ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ
Конференция: XCIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика профессионального образования

XCIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ
RESEARCH CULTURE AS A BASIS FOR PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE ENGINEERS
Anton Bakaev
Senior Lecturer at the Department of Biomedical Engineering, Orenburg State University, Orenburg
Аннотация. В статье исследуется роль исследовательской культуры как ключевого компонента профессионального становления студентов инженерных специальностей. Подчеркивается взаимосвязь теоретических знаний и практических компетенций, необходимых для формирования метакомпетенций. Рассматриваются гносеологический, аксиологический и праксеологический компоненты исследовательской культуры. Особое внимание уделяется влиянию исследовательской культуры на развитие инженерного и научного мышления, ориентированного на гуманистические ценности и социальную ответственность.
Abstract. The article examines the role of research culture as a key component of the professional development of engineering students. The interrelation of theoretical knowledge and practical competencies necessary for the formation of meta-competencies is emphasized. The epistemological, axiological and praxeological components of the research culture are considered. Special attention is paid to the influence of research culture on the development of engineering and scientific thinking focused on humanistic values and social responsibility.
Ключевые слова: исследовательская культура; педагогические стратегии; высшее образование; профессиональное развитие; исследовательская деятельность.
Keywords: research culture; pedagogical strategies; higher education; professional development; research activities.
Многие ученые исследовали различные подходы к исследовательской культуре в образовательных учреждениях, подчеркивая ее важность для профессионального роста студентов. С.Р. Гилядов [1] определяет исследовательскую культуру студента как совокупность его знаний, умений, навыков исследовательской деятельности и мировоззрения, которыми он руководствуется при определении стратегий и подходов к решению теоретических и практических исследовательских задач. А.Л. Шихова [4] и С. В. Шмачилина [5] подчеркивают, что исследовательская культура как аспект общей культуры, воспитывается благодаря активному участию студентов в исследовательской деятельности. Мы согласны с утверждением С. Л. Рубинштейна о том, что переход от мышления к приобретению знаний достигается с помощью таких аналитических процессов, как сравнение, синтез, абстрагирование и обобщение [2]. Помимо этих фундаментальных методов, успешное исследование требует умения ставить четкие цели, разрабатывать гипотезы и делать выводы, используя как дедуктивные, так и индуктивные рассуждения.
Понятие культуры, которое исторически возникло из деятельности, направленной на преобразование природы и развитие человеческого интеллекта, тесно переплетено с исследовательской деятельностью. Понимание этой связи дает представление о роли исследовательской культуры в формировании профессиональной идентичности и навыков студентов.
В основе исследовательской культуры лежит сочетание теоретических знаний и практических компетенций. Для студентов инженерных специальностей исследовательская деятельность предполагает получение новых знаний о материалах, конструкциях и промышленных образцах, что напрямую влияет на их профессиональную компетентность. Такой подход, ориентированный на исследования, способствует более глубокому пониманию инженерных принципов и готовит студентов к применению этих принципов в реальных условиях. Развитие исследовательской культуры также предполагает формирование мышления, которое характеризуется критическим мышлением, решением проблем и задач профессионального характера. Участвуя в исследованиях, студенты учатся формулировать гипотезы, проводить эксперименты, анализировать данные и делать обоснованные выводы – умения, которые необходимы как в академической, так и в профессиональной среде. Исследовательская культура способствует и саморефлексии, побуждая студентов оценивать свои успехи и совершенствовать свои методы с течением времени.
Инженерам требуется особая форма мышления, выходящая за рамки обычных научных или бытовых рассуждений. Инженер должен быть всесторонне развитой личностью с высокой культурой и глубоким научным мировоззрением [3]. Кроме того, современная инженерная профессия требует развития особого типа инженерного и научного мышления, соответствующего гуманистическим ценностям. Это обусловлено растущей интеграцией культурных элементов в инженерную мысль, универсальным применением результатов инженерной деятельности и вовлечением творческих процессов.
Понятие исследовательской культуры шире, чем понятие «готовность к исследовательской деятельности». Хотя исследовательская компетентность –или «готовность к исследованиям» – является важнейшим аспектом, исследовательская культура охватывает гораздо большее. Это, в первую очередь, усвоение ценностей и опыта исследовательской деятельности посредством образования и практики, формирование личной системы ценностей, которая определяет последовательное исследовательское поведение и принятие решений. Эта трансформация влияет на структуру познавательной и исследовательской деятельности.
В контексте технического университета исследовательская культура является ключом к формированию метакомпетенций, необходимых для реализации сути инженерной работы, которая характеризуется творчеством, инновациями и активным проектированием социальных реальностей. Исследовательская культура также включает в себя такие универсальные гуманистические ценности, как честность, справедливость и ответственность. Эти принципы формируют критерии принятия решений на мировоззренческом уровне, влияя на то, как будущие инженеры подходят к своим профессиональным задачам и разрабатывают решения. Мотивация исследовательской деятельности, основанная на индивидуальных потребностях и интересах, противоречит ценностной основе исследовательской культуры. Последняя обеспечивает общую основу, которая жизненно важна для инженерного сообщества, особенно для выпускников технических университетов.
Исследовательская культура рассматривается нами как личностное качество, которое развивается у студентов инженерных специальностей в процессе их исследовательской деятельности. Эта культура не только способствует саморазвитию и профессиональному росту будущих инженеров, но и служит основой для их превращения в высококвалифицированных и компетентных специалистов. Становится очевидным, что становление и рост исследовательской культуры у студентов технических университетов зависят от их способности развивать исследовательские навыки, компетентность и экспертные знания. Рассматривая исследовательскую культуру как механизм профессионального и личностного развития, необходимо выделить основные элементы исследовательской деятельности: гносеологический, аксиологический и праксеологический компоненты. Гносеологический компонент предполагает приобретение необходимых для исследования знаний, которые включают понимание объекта, предмета, целей и задач исследования. Кроме того, он включает в себя способность обрабатывать информацию, участвовать в дискуссиях и эффективно проводить научные исследования. Аксиологический компонент является ключевым для формирования у студентов желания заниматься исследовательской деятельностью, стимулируя их стремление к профессиональному и личностному росту, развивая готовность к проектной работе и поощряя целенаправленное стремление начинающих инженеров к самосовершенствованию. Праксеологический компонент представлен исследовательскими умениями, необходимыми студентам для эффективной исследовательской работы.
Рисунок 1. Компоненты исследовательской культуры
Вместе эти взаимосвязанные компоненты создают комплексную систему, которая поддерживает исследовательскую деятельность студентов и способствует развитию устойчивой исследовательской культуры.
Таким образом, исследовательская культура студента технического вуза является основополагающим компонентом его общей профессиональной культуры. Она лежит в основе истинного профессионализма, поскольку позволяет применять творческие навыки для решения важнейших задач в своей области. Эта культура является неотъемлемым, исторически укоренившимся элементом образования высококвалифицированных инженеров, гарантирующим, что они смогут вносить инновационный и значительный вклад в развитие общества.
