Статья:

Использование подвижных игр в образовательном процессе по физической культуре

Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Выходные данные
Борисова О.А., Симаков В.В. Использование подвижных игр в образовательном процессе по физической культуре // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 128-133.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование подвижных игр в образовательном процессе по физической культуре

Борисова Ольга Анатольевна
канд. пед. наук, доцент кафедры физического воспитания, Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Московский государственный областной университет», РФ, г. Москва
Симаков Владимир Владимирович
доцент кафедры физического воспитания, Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Московский государственный областной университет», РФ, г. Москва

 

Use of outdoor games in the educational process for physical education

 

Olga Borisova

сandidate of pedagogical sciences, associate professor, Department of physical training, Moscow State Regional University, Russia, Moscow

Vladimir Simakov

associate professor, Department of  physical training, Moscow State Regional University, Russia, Moscow

 

Аннотация. Преподавание дисциплины: «Элективные курсы по физической культуре» в высшей школе требует от преподавателя творческого подхода к планированию учебного материала. Содержание образования по физической культуре должно быть направлено на реализацию не только его основных задач, но и предполагать использование вариативности форм и методов освоения.

Будущий учитель должен обладать хорошим здоровьем, заботиться о его поддержании, уметь творчески воплощать полученный материал из учебной деятельности во внеучебную.

Abstract. Teaching discipline: At the higher school demands "Elective courses on physical culture" from the teacher of creative approach to planning of a training material. Content of education on physical culture has to be directed to realization not only his main objectives, but also assume use of variability of forms and methods of development.

Future teacher has to have good health, care for his maintenance, be able to embody creatively received material from educational activity in nonlearning.

 

Ключевые слова: ВУЗ; педагог; здоровье; физическая подготовленность; творчество; исследовательская деятельность; подвижные игры; профессиональная деятельность.

Keywords: Higher education institution; teacher; health; physical fitness; creativity; research activity; outdoor games; professional activity.

 

Занятия физической культурой, проводимые в высших учебных заведениях, в значительной мере содействуют подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности.

Преподаватель физической культуры в вузе, сейчас с введением элективного курса имеет возможности в выборе содержания и форм организации занятий. Создание основы для проявления творчества в проведении учебных занятий  требует от него умения использовать в профессиональной деятельности всех взаимосвязанных разделов содержания дисциплины: «Физическая культура».

Современными авторами физическое здоровье рассматривается как состояние функциональных возможностей и систем организма. Личность студента включена в систему общественных отношений, поэтому на её здоровье воздействуют и различные социальные связи.

Поступив в ВУЗ, студент сталкивается с рядом проблем. Повседневная жизнь предъявляет к организму студентов большие требования. От состояния здоровья, уровня работоспособности и физической подготовленности  зависит и выполнение ими будущих социально-профессиональных функций.

Для проведения практических занятий студентов подразделяют на учебные группы. Одним из условий при формировании этих групп является контроль за состоянием здоровья со стороны преподавателя и врача. Тут преподаватели вуза  сталкиваются с проблемой лицензионного обследования в вузе. При поступлении на обучение по направлениям студенты должны проходить обязательные медицинские осмотры.

С каждым годом увеличивается количество студентов, относящихся к специальной медицинской группе или освобожденных от занятий по физической культуре.

По предоставленным медицинским справкам в школе эти студенты нередко пассивны  на занятиях. Остается важной задачей  активация физической деятельности таких студентов.

Поступающие в ВУЗ предоставляют оригинал или копию медицинской справки (форма о86-У), содержащей сведения о проведении медицинского осмотра с перечнем врачей-специалистов.

В медицинской справке должны быть отражены заключения о состоянии здоровья студентов, в том числе указаны группы здоровья, позволяющие распределить студентов на учебные занятия по физической культуре. Часто эти справки не оформлены по тем стандартам, которые к ним предъявляются.

Человек ограничен физиологическими границами нормальной жизнедеятельности и должен эти границы соблюдать, т.е. поддерживать функционирование органов и систем. Качественное физическое развитие характеризуется изменением  функциональных возможностей организма.

Преподавателю физического воспитания в вузе необходимо в первую очередь научить студентов методам оценки и контроля за показателями физического развития и методам самоконтроля за функциональным состоянием организма. В зачетные требования каждого курса необходимо включать физиологические и функциональные пробы, которые позволяют прослеживать динамику. Современная медицина доказывает, что к росту заболеваний среди молодежи приводит и ограничение  двигательного режима.

Анализируя физкультурно – спортивную активность студентов- первокурсников за последние два года можно отметить, что она снижается (рис.1).

 

Рисунок 1. Физкультурно-спортивная активность студентов за 2015-2017 гг.

 

Результаты проведенного опроса показывают, что если в 2015-2016 учебном году 19,6% студентов занимались дополнительно в свободное время физическими упражнениями, то в 2016-2017 учебном году произошло снижения этого показателя на 3,8% у студентов-первокурсников.

