Динамика развития профессиональных ценностей и мотивов в процессе профессионального обучения студентов специальности «Акушерское дело»
Конференция: XXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика профессионального образования
XXXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Динамика развития профессиональных ценностей и мотивов в процессе профессионального обучения студентов специальности «Акушерское дело»
Аннотация. В статье рассматривается значение профессиональных ценностей и мотивов в акушерской деятельности, а также их становление и развитие в процессе профессионального образования. С целью изучения влияния современной системы психологической подготовки на формирование профессиональных ценностей и мотивов в структуре психологической готовности было проведено сравнительное исследование студентов средних и заключительных курсов специальности «Акушерское дело». Для данного исследования использовались такие методы как методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, а также тест Хеннинга в модификации А.П. Васильковой «Мотивация выбора медицинской профессии». В результате проведенного исследования было выявлено, что значительной разницы по уровню сформированности профессиональных ценностей и мотивов между студентами средних и заключительных курсов не выявлено. При этом важно отметить, что уровень отвергаемого отношения к профессиональным ценностям несколько повысился, что свидетельствует о недостаточной психологической готовности к будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: Профессиональные ценности и мотивы; профессиональное образование; акушерская деятельность; студенты специальности «Акушерское дело».
Акушерская деятельность предполагает не только оказание медицинской помощи, но и особую ценностную позицию, направленную на сохранение беременности и рождение ребенка [1, 6]. При этом профессиональные ценности лежат в основе конструктивной профессиональной мотивации и имеют особое значение в кризисных перинатальных ситуациях, где необходима не только медицинская помощь, но и оказание психологической поддержки [9].
Профессиональная мотивация и ценности как центральный компонент в структуре психологической готовности к профессиональной деятельности оказывает влияние на остальные компоненты готовности (когнитивный, эмоциональный и др.), что подтверждается современными исследованиями [7,12]. Установлена взаимосвязь конструктивной профессиональной мотивации (интерес к профессии и самореализация) студентов-медиков с хорошей академической успеваемостью, а также низким истощением в процессе обучения [12]. Выгорание же в процессе профессионального обучения, по результатам исследований Z.Gyorffy, имеет взаимосвязь с отсутствием альтруистической профессиональной мотивации (желание помочь людям) [11].
В современной литературе представлен ряд работ, раскрывающих особенности различных аспектов ценностно-мотивационной сферы личности студентов медицинских учебных учреждений [2,4,8,10]. Исследования ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа выявили следующие особенности. Н.И. Чернецкая, О.И. Комолкина установили доминирование таких терминальных ценностей как здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь [5]. Е.С. Дячкова, А.О. Аладинская отмечают следующие приоритетные ценности, занимающие первые три позиции: здоровье, уверенность в себе, любовь [3]. Изучение ценностных ориентаций у студентов медицинских вузов выявило приоритетность следующих ценностей: активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, здоровье [5].
Исследование динамики ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, у студентов медицинского колледжа не выявило значимых изменений структуры как терминальных, так и инструментальных ценностей в процессе обучения. Однако, как показало исследование, проведенное А.О. Аладинской, Е.А. Дьячковой, профессиональная мотивация изменяется более значительно, чем ценностные ориентации. При этом студенты второго курса медицинского колледжа имеют более высокий уровень профессиональной мотивации, по сравнению с четвертым курсом. Кроме того, отмечается, что учебная мотивация также снижается к четвертому курсу. На втором курсе у студентов присутствуют внутренние мотивы профессиональной деятельности, большинство студентов желает работать по специальности, с удовольствием получают профессиональные знания и умения, однако, к четвертому курсу внутренняя мотивация профессиональной деятельности (мотивы помощи людям) значительно снижается, преобладает внешняя отрицательная мотивация (избегание наказаний и критики со стороны руководства и окружающих). Наряду с изменением профессиональной мотивации, авторы выявили взаимосвязь определенных ценностей с профессиональными мотивами. Внутренняя профессиональная мотивация чаще связана с ценностями самореализации в профессии, внешняя положительная мотивация связана с личными достижениями и престижем профессии, внешняя отрицательная мотивация - с ценностями, не связанными с профессиональной деятельностью [3].
