Статья:

ИСКУССТВО КИНО И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Конференция: LIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Украинская А.А. ИСКУССТВО КИНО И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LIV междунар. науч.-практ. конф. — № 9(54). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 29-34.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСКУССТВО КИНО И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Украинская Анна Андреевна
педагог-психолог, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа 1541, РФ, г. Москва

 

THE ART OF FILM AND PERSONAL FORMATION OF A TEENAGER

 

Anna Ukrainiska

Educator-psychologist State budgetary educational institution, school № 1541, Russia, Moscow

 

Аннотация. Прослежена взаимосвязь между кинематографическим опытом и особенностями личностного самоопределения подростков. Обоснована целесообразность создания общественных форм противодействия негативной направленности киноконтента наделенных правами ограничения и запрета.

Abstract. The relationship between the cinematic experience and the characteristics of the personal self-determination of adolescents is traced. The expediency of creating public forms of counteracting the negative orientation of the film content endowed with the rights of restriction and prohibition has been substantiated.

 

Ключевые слова: информационный продукт; искусство; кинематограф; эмоциональное и психологическое напряжение; эффект соучастия. 

Keywords: information product; art; cinema; emotional and psychological stress; complicity effect.

 

В современном мире значительное место в жизни человека занимает видео контент информационного потока. Люди смотря фильмы, сериалы, видео блогеров  и т.п. Многообразие информационного продукта обусловливает  формирование групп зрителей,  предпочитающих, в соответствии с интересами и личностными предпочтениями, определенные направления, программы, фильмы, произведения. Здесь, конечно условно, можно провести аналогию с существовавшими в прошлые века книжными салонами, в которых читателей объединяла аналогичная любовь к направлениям в литературе, авторам, конкретному книжному произведению.

Неоспоримым фактом является то, что интересы и вкусовые предпочтения в искусстве как отражают личные особенности человека, так и формируют их. Это взаимодействие нашло отражение в истории искусства, где мы находим множество примеров формирования и изменения личности под влиянием искусства, с одной стороны, и появления новых направлений, форм и видов искусства под влиянием конкретной личности, - с другой.

В основе культурно-деятельностной парадигмы лежит идея о том, что человек формируется и развивается посредством интериоризации ценностных ориентиров того общества, в котором живет. Эти ориентиры и нормы, отражающие существующие нравственные законы, способы деятельности, взаимоотношения людей, проявляясь в культуре и произведениях искусства, в свою очередь, определяют те направления, в которых видоизменяется оценка социума и вызывают изменения в психике отдельного человека в процессе культурно-исторической эволюцией человеческой психики в целом [3].

Одним из наиболее массовых и относительно молодых видов искусства является кинематограф, появление и развитие которого обусловлено научно-техническими открытиями в области передачи и совершенствования качества передаваемого изображения. Наряду с этим, в продукции кинематографа аккумулируются  и передаются зрителям достижения многих других видов искусства, делая их доступными для широких слоев населения.

Таким образом, фильмы в обобщенном смысле отражают ценности того или иного общества и времени. Они являются не просто носителями  культуры, которые демонстрируют взгляд художника на мир, они активны.

Всестороннее развитие кинематографа, сочетающее в себе расширение содержательного контента, технических и изобразительных возможностей, сопровождается усилением воздействия передаваемой в определенных формах информации на общество в целом и отдельные его группы. Речь идет о направленности формирования мировоззрения, определенных моделей поведения, характере коммуникаций, потребительских предпочтениях, которые не всегда соответствуют принятым в обществе морально нравственным нормам. В свою очередь, развитие технических возможностей позволяет усиливать эмоциональное и психологическое напряжение зрителей, формируя при этом  эффект соучастия  в процессе восприятия  сюжета. Нравственные ценности, передаваемые посредством кинематографа, представляются практически идеальными, что приводит к копированию и формированию стереотипов поведения.

С развитием интернета происходит частичный отток зрительской аудитории от кинематографа, однако сеть современных кинотеатров существенно повышает качество предоставляемой услуги, возвращая зрителей в мир кино и, одновременно, усиливая степень воздействия на психику.

Проблемы влияния кино на личность человека волнуют научных деятелей психологии искусства и личности, возрастной и педагогической психологии, социологов, философов, культурологов и т.д. [1, 2].

Особым человеком, соединяющим мир кино и психологию, был Р.Арнхейм. Он  смотрел на кино через призму гештальтпсихологии, видел его как визуальное искусство, созданное внутрикадровым изображением. Арнхейм считал, что фильм сильно отличается от реальности, ведь он не передает запах, вкус, цвет. Но именно поэтому, у него есть особый язык и символика в виде изобразительных средств. Арнхейм видел достоинства черно-белого кино в его несхожести с реальностью и долго не принимал цветных и звуковых фильмов, которые приближаются к реальности [1].

Важной частью влияния кинематографа на формирование личности является восприятие зрителем насилия и агрессии с телеэкранов. Наиболее известным является социально-психологический  эксперимент с куклой «Бобо» А.Бандуры, который наглядно показал, что у детей, воспринимавших с экранов сцены насилия и агрессии, проявлялось аналогичное поведение. Результаты этого эксперимента легли в основу теории социального научения, согласно которой поведение человека обусловливается постоянным взаимным влиянием поведенческих, когнитивных и средовых факторов [5].

