Статья:

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КИТАЯ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА

Конференция: XCIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Сяо Ц. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КИТАЯ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XCIV междунар. науч.-практ. конф. — № 3(94). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КИТАЯ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА

Сяо Циин
ассистент-стажер Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке, РФ, Москва

 

SOME METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF THE FOUNDATIONS OF MUSICAL CULTURE OF CHILDREN IN PRESCHOOL INSTITUTIONS IN CHINA

 

Xiao Qiying

Trainee Assistant at the A.G. Schnittke Moscow State Institute of Music, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье раскрываются некоторые особенности разработанной автором на основе российского опыта адаптированной методики формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста в КНР, суть которой состоит в обогащении репертуара китайской народной музыки, основанной на пентатонике, ценностными интонациями европейской классической музыки. Приведены результаты работы с детьми в течение года в китайском детском саду. В работе с детьми автор ставит акцент на развитии эмоциональной отзывчивости, образного мышления и воображения.

Abstract. The article reveals some features of the adapted methodology developed by the author based on the Russian experience for forming the foundations of musical culture of preschool children in China, the essence of which is to enrich the repertoire of Chinese folk music based on pentatonics with the value intonations of European classical music. The results of working with children during the year in a Chinese kindergarten are presented. In working with children, the author focuses on the development of emotional responsiveness, imaginative thinking and imagination.

 

Ключевые слова: музыкальная культура ребенка, дошкольное образование, методические подходы, эмоциональная отзывчивость, интерес к музыке.

Keywords: musical culture of a child, preschool education, methodological approaches, emotional responsiveness, interest in music.

 

27 сентября 2021 года Государственный совет издал «Программу развития детей в Китае (2021-2030 годы)», в которой говорится, что «дети — это будущее страны и надежда нации. Необходимо, чтобы до 2030 года дети школьного возраста в целом получали качественное дошкольное образование, а валовой коэффициент охвата дошкольным образованием достигал и сохранялся на уровне выше 90%». Ставятся задачи «всемерно внедрять инновации в образовательные концепции, системы, содержания и методы» в целях повышения качества образования, «создать полноценный учебник», соответствующий всем требованиям дошкольной подготовки, «укрепить сотрудничество между школой и семьей», «усилить подготовку учителей, совершенствовать их базовые навыки и профессиональные способности» [5]. К 2035 году китайское правительство планирует завершить первый этап реформ системы образования, учесть особенности времени, национального менталитета и достижения мирового уровня [6].

Однако на сегодняшний день вопрос о целях дошкольного музыкального образования остается открытым: программные документы, принятые правительством в этой области, являются правильной теоретической концепцией, но на практике возникают противоречия между заявленными целями и их реализацией.

В настоящее время в Китае не разработаны специальные программы и учебные материалы для работы в дошкольных учреждениях страны. Необходимо переработать существующие методические пособия и создать новые учебные материалы с учетом требований государственной политики, возрастных особенностей детей, расширения содержания и методов музыкального образования.

Задачи, выдвигаемые Правительством Китая в области музыкального дошкольного образования, могут быть решены благодаря адаптации и внедрению методики, построенной на основе диалога культур. Необходимо теоретическое обоснование и адаптация эффективной российской методики формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста в детских садах Китая с учетом национальных традиций и особенностей китайской национальной культуры. Адаптированная методика (содержание, принципы, формы, методы работы с детьми) обеспечит доступность её внедрения в детские дошкольные учреждения КНР.