Таким образом, основываясь на исследования ряда авторов, можно заметить, что профессиональная мотивация будущих медицинских работников является недостаточно сформированной. По данным авторов, менее половины студентов учебных медицинских учреждений (по различным данным от 14-30%) демонстрируют конструктивную профессиональную мотивацию, связанную с интересом к профессии врача и желанием помогать людям. Значительная часть студентов имеет менее конструктивную профессиональную мотивацию, связанную с внешней положительной либо отрицательной мотивацией, что негативно сказывается на усвоении учебной программы, выгорании и истощении в процессе обучения, а, следовательно, и на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности в целом. Также исследователи установили тенденцию снижения конструктивности профессиональной мотивации в ходе обучения в учебном учреждении (среднее медицинское профессиональное звено), что, возможно, требует дополнительного исследования причин данной ситуации.
Особенности становления профессиональных ценностей и мотивации будущих акушеров(к) является малоизученной областью. С целью изучения влияния современной системы психологической подготовки на формирование профессиональных ценностей и мотивов студентов специальности «Акушерское дело» было проведено сравнительное исследование студентов средних и заключительных курсов данной специальности.
Исследование ценностных ориентаций осуществлялось с помощью методики «Ценностные ориентации». Данная методика была выбрана в связи с возможностью дополнять ее необходимыми понятиями и соответственно выявлять приоритетность специфичных профессиональных ценностей. Методика была разработана и предложена М. Рокичем (адаптация А. Гоштаус, М.А. Семенов, В.А. Ядов). В список ценностей данной методики были включены дополнительные понятия, отражающие значимые ценности в акушерской деятельности: «Материнство», «Ребенок». Таким образом, список терминальных ценностей включал 20 понятий. С целью изучения профессиональной мотивации будущих акушеров(к) использовался тест учебных мотивов В. Хеннинга, в модификации А.П. Васильковой - «Мотивация выбора медицинской профессии». Выбор данного опросника связан с акцентом методики на мотивацию выбора данной профессии, а не работы по данной специальности, что является важным в диагностике студентов.
Исследование проводилось на базе следующих медицинских учебных учреждений: ГБПОУ Санкт-Петербургский Акушерский колледж ОГБПОУ, ГПОУ Кемеровский областной медицинский колледж, ОГБПОУ Томский базовый медицинский колледж, ОГБПОУ Иркутский базовый медицинский колледж. Диагностический этап работы, проведенный на базе различных медицинских образовательных учреждений, позволил рассмотреть изучаемую проблему с меньшей зависимостью от специфики конкретного учебного заведения. Результаты исследования анализировались в совокупности, без разделения на учебные учреждения. В исследовании приняли участие 204 студента специальности «Акушерское дело», из них 95ч. – студенты средних курсов (2 и 3 курсы), 109ч. – студенты заключительных курсов (3 и 4 курсы). Возраст студентов – от 17 до 40 лет (средний возраст – 28,5 лет). Мужчин – 1,4%.
В ходе исследования были получены следующие результаты.
Приоритетность позиции важных профессиональных ценностей «материнство», «ребенок» прослеживается практически у половины будущих акушеров(к) обоих курсов (таблица 1,2). При этом значительных различий в показателях не наблюдается. Однако важно отметить, что несколько повышается процент студентов, имеющих отвергаемую позицию в отношении профессиональных ценностей.
Таблица 1
Результаты исследования ранжирования терминальных ценностей «материнство» у студентов средних и заключительных курсов специальности «Акушерское дело»
Позиции ценностей при ранжировании |
Приоритетная |
Нейтральная |
Отвергаемая |
Ценность «Материнство», средний курс |
56% |
34% |
10% |
Ценность «Материнство», закл. курс |
53% |
29% |
17% |
Таблица 2
Результаты исследования ранжирования терминальных ценностей «ребенок» у студентов средних и заключительных курсов специальности «Акушерское дело»
Позиции ценностей при ранжировании |
Приоритетная |
Нейтральная |
Отвергаемая |
Ценность «Ребенок», средний курс |
48% |
38% |
14% |
Ценность «Ребенок», закл. курс |
51% |
29% |
19% |
Среднестатистические показатели ценности «материнство» и «ребенок» у студентов средних и заключительных курсов отличаются незначительно, ранги остаются прежними и занимают 4 и 5 места соответственно, что указывает на приоритетные места в иерархии ценностей будущих акушеров(к) специальности «Акушерское дело» (таблица 3).