Уровень физической подготовленности у студентов-первокурсников определялся по контрольным тестам, рекомендованным новым федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Полученные результаты исследования показывают:

· в показателях выносливости студенты имеют низкий уровень;

· низкий показатель имеют 39% занимающихся в оценке уровня гибкости;

· в показателях развития скорости одинаковое соотношение  низкого и среднего уровня физической подготовленности;

· в показателях силы 59,3%  имеют средний и низкий показатели.

Наш ВУЗ готовит будущих педагогов и их учительская деятельность по мнению А.А.Щербакова, Н.А. Рыкова делится на 8 функций:

· информационную (учитель транслирует ту или иную информацию);

· развивающую (развивает мышление, воображение, те или иные умения, речь и т.д.)

· ориентирующую (ориентирует в многообразии информации, нравственных ценностей);

· мобилизирующую (мобилизирует на выполнение упражнений, заданий, дел);

· конструирующую (конструирует урок, внеклассное дело, разноуровневые задания, самостоятельные работы, общение и многое другое);

· коммуникативную;

· организационную;

· исследовательскую.

Таким образом, планируемый  процесс обучения по дисциплине «Физическая культура» решает множество задач, одной из них должна быть направлена на совершенствование компетенции ОК-8, которая будет помогать студентам использовать средства и методы для обеспечения социальной и профессиональной деятельности.

Педагог высшей школы  должен научить работать студента самостоятельно. В целях развития творчества   в процессе  обучения  студентов, а также оптимизации учебной деятельности преподаватели должны   предоставлять студентам больше инициативы и самостоятельности в выборе средств, методов и форм занятий. Как показывает  педагогический  опыт работы в вузе, для многих студентов  занятия физической культурой – это прежде  всего овладение  системой практических умений и навыков, совершенствование физических качеств и они неподготовлены к восприятию научно-практических основ физической культуры. Определенную трудность испытывают и преподаватели.

Весь педагогический процесс в физической культуре  связан с физической нагрузкой, поэтому так важно соединять в едино исследовательскую и практическую работу. В процессе подготовки к этим занятиям они овладевают методами работы с литературными источниками, учатся обрабатывать полученные результаты исследования, обобщать и систематизировать, что в дальнейшем может пригодиться в их педагогической деятельности.

После проведения исследования, студенты выступают с докладами на конференциях, а лучшие студенческие работы  публикуются в кафедральном сборнике.

Анализируя данные опроса, необходимо отметить, что 48% студентов указали на то, что такая форма проведения занятий не только благотворно развивает физические качества, но и позволяет лучше ознакомиться с функциональными возможностями организма, обеспечивает общую и профессионально-прикладную физическую подготовку к будущей профессии.

Будущая профессия учителя предполагает  потребности в сотрудничестве, самопознании, в эмоциональных контактах. Эта профессия также требует проявления организаторских  и коммуникативных способностей. Все эти задачи единовременно могут быть установлены в процессе проведения подвижных игр. Игра предполагает включение элементов, планирование предполагаемых действий, общение студентов между собой. Использование игры в учебном процессе поможет педагогу  не только сплотить коллектив обучаемых, но и научит студентов правильно оценивать поступки других. Воспитательное значение игры  трудно переоценить. Эмоциональный уровень, сопровождающий игру, позволяет им использовать радость от напряжения физических и умственных сил.

Одно из основных особенностей подвижных игр является то, что в них используются все свойственные человеку  естественные движения. Разнообразие используемых в них движений, создает большие возможности для проявления творчества и инициативы студентов, поэтому студентов необходимо обучать умению играть. Будущий  учитель должен владеть методикой их проведения, уметь подбирать их для решения определенных педагогических целей.

Студент совместно с преподавателем составляет игровые карточки в зависимости от поставленных задач, которые должны решаться в учебном процессе. На протяжении учебного года студенты собирают целую картотеку подвижных игр.

Умение организовывать и проводить подвижные игры с однокурсниками, помогает использовать полученные знания и умения при проведении летней педагогической практики в лагерях.

80% студентов указывают на то, что полученные знания по организации подвижных игр  в процессе учебной деятельности  помогает им на педагогической практике.

Таким образом, будущая учительская деятельность носит творческий характер. В процессе проведения занятий педагог должен  научить студентов:

· применять разносторонние тесты анализа своих морфофизиологических показателей;

· владеть тестами, позволяющими оценивать их физическую подготовленность;

· осуществлять контроль и помощь в выполнении заданий, организовывать педагогическое руководство в проведении как методико-практических занятий, так и в проведении подвижных игр, эстафет;

· творчески и обоснованно планировать учебный материал.

 

Список литературы:
1. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др.; Под ред. А. С. Роботовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 208 с.
2. Разяпова, Р.Н. Подвижные игры для студентов вузов/ Л.Н. Малорошвило, В.П. Малорошвило, Р.Н. Разяпова .— 2014 .— 53 с.