Статья:

Воспитание как организованный педагогический процесс

Конференция: XXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Горда В.Л. Воспитание как организованный педагогический процесс // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(35). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 13-17.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Воспитание как организованный педагогический процесс

Горда Валерий Леонидович
воспитатель Суворовского военного училища, РФ, г. Санкт-Петербург

 

EDUCATION AS AN ORGANIZED PEDAGOGICAL PROCESS

 

Valery Gorda

Educator of Suvorov military school, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. Целью статьи является анализ структуры, функций, принципов и методов воспитания. Для наглядности процесс воспитания смоделирован в виде системы с обратной связью. Структура процесса воспитания дает возможность корректировать педагогическую деятельность на всех ее этапах. Вывод: рассмотренная модель воспитания предназначена для педагогов и воспитателей образовательных организаций.

Abstract. Purpose of the article: analysis of the structure, functions, principles and methods of education. For clarity, the process of education is modeled in the form of a feedback system. The structure of the education process makes it possible to adjust the pedagogical activity at all its stages. Conclusion: the considered model of education is intended for teachers and educators of educational organizations.

 

Ключевые слова: воспитание; процесс; модель; принципы и методы воспитания.

Keywords: education; process; model; principles and methods of education.

 

Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [1, с. 3]. Приоритетной целью воспитания является формирование и развитие у обучающегося качеств и отношений гражданина — патриота, профессионала и высоконравственной личности. А.С. Макаренко считал, что «четкое знание педагогом целей воспитания — самое непременное условие его успешной педагогической деятельности» [2]. Исходя из главных целей в воспитании выделяются в соответствии с ФГОС следующие направления: государственно-патриотическое, духовно-нравственное, правовое, умственное, эстетическое, физическое, экологическое и гендерное воспитание.

При реализации задач воспитания можно выделить пять основных функций воспитания:

  • формирующая-развивающая;
  • мобилизационная;
  • корректирующая;
  • профилактическая;
  • побуждающая к самовоспитанию.

Функции воспитания определяют систему воспитания как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, образующих целостный, непрерывный процесс формирования и развития личности обучающегося и побуждение его к самосовершенствованию качеств, необходимых для успешного выполнения задач, стоящих в условиях реформирования образования.

Для наглядности процесс воспитания целесообразно представить в виде модели — совокупности элементов и взаимосвязей между ними (рис. 1).

При этом главным и наиболее трудным в реализации является наполнение непосредственным содержанием процесса воспитания (на рисунке отмечен *), то есть набором методов, приемов и средств, в результате применения которых формируются требуемые качества личности и, соответственно, модель ее поведения. Линии обратной связи указывают на необходимость анализа степени достижения результата в практической деятельности во взаимодействии «воспитатель-воспитанник» и корректировке содержания всех элементов процесса как посредством внешних воздействий, так и путем самовоспитания.

 

Рисунок 1. Модель процесса воспитания

 

Необходимо отметить, что воспитание личности — это всегда индивидуальный, творческий процесс и не всегда поддается точной алгоритмизации. Мастерство педагога заключается в выборе и сочетании наиболее рациональных и эффективных методов и форм для достижения главной цели.

При организации воспитательной работы педагогу необходимо знать и руководствоваться основными общепризнанными принципами воспитания. Принципы воспитания — это руководящие педагогические положения, отражающие закономерности процесса воспитания и представляющие собой систему требований к содержанию, формам и методам воспитания (табл. 1).

Исходя из базовых принципов, педагог непосредственно в работе выбирает и корректирует сочетание методов и приемов воспитания. Методы воспитания — это совокупность приемов и средств воздействия на сознание, чувства и волю обучающегося для достижения воспитательных целей, формирования и развития личности. Методы разделяются на виды в зависимости от формы воздействия (табл. 2).

Таблица 1.

Принципы воспитания

 

Базовые принципы воспитания личности

Гуманистическая направленность

Воспитание в процессе практической деятельности

Комплексность

Опора на положительные качества личности

Единство и согласованность целей и задач

Индивидуальный и дифференцированный подход

Коллективность воспитания

 

Таблица 2.

Методы воспитания

Индивидуальные

Коллективные

Стимулирующие

Оценки и коррекции

Убеждение

Просьба

Доверие Авансирование

Соревнование

Общественное мнение

Поощрение Принуждение

Критика Переубеждение Реконструкция характера

 

Необходимо отметить, что в процессе воспитательной работы возникают противоречия, которые соответственно являются одновременно и его движущей силой. Это противоречия между требованиями к личности и ее возможностями:

  • потребностью личности и возможностями по их удовлетворению;
  • педагогическими задачами и возможностью человека их выполнить.

В противоречия также вступают социальная роль воспитателя и его личностные качества, необходимость в развитии воспитателя и его потребность в этом.

Ключевую роль в процессе воспитания играет педагогическое мастерство воспитателя — уровень совершенного владения педагогической деятельностью (рис. 2). Также важнейшим личностными и профессионально значимыми качествами являются любовь к своим ученикам (воспитанникам), знание своего дела (предмета) — «знай свой предмет и излагай его понятно», способность (наличие желания) к самосовершенствованию — «учитель живет до тех пор, пока учится» [3]. Воспитателю необходимо владение базовыми педагогическими техниками: техникой поведения и общения, техникой изучения и учета особенностей воспитанников, анализа результатов своей педагогической деятельности.

 

Рисунок 2. Основы педагогического мастерства

 

Таким образом, знание взаимосвязей всех элементов процесса воспитания, его структуры, наличие способности воспитателя критически анализировать результаты своей педагогической деятельности, вносить необходимые коррективы, сообразуясь с условиями, развитие личных высоких профессиональных качеств способны обеспечить достижение поставленных целей воспитания — формирования гармонично развитой личности воспитанников.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: www. garant.ru.
2. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Т. II / К.Д. Ушинский. — М. : Книга по Требованию, 2014. — 628 с.
3. www.bookool.ru/ Е.В. Беликова, О.И. Битаева, Л.В. Елисеева. Теория и методика воспитания. Конспект лекций.