Таблица 3
Ранги терминальных ценностей у студентов средних и заключительных курсов специальности «Акушерское дело» (средние, ранги)
Терминальная ценность |
Среднест. показатель (Средний курс)
|
Ранг в группе (Средний курс) |
Среднест. показатель (Заключительный курс) |
Ранг в группе (Заключительный курс) |
Здоровье |
4,1 |
1 |
3,7 |
1 |
Любовь |
5,3 |
2 |
5,8 |
2 |
Счастливая семейная жизнь |
5,6 |
3 |
7,34 |
3 |
Материнство |
6,8 |
4 |
7,36 |
4 |
Ребенок |
7,7 |
5 |
8,0 |
5 |
Активная жизнь |
8,3 |
6 |
9,25 |
8 |
Жизненная мудрость |
8,6 |
7 |
8,7 |
7 |
Уверенность в себе |
9,0 |
8 |
9,9 |
11 |
Интересная работа |
9,4 |
9 |
8,3 |
6 |
Материально обеспеченная жизнь |
9,9 |
10 |
9,27 |
9 |
Друзья |
10,3 |
11 |
9,3 |
10 |
Развитие |
10,6 |
12 |
10,1 |
12 |
Продуктивная жизнь |
11,3 |
13 |
12,0 |
13 |
Познание |
12,4 |
14 |
12,6 |
15 |
Свобода |
12,6 |
15 |
12,1 |
14 |
Счастье других |
14,1 |
16 |
15,1 |
18 |
Красота природы и искусства |
14,5 |
17 |
15,7 |
20 |
Общественное признание |
15,01 |
18 |
13,3 |
16 |
Творчество |
15,02 |
19 |
15,2 |
19 |
Развлечение |
15,4 |
20 |
14,7 |
17 |
Профессиональная мотивация будущих акушерок средних и заключительных курсов, в большей степени, включает внутренние мотивы. Доминирующим мотивом в средних и заключительных курсах является личностно значимый мотив – «возможность заботиться о здоровье близких». Значительные различия в показателях отсутствуют (таблица 4). Динамики в становлении и развитии профессиональной мотивации не наблюдается (рис.1).
Таблица 4.
Результаты исследования доминирующей профессиональной мотивации будущих акушерок
Доминирующий профессиональный мотив
|
Показатель, средний курс |
Показатель, закл. курс |
«Возможность заботиться о здоровье близких» |
40% |
43% |
«Желание облегчить страдания детей, стариков» |
26% |
23% |
«Лечить людей» |
15% |
15%
|
«Возможность заботиться о своем здоровье» |
13% |
8% |
«Материальная заинтересованность» |
2% |
4% |
«Доступность медикаментов» |
0% |
3% |
«Возможность оказывать влияние на других людей» |
0% |
2% |
«Престиж профессии» |
3% |
1% |
«Желание решать научные проблемы» |
1% |
1% |
Рисунок. 1. Динамика развития профессиональной мотивации будущих акушеров(к) в процессе профессионального обучения в учебном учреждении
ЛЛ – мотив «желание лечить людей», ОС – мотив «желание облегчить страдания тяжелобольных, детей, стариков», ЗБ – мотив «возможность заботиться о здоровье близких», СЗ – «возможность заботиться о своем здоровье».
Таким образом, важно отметить, что терминальные ценности, связанные с профессией акушерки, такие как «материнство», «ребенок» только у половины испытуемых как средних, так и заключительных курсов являются приоритетными, а профессиональные мотивы, в большей степени связаны с личностной значимостью. Значительной разницы по уровню сформированности профессиональных ценностей и мотивов между студентами средних и заключительных курсов не выявлено. При этом важно отметить, что уровень отвергаемого отношения к профессиональным ценностям несколько повысился, что свидетельствует о проблемах психологической готовности к будущей профессиональной деятельности, о недостаточной положительной динамике в ходе психологической подготовки будущих акушеров(к) в рамках действующей образовательной системы.
В заключение важно отметить, что в ходе психологической подготовки будущих акушеров(к) необходимо уделять внимание не только развитию профессионально важных качеств личности и формированию психологической компетентности, но и становлению профессиональных ценностей и конструктивной общественно значимой профессиональной мотивации.