ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Конференция: LXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
LXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
WAYS TO FORM PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Anna Rybakova
Senior lecturer of the Department of Preschool Education Mariupol State University, Russia, Mariupol
Аннотация. В статье представлен анализ сущности и структуры понятия «профессиональная педагогическая компетентность», раскрыты пути ее формирования, практико-ориентированный характер.
Abstract. The article presents an analysis of the essence and structure of the concept of "professional pedagogical competence," discloses the ways of its formation, a practical-oriented nature.
Ключевые слова: профессионально-педагогическая компетентность; компоненты профессиональной компетенции; профессионализм; педагогическое мастерство.
Keywords: professional-pedagogical competence; components of professional competence; professionalism; pedagogical skill.
Проблема формирования профессиональной педагогической компетентности всегда находилась в центре внимания ученых-исследователей и педагогов-практиков. В последние 5-7 лет активизировались процессы модернизации отечественной системы высшего педагогического образования. В связи с этим наукой разрабатываются новые подходы к формированию личности будущего педагога – педагога новой формации. Понятие «педагог новой формации» достаточно емкое и предполагает не только высокий уровень знаний, умений и навыков, но и конкурентоспособность специалиста, умение осуществлять свою деятельность на уровне мировых стандартов. Таким образом, профессиональная педагогическая компетентность такого специалиста в современных условиях претерпевает серьезные трансформации.
Цель данной публикации – проанализировать суть и структуру понятия «профессиональная педагогическая компетентность», выявить наиболее эффективные пути ее формирования, очертить круг задач, которые следует решить высшему учебному заведению в процессе подготовки педагогов для системы дошкольного образования.
Прежде всего, расставим акценты в содержании и структурировании понятия профессиональной педагогической компетентности. Анализ материалов исследований показывает, что вопросы выделения сущности, формирования и становления профессиональной педагогической компетентности рассматриваются в трудах философов, педагогов, психологов на протяжении нескольких десятилетий. Особенности формирования этого феномена рассматривались в работах Б. Гершунского, В. Кременя [1,6]; сравнительная характеристика понятий профессиональной компетенции и профессиональной компетентности представлена в работах И. Беха, В. Крутецкого, Н. Кузьмина, А. Марковой, В. Сластенина и других [10]; вопросы профессионального становления педагога дошкольной образовательной организации нашли отражение в работах А. Богинич, И. Зимней, А. Кучерявого, Г. Сухобской, Т. Танько, А. Марковой и других исследователей. Детальную характеристику педагогической компетентности находим у А.И. Турчинова, который рассматривает ее, как определенный уровень проявления профессионального опыта в границах компетенции определенной должности [7, 9].
В исследованиях В.Г. Суходольского указывается, что профессиональная педагогическая компетентность – это способность к качественной реализации профессиональной деятельности, которая опирается на фундаментальное научное образование и эмоционально-ценностное отношение к педагогической деятельности. Профессионально значимые установки, личностные качества, теоретические знания, профессиональные умения и навыки являются ключевыми компонентами этой способности.
Согласно определению Э.Ф. Зеера, «профессиональная компетентность – это интегративное качество личности специалиста, включающее систему знаний и навыков, обобщенных способов решения типовых задач. По его мнению, профессиональная компетентность включает в себя методологическую, профессионально-практическую, личностную компетентность» [11].
Как видим, авторы характеризуют педагогическую компетентность по-разному: как способность, как качество личности или уровень опыта. Большинство исследователей признают педагогическую компетентность многокомпонентным феноменом в педагогической деятельности. Классическими составляющими данного феномена являются теоретический, практический и личностный компоненты.
Ряд исследователей в своих работах акцентируют внимание на профессионально-методической компетентности, которая по сути и является аналогом профессионально-педагогической (А. Беленькая, Н. Кузьмина, Н. Глузман, В. Симонова, Н. Талызина, М. Машовец и др.) [2].
В свою очередь, Н.Н. Лобанова рассматривая профессиональную компетентность как многоаспектный феномен, выделяет профессионально-содержательный, профессионально-деятельностный и профессионально-личностный компоненты [3,5].
Свою классификацию компонентов компетентности дает И.Д. Лаптева, а именно: ключевые, базовые и специальные, среди которых, первые – являются фундаментальными в формировании профессионализма и педагогического мастерства педагога дошкольного образовательного учреждения.
