Статья:

Опыт социализации детей и взрослых с РАС (на примере Азербайджана)

Конференция: XXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Казымова Э.Р. Опыт социализации детей и взрослых с РАС (на примере Азербайджана) // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXI междунар. науч.-практ. конф. — № 7(31). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 5-10.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Опыт социализации детей и взрослых с РАС (на примере Азербайджана)

Казымова Эсмира Рафик
руководитель Центра Развитие Речи, Азербайджанская Республика, г. Баку, дефектолог-логопед, Вспомогательная школа №11, главный редактор газета «Аутизм», дефектолог-логопед центр «Нар танелери» - Фонд Дислексия, Турция, г. Измир

 

Аннотация. Аутизм, или расстройство аутического спектра как диагноз существует не так давно. Ограничения в коммуникации и социальном взаимодействии вкупе с трудностями в обучении и сенсорными проблемами, которые нам свойственны, не означают, что жизнь аутичного человека хуже жизни нейротипичного человека. При ранней диагностике аутизма у детей лечение может иметь заметные результаты, и главная направленность терапии — обучение и социализация ребенка.

 

Ключевые слова: аутизм; социализация; менталитет; опыт.

 

Увеличение число детей страдающих синдромом аутизма, отсутствие причина возникновения, материального и духовного отчаяния родителей последнее время считается проблемой наиболее государств и общество. Но в большинство странах отсутствия поддержки этих семей и т.д. в настоящее время стало актуальной проблемой не только во многих странах. А также эта проблема затронула и Азербайджан. Семья в первые услышав диагноз синдрома аутизма бывают в шоке. Первые время можно сказать большинство семьи беспокоятся этими мыслями и вопросами "Это не может быть с моим ребёнком, почему именно мой ребёнок и что является причиной и т.д.?”.  Семьи часто не соглашаются  с этим диагнозом. Конечно же, они отправляются к различным врачам для уточнение правильного диагноза. Многие семьи начинают расследование в интернете, когда они слышат название синдрома аутизма. К сожалению, в результате исследования они видят тяжелые видеоролики о детях с синдромом аутизма на YouTube и Google. И это приводит их отчаянности. И наоборот, иногда родители в фильмах становятся свидетелями того, как дети с синдромами аутизма проявляют особый талант. В результате родители живут с другими надеждами.  Таким образом, семьи теряют годы у врачах. К сожалению, в Азербайджане такого типа семьей очень много. Хочу отметить что, в Азербайджане синдром аутизма был диагностирован в течение последних 8 лет. 8 года  назад детям с синдромом аутизма ставили диагноз за рубежом. Вместо диагноза синдром аутизма ставили диагноз умственной отсталости или нарушение слухового аппарата  и т.д.

В начальном этапе семей с детьми страдающих аутизмом наиболее тревожным является речь. Во-вторых, является проблемой социализации их сто детей. Чаще всего дети страдающих аутизмом не используют речь для общения. Конечно, это само по себе является препятствием для социализации ребенка.

Можно так определить сущность социализации: социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активно й деятельности, активного включения в социальную среду. Именно на эти две стороны процесса социализации обращают внимание многие авторы, принимающие идею социализации в русло социальной психологии, разрабатывающие эту проблему как полноправную проблему социально-психологического знания. Вопрос ставится именно так, что человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразования социального опыта фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта, т.е. в известной отдаче, когда результатом ее является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, но его воспроизводство, т.е. продвижение его на новую ступень. Понимание взаимодействия человека с обществом при этом включает в себя понимание в качестве субъекта развития не только человека, но и общества, объясняет существующую преемственность в таком развитии. При такой интерпретации понятия социализации достигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений[1] .

Лично я хотела бы сказать, что самая большая проблема для семей с детьми страдающих аутизмом, находится в самом начале занятии. Потому что существуют очень много методов лечения, и поэтому семьи становится растерянными. Если спросит любую семью, будет известно что семьи, попробовали  крайней мере 3 различных видов терапии. Часто семьи видят очень малого эффекта от этих  терапий.