Российская музыкальная дошкольная педагогика придает большое значение словесному методу в развитии музыкальной культуры. Например, Н.А. Ветлугина [2], Л.А. Безбородова [1], А.Г. Гогоберибзе и В.А. Деркунская  [3] отмечают важность краткости и образности вступительного слова педагога, проведения беседы о прослушанной музыки с детьми дошкольного возраста. Китайские педагоги-исследователи Лю Сюаньвэй, Гай Чаоин [4] также пишут о том, что вербальное «руководство» музыкальной деятельностью детей создает атмосферу творческого поиска, когда каждый ребенок имеет возможность свободно высказывать свое мнение; если дети не только слушают объяснение музыкального руководителя, но проявляют самостоятельность в выборе и способах исполнения музыки, они получают полноценное развитие. Если педагог обсуждает с детьми изучаемые музыкальные произведения, то благодаря музыкальным занятиям обогащается словарный запас детей, они развивают свою речь, а также способность к логическому мышлению [10].

Российские ученые отмечают важность эмоционального переживания при восприятии музыки. Так Б.М. Теплов пишет: «Понять художественное произведение – значит … эмоциональное пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним» [8]. Осознание, осмысление своих чувств – это вторая важнейшая составляющая эстетического отношения к музыке. Российские ученые Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, С.А. Фадеева и др. считают, что дошкольный возраст является благодатным для развития осознанного отношения к миру. С.А. Фадеева считает, что оценочное отношение к музыкальному искусству формируется благодаря накоплению опыта восприятия музыки (как осознанного, так и бессознательного) и включению детей в художественно-творческую деятельность [9]. Высокий уровень музыкальной культуры невозможно сформировать без развития музыкального мышления и воображения в процессе творческой деятельности. Образные высказывания о музыке, осознание содержания музыкальных произведений, осознание своих эмоций и чувств, проявление оценочного отношения – все это сфера музыкального мышления, составляющего рефлексивный пласт сознания человека.

Суть адаптированной методики, разработанной автором, состоит в обогащении репертуара китайской народной музыки, основанной на пентатонике, ценностными интонациями европейской классической музыки – интонациями, выражающими смыслы, чувства, настроения.

В работе с детьми автор использовал метод уподоблений характеру звучания музыки, разработанный О.П. Радыновой [3]. Этот метод предполагает активную творческую деятельность детей – словесную, двигательную, инструментальную, изобразительную, полихудожественную. Словесная деятельность предполагает оценку детьми собственных музыкальных переживаний. Высказывания о характере музыки и своем отношении к ней способствуют расширению «эмоционального словаря», а также развивают лексику, т.е. способствуют формированию мышления: дети учатся думать и размышлять о музыке. Также в работе использовался метод контрастных сопоставлений [3], который предполагает сравнение произведений, контрастных по настроению. Китайская музыка менее выразительна в плане выражения чувств по сравнению с западноевропейской классической музыкой. Именно поэтому важно предлагать детям знакомство с яркими образцами европейского классического наследия.

Опыт работы в Центральном детском саду Дунцзян города Цзысин показал эффективность разработанной адаптивной методики формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Приведем некоторые результаты работы в группе детей 5 лет.

На музыкальном занятии дети послушали 4-ю часть «Пасторальной» симфонии № 6 Л. Бетховена. Она называется «Гроза, буря». Однако название этой части дети ещё не знали, при этом слышали «злые, раздражительные интонации» (В.С.), «обеспокоенность» (С.Ч.), «страх» (Д.И.), а одна девочка Чэнь Сыци точно выразила содержание музыки, она сказала: «Я чувствую, что сейчас буря».

После этого дети узнали, что эту музыку написал великий немецкий композитор XVIII века Людвиг ван Бетховен, который очень любил природу, потому что чувствовал, что она откликается на мысли и переживания человека. Дети узнали, что композитор страдал от жизненного недуга глухоты, и поэтому в музыке отразил идею преодоления страдания силой духа и победы света над мраком после ожесточённой борьбы. В 4-й части своей Пасторальной симфонии он нарисовал яростную картину бушующей стихии с раскатами грома и порывами ветра. Для этого он использовал специальные средства музыкальной выразительности: ритм, динамику, различные инструментальные тембры.