Кроме характеристики ключевого понятия «профессиональная педагогическая компетентность» ученые осуществляют поиск эффективных путей формирования этого феномена у педагогов дошкольного образования. понять и саму сущность понятия «профессионализм педагога дошкольного образования». Убеждены, что проникнуть в сущность понятия «профессионализм педагога дошкольного образования» невозможно без понимания ведущих трансформационных процессов, происходящих в области дошкольного образования. Трансформаций много: гибкость современной системы образования, право самостоятельного выбора программ обучения, возможность внедрить собственные авторские разработки в практику работы с детьми, возможность выбора вектора деятельности дошкольной образовательной организации, который позволит эффективно реализовать механизмы удовлетворения потребностей, интересов и мотивов ребенка дошкольного возраста и другие. Учитывать эти возможности необходимо, так как они предопределяют набор профессиональных компетенций педагога, ориентированного на работу с детьми раннего и дошкольного возраста.
Помимо наличия у него системы профессиональных знаний, умений и навыков, высокой личностной мотивации, воспитатель должен владеть современными информационно-коммуникационными технологиями, обладать творческим мышлением, позволяющим грамотно и конструктивно решать педагогические задачи, выдвигаемые осовремененными требованиями и подходами к организации системы дошкольного образования в целом.
Неотъемлемой частью формирования профессиональной компетентности является постоянный процесс изучения ребенка дошкольного возраста, эффективных траекторий его развития, выбора содержания образовательных услуг с учетом индивидуальных потребностей каждого воспитанника.
Главным ориентиром в организации образовательно-воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении служит образовательная программа. Но стоит отметить и тот факт, что выбор оптимальных условий воспитания, деятельности и отдыха детей – первоочередная задача педагогов образовательного учреждения, которые уже самостоятельно проектируют индивидуальную траекторию развития дошкольника.
Ключевым фактором в формировании профессиональной педагогической компетентности является наличие у студентов умений и навыков организовывать свою педагогическую деятельность с учетом самоценности всех видов деятельности детей дошкольного возраста: игровой, двигательной, художественно-речевой, трудовой и т.д. Взгляды большинства ученых и педагогов прошлого столетия в вопросе определения главной миссии воспитателя совпадают – она заключается в поддержке и стимулировании желания ребенка к самореализации во всех сферах его жизнедеятельности. Так, Э. Хаббард отмечал, что «цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» [4]. С. Соловейчик в своих трудах указывал на тот факт, что педагог не тот, кто учит, а тот, кто чувствует, как ученик учится [8].
Таким образом, качество подготовки будущих воспитателей к совместной деятельности с дошкольниками напрямую зависит от усовершенствования педагогического инструментария. В первую очередь, содержание образования должно носить практико-ориентированный характер, а именно: практическая отработка теоретических знаний в деловых и ролевых играх, проведение конференций с участием ведущих практиков дошкольных образовательных учреждений города, решение педагогических задач и ситуаций, проектирование и реализация мини-проектов во время прохождения педагогической практики.
Первоочередные задачи, которые следует решить высшему учебному заведению – это пересмотреть не только технологии преподавания дисциплин профессиональной подготовки, но и весь педагогический процесс в целом. Работа должна строиться на формировании у студентов умения учиться, выстраивать эффективную траекторию взаимодействия с другими людьми. В результате такой организации учебного процесса студенты будут получать практико-ориентированные знания, умения и навыки, среди которых акцент будет направлен на учет уникальных качеств дошкольного возраста, ориентация на новейшие достижения в области науки и культуры, использование современных методов обучения при подготовке обучающихся по программам педагогической направленности, что обеспечит качественную подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности.
Высокий уровень ответственности за качество исполнения профессиональных обязанностей, устойчивая система внутренних ценностей и принципов, являются дополнительным показателем сформированности профессиональной компетентности.
Немаловажным фактором, влияющим на формирование компетентности будущего воспитателя, выступают: личностный рост, способность к саморазвитию, непрерывное обогащение профессионального и жизненного опыта, осведомленность в проблемах воспитания и развития детей дошкольного возраста на современном этапе.
Таким образом, пути формирования профессиональной педагогической компетентности обусловлены рядом требований, инновационными трансформациям, которые происходят в обществе. Комплекс личностных характеристик студентов (мотивация, целеустремленность, креативность, ориентированность на достижение высоких результатов в профессиональной деятельности и т.д.) занимают ключевое место в системе всей подготовки будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Дальнейшие исследования будут направлены на поиск новых образовательных алгоритмов, разработку технологий и методик обучения студентов специальности «Дошкольное образование».