Сейчас существует несколько основных подходов к коррекции РДА( поведенческая терапия,TEACCH программа ,эмоционально уровневый подход ,холдинг-терапия,  терапия "ежедневной жизни",терапия "оптимальными условиями"коммуникативная терапия ,подкрепленная музыкой ,и др.). В каждом из перечисленных подходов родители рассматриваются как главные помощники специалистов. На долю родителей приходится основная часть работы по развитию ,воспитанию аутичного ребенка ,подготовке его к жизни ,так как эффективность любых методов коррекции возможна только при систематическом их закреплении в домашних условиях ,при терпеливом и внимательном отношении к ребенку .Поэтому уже при первичном знакомстве с аутичным ребенком и родителями необходимо выяснить ,чего они ожидают от специалиста ,готовы ли к продуктивному  сотрудничеству ,понимают ли проблемы ребенка, представляют ли себе всю сложность предстоящей работы.(2)

Эти уроки отнимают все время у ребенка. Уроки в начале проходят индивидуально. Конечно, ребенок не может или же не делает задачи в общественной жизни которые выполняет на индивидуальном уроке. Здесь  может быть несколько причин. В Азербайджане часто из за этих причин семьи прерывают уроки. Потому что семьи хотят, что ребёнок контролировал себя социальной среде и не зависел от кого то. Но семья не понимает, что это проблема не решится в течение нескольких уроков. Cамом процессе  семья тоже должен помочь в первую очередь ребенку и учителю .  Учитывая, что основным местом в триады принимает социализации.

Процесс развития ребенка не мыслится без личностного развития ребенка, а значит, без усвоения им системы социальных связей, отношений, без включения в них. Социализация детей – важная проблема, поэтому является предметом изучения у психологов и рассматривается в разных психологических школах. Социализация – это процесс и результат усвоения воспитанником существующих норм, ценностей и форм поведения. Синоним слова «социализация» может быть «очеловечивание». Социализация тождественная «окультуриванию» - присвоению социального опыта ребенком черт взаимодействию со средой. Опыт превращается в его индивидуальное развитие, им перерабатывается, дополняется через некоторое время, возвращается в общественную культуру в виде определенных индивидуальных достижений [3].

Все знают что, самый первых шагов ребенка  социального опыта это успешной социализации. Cамая большая проблема  людей с синдромом аутизма это социализация. Социализация детей с аутизмом в условиях семейного воспитания — это сложная задача, успешное решение которой определяет перспективу дальнейшего психического развития ребенка и психотерапевтическую атмосферу в семье. Воспитание аутичного ребенка -это ежедневный тяжелый труд. Родителям важно научиться понимать своего ребенка. Первый помощь при социализации  должно быть от семьи. Во многих случаях  семья в Азербайджане отказывается социализировать своего ребёнка. Причина различные.

  • Недоверие (ребёнок не сможет). Иногда говоря учителю «что мой ребенок не может» пытаются избежать от занятий. Если бы они повторят хотя бы несколько раз и доверяли своих детей, это было бы здорово.
  • Первые время когда ставится диагноз синдрома аутизма ребенку семьи с детьми с синдромом аутизма  сообщают  окружающим, родственникам что у их детей нарушение речи.    И из за этого у них психические проблемы, нарушение поведение, и именно с таким способом они себя защищают. Но конечно проблемы выявляют себя через некоторое время. С такими обманами семьи  защищают себя и своих детей от окружающих.
  • Менталитет. В большинство случаев дедушки и бабушки часто командуют семьями. Другими словами, ребенку ничего не заставляйте, чтобы он не плакал. И наконец ребенок отказывается действовать.  взрослые недовольные, когда родители заставляют ребёнка.  Для того чтобы не были ссоры в семье работа не завершается. Разговор с семьей, так что работа еще не завершена.
  • Родители прячут детей от родственников. Лично я знаю много семьей, где родители скрывают ребёнка  от всех.
  • Вместе того что тратить время на общение с ребенком и уделять время родители вынуждают детей сидеть перед телевизором,  лишь бы ребенок не плакал и не было шума. Потому что, не секрет то что,  большинства детей с синдромом аутизма, привязанны к электронике.
  • Из-за частого осуждение посторонними лицами. Детей с синдромом аутизма так как у них поведенческие проблемы, стереотипы и семьи устают. По этой причине, семьи отказываются ввести ребенка в общество.
  • Для детей, страдающих с синдромом аутизма не имеются особые садики и школы.  Специальных образовательных садиков очень мало. А в этих садиках этих детей часто отказывают. А в вспомогательных школах эти дети обычно получают домашнее образование и т. д. Частные садики  не подходят для многих семей.

