Статья:

Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики

Конференция: XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Бородай В.Ю., Кокорева В.В. Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(23). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 33-36.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики

Бородай Вероника Юрьевна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Кокорева Валентина Владимировна
канд. физ.-мат. наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь

 

Аннотация. В статье рассмотрены педагогические условия развития логического мышления младших школьников на уроках математики, предложены методические подходы к решению данной проблемы. Проанализирован педагогический потенциал применения дидактических игр и нестандартных задач в процессе формирования логического мышления младших школьников.

 

Ключевые слова: логическое мышление; познавательный интерес; учебная мотивация; дидактические игры; нестандартные задачи; мышление; анализ; синтез; алгоритм.

 

Главной задачей начального общего образование является формирование базовой основы интеллектуального развития детей, которая призвана создать все условия для воспитания всесторонне развитого, нестандартно мыслящего, умеющего критически оценивать свои действия человека. Младший школьный возраст является сензитивным для развития всех сфер личности младшего школьника, в том числе и для развития логического мышления.   Именно в том возрасте дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств [5].

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы, в том числе и математики, где отмечается необходимость овладения детьми основами логического и алгоритмического мышления. Как показывает практика, учителя начальной школы традиционно используют упражнения тренировочного типа, носящие репродуктивный характер, основанный на подражании. В этих условиях недостаточно развиваются такие качества мышления как глубина, критичность, гибкость и т.д. [6].

Как показывает практика, не все педагоги начальной школы используют в своей профессиональной деятельности дидактические игры, хорошо зарекомендовавших себя в опыте прогрессивных учителей. Задача разработки системы дидактических игр и внедрения ее в практику становится в настоящее время особенно актуальной в связи с переходом к обучению детей в школе с шести лет. При работе с детьми данного возраста дидактическая игра становится просто необходимой, так как она помогает осуществить плавный, безболезненный переход от игровой деятельности к учебной. Особенно актуально использование дидактических игр на таком учебном предмете, как математика. Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли математики в том, что в ней наиболее естественным способом происходит переход от абстрактного к конкретному [1].  

Нестандартные задачи и дидактические игры, значительно помогают в развитии логического мышления детей младшего школьного возраста. Это связано с тем, что они более легки для восприятия и не имеют однозначного алгоритма решения, а требуют креативного и нестандартного подхода в процессе их решении, что в свою очередь позволяет формировать гибкость, многовариантность и критичность мышления. Подобные задания предполагают нескольких вариантов ответов и решений, которые могут быть найдены посредством логических рассуждений и умозаключений, не опирающихся на алгоритмы решения традиционных текстовых задач.

Вариативность способов решения нестандартных заданий создает максимально благоприятные условия для проявления творческого потенциала ребенка, позволяя ему постоянно совершенствоваться в учебной деятельности, тем самым поддерживается познавательный интерес и учебная мотивация ребенка. Данные задания помогают младшему школьнику выдвигать разнообразные гипотезы, предположения, идеи, догадки, суждения, тем самым помогают уйти от стереотипности мышления, и формируют способность мыслить креативно в нестандартных ситуациях [3].

Материал, содержащий нестандартные задачи, характеризуется следующими свойствами: нет типового стандартного решения; поддерживают интерес к изучаемому предмету или явлению и мотивируют учащихся к обучению; основываются на знаниях законов мышления и т.д.

Однако, дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры и придаёт игре законченный характер. Решение поставленной задачи в игровой форме даёт школьникам ощущение успешности. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений школьников в усвоении знаний, и навыков применения данных знаний на практике.

При решении нестандартных задач и логических игр преследуются следующие цели: становление и развитие операций логического мышления: синтеза и анализа, аналогии, сравнения, обобщения; развитие творческих и исследовательских способностей; поддержание мотивации к учебной деятельности и познавательного интереса; формирование познавательной активности [4].

Дидактическая игра имеет свою структуру, которая отличается от других видов деятельности. Основные структурные компоненты дидактической игры: дидактические цели и задачи; оборудование; игровой план; правила игры; игровые действия; познавательное содержание; результат игры.

В отличие от остальных игр, дидактическая игра отличается существенным признаком - наличием четко поставленной цели обучения для достижения конкретного педагогического результата.

Использование на уроках математики нестандартных задач и дидактических игр дает возможность младшим школьникам перенести усвоенный алгоритм решения на новые задачи и игры, исключая случаи формирования типового мышления при решении задач [2].

Самостоятельное решение нестандартных заданий учат школьников без помощи учителя находить варианты решения задач, тем самым формируются навыки составления алгоритмов, происходит мотивация на самостоятельный поиск нетрадиционных способов решения задач. Данные новообразования отражаются на развитии сообразительности младших школьников; развивают у учащихся способности к анализу и синтезу, к способности переносу усвоенных знаний в новые условия; обеспечивают наиболее эффективное усвоение содержания курса математики [3].

Применение нетипичных задач и дидактических игр на уроках математики, выполняют развивающую функцию, в связи с этим не целесообразно требовать от младшего школьника умения решать любые предлагаемые ему нестандартные задачи и дидактические игры, однако попытки и старания детей к должны быть положительно оценены учителем.

Применение данных методов эффективно в том случае, если способствует лучшему пониманию математической сущности вопроса; стимулируют общение между учениками и учителем и создает непринужденную, эмоционально окрашенную атмосферу.

Дидактические игры на уроках математики в начальной школе должны использоваться на разных этапах урока (на этапе объяснения нового материала, закрепления, повторения, контроля), и непременно связаны с темой урока математики, гармонично сочетаясь с учебным материалом и соответствуя цели и задачам урока.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов детей, так как в этом возрасте они приобретают опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными.

Наибольший результат использование дидактических игр на уроках математики дает в классах, где преобладают ученики с низким интересом к предмету, так как задания подобного типа активизируют познавательную деятельность учащихся, делают восприятие более активным эмоциональным, творческим. Кроме этого, создание игровых ситуаций на уроках математики привносит эмоциональное разнообразие в учебную деятельность, снижает утомляемость, развивает внимание и логическое мышление, сообразительность, чувство коллектива и взаимопомощь.

Применение нетипичных заданий на разных этапах урока и при изучении разнообразного математического материала является эффективным средством активизации познавательной деятельности и развития логического мышления у младших школьников.

 

Список литературы:
1. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения. / В.Н. Аванесова. – М.: Просвещение, 2002. –215 c.
2. Белошистая, А.В., Левитес, В.В. Развитие логического мышления младших школьников на основе использования специальной систем занятий: Монография. / А.В. Белошистая, В.В. Левитес – Мурманск: МГПУ, 2009. – 104 с.
3. Вейль, Г. Математическое мышление / Под ред. Б.В. Бирюкова, А.Н. Паршина – М.: Наука. гл. ред. физ. - мат. лит., 2009. – 400 с.
4. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 2003. – 426 с.
5. http://rcde.edurm.ru/file/Kurses/2/1.htm Формирование приемов мыслительной деятельности у младших школьников при изучении математики.
6. https://fgos.ru- ФГОС НОО