Дети увлеченно слушали рассказ о судьбе Бетховена, а затем попросили снова послушать оркестр. Во время звучания музыки многие дети передавали движениями образы природной стихии, некоторые дети услышали инструменты симфонического оркестра (флейты, ударные) и имитировали исполнение этой музыки. Л.Ц. и Х.Я. второй раз слушали музыку очень сосредоточенно, а потом поделились своим настроением и сказали, что они обязательно нарисуют то, что услышали. На следующий урок мальчики принесли рисунки с картинами бушующего моря. Л.Ц. изобразил тонущий корабль и людей, спасающихся на лодке. Х.Я. сравнил природную стихию с военным сражением и передал героизм солдат, сражающихся за Родину.

Во время прослушивания этого фрагмента дети также могли выбрать карточку с определенным цветом и объяснить свой выбор. Все дети выбрали цвета тёмных тонов, поскольку услышали в музыке «тревогу», «тьму», «бурю». В.Ц. выбрал черный и красный цвета, сказав: «Черный символизирует тьму, а красный — насилие», Л.Ч. выбрал синий и красный, так как «синий символизирует дождь, а красный — гром». Х.И. сказал, что «красный цвет символизирует гнев», но выбрал также желтый, потому что «буря уходит и возвращается жизнь».

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что дети очень эмоционально отзывчивы, и самое важное – это пробудить интерес к музыке. Опыт восприятия высоких эталонов классической музыки разных эпох и жанров меняет отношение детей к музыке, к ровесникам, к жизни в целом. Они стали более чувствительными, открытыми, стали серьезнее и вдумчивее относиться к искусству, к окружающим людям. Музыка становится их духовной потребностью.

Работа с детьми показала положительную динамику по всем составляющим музыкальной культуры в течение года занятий. Обогатился тезаурус детей: использование специального «словаря эмоций» помогло им осознать собственные эмоции и чувства, вызванные музыкой, знакомство со средствами музыкальной выразительности способствовало лучшему пониманию музыкальных произведений. В течение года расширился опыт восприятия музыки, о чём свидетельствовали двигательные реакции, выразительные образы творчества. Семьи детей, участвовавших в занятиях, стали внимательнее относиться к музыкальному наследию родной страны, а также больше интересоваться музыкой европейской и русской традиций. Посещение академических театров и концертных залов стало во многих семьях хорошей традицией – это залог благоприятного микроклимата в семье, взаимного понимания и доверия, а также залог успешного процветания культуры, поскольку слушатели наряду с композиторами и исполнителями являются хранителями традиции, которые передают культурные ценности своим потомкам.

 

Список литературы:
1. Безбородова Л.А. Теория и методика музыкального образования: учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2014. – 235 с.
2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Про-свещение, 1981. – 240 с.
3. Гогоберибзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.
4. Лю Сюаньвэй, Гай Чаоин. Музыкальное образование детей на основе эстетической концепции // Северная музыка. – 2020, – №. 17. – С. 121-122. (на китайском языке)
5. Национальная программа развития детей Китая (2021—2030 годы) от 27.09.2021. Государственный совет КНР. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2021-09/27/content_5639412.htm (дата обращения 05.01.2025).
6. Общий план реформы оценки образования в новую эпоху от 13.10.2020. Центральный комитет Коммунистической партии Китая и Госсовет КНР. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.cn/zhengce/2020-10/13/content_5551032.htm (дата обращения 05.01.2025). 
7. Радынова О.П. Формирование основ музыкальной культуры у дошкольников. Дисс. в виде научн. докл. .докт. пед. наук. – М., 1999. – 52 с.
8. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избр. Труды. В 2 т. – М.: Педагогика, 1985. –С. 42-222.
9. Фадеева С.А. Преемственность в процессах музыкального воспитания и образования («детский сад – школа – колледж – ВУЗ»): автореферат дис… доктора педагогических наук. – М., 2007. – 54 с.
10. Хань Яньчжэнь. Исследование важности дошкольного музыкального образования для формирования качеств характера у детей // Дом драмы. – 2021. – №. 15. – С. 112-113. (на китайском языке).