Конечно же нельзя осуждать семью. Потому что рождение детей с особыми потребностями является своеобразным стрессом для семьи, а воспитание и уход за ребенком  заставляют родителей находиться в состоянии хронического стресса, длящегося годами и десятилетиями. Потому что самые серьезные  вопросы и проблемы семьей. "Что будет с моим ребенком, если меня не будет?" Стрессовые состояния родителей обусловлены не только тяжестью психического дефекта у ребенка, но и определенными стереотипами, имеющими место в нашем обществе относительно лиц с ограниченными психическими и физическими возможностями, возникающими материальными трудностями и пр. Нередко такие семьи оказываются изолированными от окружающих в связи с неадекватным поведением ребенка. Соответственно, родители могут испытывать депрессию.

В частности, не имеются частные садики и школы  для  социализации детей РДА. В большинстве случаев в частных школах эти дети учатся домашнего образования. Конечно, это создает большую проблему для детей РДА. Так как, ребенок находится под домашним арестом. Но в последнее время явления система инклюзивного образования в Азербайджане было местом надежды для этих детей. Тем не менее, эти школы ограниченном числе. Но самое главное в том, что существует!

Развитие инклюзивного образования в Азербайджане является, как и во многих странах, одним из приоритетов образовательной политики. Совместное образование здоровых детей и детей с ограничениями по здоровью преследует цель интеграции детей-инвалидов в общество. 18 марта 2015 года Министром образования был утвержден совместный проект Министерства образования и Детского фонда ООН (UNİCEF), направленный на внедрение инклюзивного образования на начальном образовательном уровне в Азербайджане. Уже 29 марта того же года Министром образования был утвержден годовой план действий в рамках осуществления Стратегии развития образования в Азербайджанской Республике, в котором также указаны первоочередные задачи и поэтапные действия Министерства образования по развитию инклюзивного образования в системе образования Азербайджана. Согласно соответствующему приказу министра образования, начата реализация проекта «Внедрение инклюзивного образования на начальном уровне образования». Согласно приказу, в четырех школах Баку будет внедрено инклюзивное образование. В 2016-2017 учебном году по указанному проекту в качестве пилотных определены четыре общеобразовательные школы - средняя школа №202 Наримановского района, школа-лицей №220 Низаминского района, средняя школа №138 Хатаинского района и школа-лицей №252 Сабунчинского района.(4)

На сегодняшний день практически неразработанной остается проблема социальной адаптации детей с аутизмом в семье во всем мире.. Это обусловлено, с одной стороны, трудностями психологической оценки эмоционального состояния ребенка, нарушения поведения, стереотипы, отсутствие коммуникации и т.д. В Азербайджане семьи с детьми РДА часто сталкиваются с этими проблемами. Потому что, в государстве не имеются программы еще в конкретных условиях. В данный момент увеличилось число центров в частном секторе в Азербайджане. В этих центрах работают специалисты, получившие образование в зарубежных странах. Можно сказать, что каждый центр имеет множество программ. Кроме того, программы социализации для родителей хороший возможность. Но следует отметить что, из за связанные проблемы с финансовой возможности семьи не могут привести ребенка на занятия. Причина очень проста. Эти дети должны учится всю жизнь .......

 

Список литературы:
1. Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1998. №1.
2. Специальная семейная педагогика-семейное воспитание детей с отклонениями в развитии -Под редакцией профессора О.А. Денисовой, профессора Л.М. Кобриной  -Москва Гуманитарный Издательский Центр Владос-2009.
3. Выготский Л.С. Психология. М., Издательство ЭКСМО – Пресс, 2000 – 1008 с. (Серия «Мир психологии»).
4. [Электронный ресурс.]: http://www.1news.az/interview/20160905012259733.html