен уровень следующих речевых умений:
- умение воспроизводить текст в зависимости от тематики;
- умение высказываться в рамках основной мысли текста;
- последовательность изложения, наличие смысловых связей;
- умение делить текст на смысловые части;
- умение находить связь между предложениями в тексте.
Результаты констатирующего этапа исследования свидетельствуют о недостаточном уровне развития речевых умений младших школьников, и необходимости его повышения. Поэтому для реализации внеклассной работы с младшими школьниками автор настоящего исследования выбрала театрализованную деятельность.
Театрализованная деятельность определяется специфической особенностью — синтетичностью, объединяя в себе различные виды искусства. Осуществление театрализованной деятельности является ярким примером реализации системно-деятельностного подхода, включающего в себя пять основных компонентов: учебно-познавательные мотивы, действие, целеполагание, планирование решения, рефлексивно-оценочные действия.
Игры детей младшего школьного возраста близки с импровизированными театральными постановками. Младший школьник во время игры может побывать в роли актера, танцовщика, певца, бизнесмена. В процессе театрализованной деятельности у детей происходит формирование чувства ритма и грамотной речи, видение цели и содержания композиции, а также умение работать сообща, проявлять взаимопомощь и наблюдательность [6].
Свою деятельность на внеклассной работе автор начала с простых заданий. Сначала предлагались ребятам сказки по серии картинок. Это повествование сказок с использованием серии картинок. В итоге было проведено изменение конца сказки. Также младшим школьникам предлагалась более сложная работа со сказкой: продолжить повествование до логического, эмоционального завершения.
Ещё одним видом творческой работы над сказкой является её создание «наоборот». Это не новая сказка: в известный сказочный рассказ лишь вносятся элементы нового, связанные с перестановкой персонажей, с перевертыванием сюжета. Ученикам разрешалось при необходимости незначительно изменять сюжетную линию. Основное требование при этом заключалось в том, чтобы герои в «сказке наоборот» остались те же, только поменялись местами. «Сказка наоборот» сочиняется коллективно — всем классом или по группам, редактируется, что дает возможность ребятам лучше понять героев сказки, пополнить активный словарь яркими сказочными оборотами. Также детям предлагалось сочинение сказок из серии «Сказки с огородной грядки». Героями сказок становятся овощи и фрукты. Проводилось составление сказок с лишним героем и сочинение сказки по опорам. Например, работа со сказкой «Красная шапочка» в которой появляется вертолет.
Результаты диагностики после занятий по внеклассной работе показывают, что высокий уровень развития связной речи имеют уже больше младших школьников, а низкий уровень выявлен уже у меньшего числа обучающихся экспериментальной группы. То есть стало больше тех младших школьников, у которых рассказ составлен в соответствии с ситуацией, смысл не искажен, последовательность верная. Они разложили картинки без помощи. Для речи характерна языковая правильность, содержательность, последовательность, логичность, используются выразительные средства, рассказ четкий, слова используются сложные. А меньше стало тех младших школьников, у кого смысл рассказа потерян, основная мысль рассказа искажена, либо рассказ не закончен, используются только простейшие слова, при этом составляется сам рассказ по наводящим вопросам. Также стало больше тех школьников, кто показал высокий уровень умения воспроизводить текст в зависимости от тематики; умения высказываться в рамках основной мысли текста; последовательность изложения, наличие смысловых связей; умение делить текст на смысловые части; умение находить связь между предложениями в тексте.
Итак, внеклассная работа по русскому языку предоставляет учащимся возможность углубить свои знания и лингвистические навыки владения, организация различных мероприятий, таких как литературные конкурсы, викторины, театрализованные постановки и разговорные клубы, способствуют развитию речи, критического мышления и творческих способностей детей. Посредством участия в подобного рода активной деятельности, младшие школьники расширяют свой словарный запас, учатся правильно формулировать мысли, а также развивают навыки публичного выступления. Кроме того, внеклассная работа позволяет интегрировать различные формы взаимодействия: работа в группах, индивидуальные задания, совместные проекты.