Для подросткового возраста характерно осознание себя как личности, формирование самосознания. В этом возрасте дети в большей степени подвержены влиянию окружающей среды, в частности поведение киногероев нередко служит образцом формирования отношений подростка в семье, коллективе, формирует стереотипы поведения в социуме. Не всегда подросток будет брать пример с положительного персонажа, критически оценивать картинку с экрана. Он выберет то, что будет ему близко по духу, привлечет его внимание яркой картинкой, энергетикой действия,  примет ту информацию, которую не додали ему окружающие и т.д.

Одной из особенностей массового кино является его типичность. Сценаристы используют результаты психологических и философских исследований. Так же есть ряд книг, в которых описаны основные структуры персонажей, развития сюжета, паттерны поведения. Примером может служить книга У.Индика «Психология для сценаристов» [4]. В ней описаны основные моменты конфликтов, которые не сложно визуально показать, тогда как сам конфликт внутренне сложнее. При этом структура персонажей и самого фильма хорошо укладывается в структуру психики. Таким образом массовые фильмы могут заложить в своих зрителей стереотипные модели поведения, развития героя и ситуаций.

Авторское же кино имеет перед собой цель – выразить замысел режиссера. Он самостоятельно ведет свои поиски и  изучает реальность. В его произведениях труднее уловить структурность. Примерами могут служить работы Тарантино, Вуди Алена или Франсуа Озона. Их фильмы разительно отличаются идеями, посылами, способами преподнесения идей, но схожи в индивидуальности. При  просмотре подобных картин зритель вдумывается в содержание всей картины, определяет свое отношение к поставленным проблемам. То есть такое кино ведет диалог со зрителем, его часто могут не понять, осудить или принять на веру идеи автора. Но авторское кино дает представление о кино как об искусстве, которое заставляет задуматься наравне с книгами.

Создание фильмов процесс затратный, в связи с чем процесс окупаемости его производства связан с удовлетворением запросов массового зрителя (безотносительно массовое или авторское кино). И массовое и авторское кино коммерческие проекты, коммерциализация приводит к погоне за зрительской аудиторией в определенной степени не цивилизованными методами. Поэтому увеличение зрительской аудитории далеко не всегда обеспечивается такой продукцией, которая формирует морально-нравственные устои, принятые в обществе. Таким образом кинематограф оказывает противоречивое влияние на формирование нравственных идеалов, с одной стороны на основе передачи знаний, опыта, моделей разрешения конфликтных ситуаций и т.п. выполняется одна из функций социализации  - формируется личность подростка. с другой стороны,-  чрезмерная агрессия, примеры силового разрешения конфликтов, при этом переданные с помощью различного рода кинематографических эффектов, вызывают у подростка желание переносить полученный в результате просмотра опыт в конкретные жизненные ситуации.

В результате под воздействием коммерческого кино не редко у подростков формируются асоциальные модели поведения, негативное восприятие действительности, пессимизм, чувство безысходности и т.п.

В связи с неоднозначным влиянием кино на формирование внутреннего мира подростков актуальным является вопрос об оценке качества кинопродукции с точки зрения направленности ее воспитательного воздействия и, как следствие, об определенных ограничительных мерах в кинопрокате, при это можно опираться на накопленный в этом отношении опыт. Так, с 1930 по 1960 годы в США существовал Ко́декс Американской ассоциации кинокомпаний (кодекс Хейса) –этический кодекс производства фильмов в Голливуде, принятый в 1930 году Ассоциацией производителей и прокатчиков фильмов, и ставший в 1934 году неофициальным действующим национальным стандартом нравственной цензуры кинематографа в США. Его правила либо категорически запрещали, либо обязывали соблюдать осторожность в отношении моральных, жизненных стандартов традиционного американского общества. Однако со сменой власти и с изменением нравственного облика американца кодекс устарел и потерял актуальность [3].

В СССР также существовала цензура в отношении произведений искусства, в том числе и кино, основной функцией которой был контроль над содержанием и распространением информации с целью укрепления морально-нравственных норм в обществе. Со временем цензура становилась менее жесткой, а при распаде страны и вовсе исчезла. Сейчас в нашей стране, как и у американской киноассоциации, введены лишь возрастные ограничения для просмотра фильмов.

Таким образом, учитывая усиление влияния кинофильмов на характер социальной адаптации подростков, необходимо выработать критерии определения опасного для психики подростков контента и создавать общественные формы противодействия негативной направленности контента кинофильмов наделенные правами ограничения и запрета.

 

Список литературы: 
1. Арнхейм Рудольф. Искусство и визуальное восприятие. Издательство: Архитектура-С, 2012 г. 394 с.
2. Выготский Л. Психология искусства. - Издательство: АСТ, Neoclassic. -  480 с. 
3. Как Кодекс Хейса не удержал моральных устоев. - URL: https://www.film.ru/articles/kinoslovar-kodeks-heysa?page=show 
4. Уильям Индик. Психология для сценаристов. Построение конфликта в сюжете. Psychology for Screenwriters. Building Conflict in Your Script. -  Альпина Паблишер, 2015 г. - 348 с.
5. Эксперимент с куклой Бобо (Bobo doll). - URL: http://psychologist.n1-v-spb.ru/Default.aspx?tabid=843