Статья:

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка как способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий

Конференция: IX Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Чекашкина Т.Ю. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка как способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам IX междунар. науч.-практ. конф. — № 7(9). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 44-48.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка как способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий

Чекашкина Татьяна Юрьевна
учитель английской языка, МБОУ «Школа №21», РФ, г. Рязань

 

Using information and communication technologies at the English lessons in formation of communicative universal educational actions

 

Tatiana Chekashkina

english teacher, Municipal Budgetary General Education Institution “School №21”, Russia, Ryazan

 

Аннотация. Согласно современному образовательному стандарту формирование коммуникативных УУД является первостепенной задачей в обучении иностранному языку. Использование ИКТ на уроках английского языка стимулирует личную, интеллектуальную активность, развивает познавательные процессы и способствует формированию коммуникативной компетенции.

Abstract. According to the modern standard of education the formation of communicative universal educational actions is a main task in teaching foreign languages. Using information and communication technologies at the English lessons stimulates the personal, intellectual activity, and develops cognitive processes that contribute to the formation of communicative competence.

 

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии; коммуникативные универсальные учебные действия; государственный образовательный стандарт; образование; иностранный язык; английский язык; коммуникативная компетенция; речь; общение; базовые навыки.

Keywords: information and communication technologies; communicative universal educational actions; state educational standard; education; foreign language; English language; communicative competence; speech; communication; basic skills.

 

Современный уровень развития образовательной системы ставит перед педагогом множество задач. И основными из них являются организация высококачественного обучения каждого учащегося, усвоение им знаний в объеме стандарта образования, а также повышение мотивации к учению. Путей решения данных задач много. Модернизация образования на современном этапе рождает немало педагогических открытий. Но в первую очередь они должны быть направлены на развитие личности учащегося, его способностей, на его подготовку к взрослой жизни.

Овладение иностранным языком на современном этапе – это не просто приобретение навыков и умений аудирования, чтения, говорения, письма. Ученик знакомится с культурой страны изучаемого языка: историей, географическим положением, религией, традициями, обычаями, искусством. Обучение иностранному языку в настоящее время призвано дать учащимся практические языковые навыки, которые необходимы им для дальнейшей учёбы, работы, жизни. А применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках способствует развитию у учащихся умений ориентироваться в современном информационном обществе.

Основное назначение иностранного языка как предмета школьной программы видится в формировании коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), которые выражаются в способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо) [2, с. 12]. Формирование коммуникативной компетенции является первостепенной целью обучения иностранному языку. А формирование УУД при помощи применения ИКТ в образовательном процессе является достаточно актуальной задачей.

В государственном образовательном стандарте обучения иностранному языку предусматривается в качестве цели обучения овладение иноязычным общением как минимум на уровне элементарной компетенции в говорении, аудировании, письме, и продвинутой коммуникативной компетенции в чтении. В этой связи ИКТ позволяют представлять обучаемому информацию в различной форме (текст, графика, аудио, видео, анимация), выводить большой объем информации порционно, что помогает проще усваивать изучаемый материал, активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти, а также печатать, воспроизводить и комментировать информацию, взаимодействовать с мировым информационным сообществом.

Использование ИКТ на уроках английского языка в младшем и среднем звене обеспечивает широкий доступ к учебно-методической и научной информации, оперативной консультационной помощи, проведение виртуальных учебных занятий в режиме реального времени. Применение электронных приложений к учебникам помогает детям справиться с чувством страха и дискомфорта в общении на английском языке путем привлечения в качестве партнера сказочных персонажей. В старших же классах использование современных технологий позволяют раскрывать потенциал учащихся в создании серьезных исследовательских, проектных работ с мультимедийными презентациями и т.д. [1]. Возможности интерактивной доски способствуют развитию творческой активности, увлеченности предметом, созданию лучших условий для усвоения навыков аудирования и говорения, что обеспечивает положительные результаты при усвоении учебного материала.

Проводимое мной диагностическое исследование (анкетирование) учащихся 7-х классов подтвердило положительное отношение детей к использованию ИКТ на уроках английского языка. Учащиеся отмечают, что уроки с применением компьютера гораздо интереснее. Многих из них привлекает возможность проявить индивидуальное творчество при подготовке мультимедийных презентаций. Анкетирование выявило необходимость внедрения новых форм обучения для повышения мотивации и интереса к изучению иностранного языка, интенсификации занятий, организации учебного процесса в свете новых требований жизни.

На своих уроках я широко использую компьютерные презентации, что позволяет демонстрировать большое количество иллюстративного материала, интенсифицировать урок, исключив время для написания материала на доске, вовлечь учащихся в самостоятельный творческий процесс обучения. Изложение материала в более доходчивой наглядной форме позволяет экономить время для речевой практики. При создании презентаций можно использовать не только общеизвестные программы Power Point или Movie Maker, но и прибегать к помощи Интернет-сервисов таких, как Prezi.com и LearningApps.org.

Использование видео и аудио записей на уроке позволяет представить язык в живом контексте. Учебные аудио(видео) курсы и видеоматериалы (художественные и документальные фильмы, мультфильмы, новости, музыкальные видеоклипы, реклама и т.д.) позволяют проводить различные ролевые или деловые игры, дискуссии, диспуты, показывать коммуникативную сторону языка через изучение мимики и жестов, практиковать навыки пересказа, обогатить словарный запас, стимулировать общение и беседу.

Также в своей педагогической практике я широко использую электронные лексико-грамматические тесты, тематические разработки для Smart Board, а также обучающие компьютерные программы, такие как “Triple play plus in English”, “English for beginners”, “Young genius”, "Bridge to English" и другие.

У многие обучающих программ предусмотрен режим работы с микрофоном (“Talk to me”, “English Platinum”, «Профессор Хиггинс»). После прослушивания слов или фраз, учащийся повторяет их за диктором, и на экране появляется графическое изображение звука диктора и учащегося. Учащийся стремится добиться графического изображения произнесённого звука максимально приближённого к образцу. Такие упражнения полезны как на начальном этапе обучения английскому языку, так и на последующих этапах.

На уроках иностранного языка мы непосредственно развиваем способность и готовность учащихся осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Прекрасным способом формированию у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции является организация общения, взаимодействия и переписки с зарубежными сверстниками. Отличным подспорьем в этом деле являются Интернет-ресурсы, которые позволяет общаться с носителями языка в режиме реального времени (чаты, конференции, вебинары) и с задержкой во времени (форумы, электронная почта, сайты, блоги): http://www.penpalworld.com/, http://www.englishbaby.com/, http://www.talk-and-learn.com/, https://www.conversationexchange.com/ и другие.

Таким образом, в результате применением ИКТ на уроках английского языка прослеживается динамика увеличения качества знаний (как показали контрольные работы и тесты учащихся), растет число участников олимпиад и конкурсов и несомненно повышается интерес учащихся к иностранному языку.

Несомненно, результативность урока напрямую зависит от работы учителя, как координатора учебного процесса. Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению и практическому владению английским языком как в повседневном общении, так и в профессиональной сфере. Использование компьютерных технологий способствует развитию познавательных, информационных и, конечно же, коммуникативных УУД обучающихся. За счет использования интерактивных компьютерных средств можно дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения английскому языку. Использование ИКТ позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.

 

Список литературы:
1. Войтко С.А. Об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: сайт. – URL: http://festival.1september.ru/articles/415914/. (дата обращения: 03.07.2017).
2. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. – № 2. – С. 11–12.
3. Сергеева М. Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку // Педагог. – 2005. – № 2. – С. 162–166.