Статья:

Принцип дифференцированного подхода к обучению в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО

Конференция: III Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Котлярова О.А., Жукова Е.В. Принцип дифференцированного подхода к обучению в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам III междунар. науч.-практ. конф. — № 1(3). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 28-32.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Принцип дифференцированного подхода к обучению в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО

Котлярова Ольга Анатольевна
учитель начальных классов высшей категории, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №70, РФ, г. Воронеж
Жукова Елена Васильевна
учитель начальных классов высшей категории, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №70, РФ, г. Воронеж

 

The Principle of the differentiated approach to elementary education in the conditions of FSES UPE’s realization

 

Olga Kotlyarova

elementary school teacher of the highest category, Municipal budgetary educational institution High school №70, Russia, Voronezh

Elena Zhukova

elementary school teacher of the highest category, Municipal budgetary educational institution High school №70, Russia, Voronezh

 

Аннотация. Дифференцированный подход позволяет осуществлять реализацию задач общеобразовательного процесса в современной школе. Давняя традиция которой – учёт индивидуальных способностей обучающихся в процессе обучения. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга.

Abstract. The differentiated approach helps to carry out realization of studying process’s plans in modern schools, which tradition is control pupils’ individual characteristics. It is necessary, because pupils have individual difference.

 

Ключевые слова: дифференцированные задания; деление класса на группы; индивидуальные различия; обученность и обучаемость; репродуктивный и продуктивный уровень.

Keywords: differentiated tests; division of class into groups; individual difference; training and trainability; reproductive level and productive level.

 

К.Д. Ушинский утверждал, что «деление класса на группы, из которых одна сильнее другой, не только не вредно, но и даже не опасно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой, сам давать двум другим полезные самостоятельные упражнения».

Термин дифференциация означает деление целого на разные формы и ступени. Словарь педагогических терминов определяет дифференциацию как форму учебной деятельности школьника, при которой учитываются его склонности, интересы, проявившиеся способности. Дифференцированным считается учебно – воспитательный процесс, основанный на учёте индивидуальных различий учащихся.

Работая с младшими школьниками, необходимо использовать два основных критерия дифференциации: обученность и обучаемость. Что такое обученность? Это итог предыдущего учения. Следует считать показателем обученности достигнутый уровень усвоения знаний. А обучаемость? Это восприимчивость школьника к усвоению новых знаний и способов их добывания.

Попробуем сформулировать определённые критерии уровня обученности учеников. К группе с высоким уровнем обучаемости отнесём учащихся, которые легко усваивают новый материал, выделяют в нём существенное, легко переносят свои знания в новые ситуации, в короткое время достигают высокого уровня знаний. Тогда как обучающиеся среднего уровня обучаемости усваивают новый материал только после тренировочных заданий, существенное выделяют не сразу, а только после выполнения определённых упражнений. Им требуется больше времени для усвоения материала. Часто учитель вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Такой подход может привести к тому, что «сильные» ученики будут сдерживаться в своём развитии, а «слабые» будут постоянно отставать. Обратим внимание и на «среднего» ученика. У таких детей разные интересы и склонности, особенности восприятия материала, мышления, памяти. Проектируя урок, учитель должен позаботиться о том, чтобы каждый ученик работал в полную силу своих способностей, чувствовал уверенность в себе, радость от участия в учебном процессе, сознательно и прочно усваивал учебный материал. По этой причине учебный процесс необходимо построить на основе принципа индивидуального подхода.

В зависимости от поставленных целей, универсальных учебных действий, содержания определённого урока, особенностей класса, учитель выбирает критерии дифференциации. Конечно, на уроках повторения изученного материала дифференциация используется гораздо чаще, чем на уроках изучения нового материала, так как есть возможность более частой организации самостоятельной работы. Выбор способа дифференциации определяется характером заданий, уровнем сформированности у обучающихся навыков и умений, целями того или иного упражнения. В зависимости от этого и разрабатываются дифференцированные задания для разных групп детей: по уровню трудности – материал постепенно усложняется; увеличивается количество действий в выражениях или основное задание дополняется операцией на выполнение сравнения; по объёму учебного материала. Основное задание в данном случае предлагается «слабым» обучающимся, а дополнительное для «средних» и «сильных». Необходимо учитывать и степень самостоятельности. «Слабые» обучающиеся  будут работать с учителем, «средние»  – самостоятельно после предварительного объяснения, «сильные» – полностью самостоятельно. Можно предложить детям так называемые «задания по выбору». Использование таких заданий помогает создать на уроке положительную мотивацию. Обучающийся может взять другой вариант, если он понял, что ошибся с выбором и не справился с заданием. «Задания по выбору» отличаются сложностью и объёмом.

Приведём пример. Дети решают задачу: «В коробке лежало 7 красных карандашей и  8 синих карандаша. 5 карандашей забрали дети. Сколько карандашей осталось в коробке?» Одна группа решает данную задачу и думает, как решить её другим способом. Вторая группа  решает двумя способами, а третья группа должна изменить условие задачи так, чтобы она решалась тремя способами.

Что касается уроков русского языка, то для успешного усвоения нового материала важную роль играют подготовительные упражнения.  К ним относятся диктанты, игры, самостоятельная работа. Для их выполнения и проверки необходимо повторить то правило, которое будет необходимо для разбора нового материала. Подготовительные упражнения чаще дифференцируются, выводы обучающиеся делают вместе с учителем. Можно использовать индивидуальные задания на карточках, выполнить работу над ошибками, допущенными в контрольной работе, диктанте. Обучающиеся вторых  и третьих классов с удовольствием выполнят такие задания от любимых литературных героев. «Сильные» подготовят самостоятельно карточки для «слабых» одноклассников. Они подойдут к этому заданию со всей ответственностью, если учитель обратиться к ним за помощью.

Содержание  современных учебников и рабочих тетрадей позволяет снять трудности у «слабых» учащихся и создать благоприятные условия для развития «сильных» учеников. Все это создает ситуацию успешности обучения у детей с разным темпом обучаемости.

Для организации дифференцированного обучения на основе педагогической диагностики класса  формируются группы учеников, обладающие примерно одинаковыми индивидуальными особенностями. Учитель сможет  выявить качество усвоения учащимися учебного материала, определить уровень самостоятельности учащихся, сформированности у них самоконтроля и самооценки.

С помощью педагогической диагностики можно также определить, на каком уровне усвоены те или иные знания (репродуктивном или продуктивном). Если это репродуктивный уровень, то  задание выполняется по образцу, ученик действует только по инструкции. На продуктивном уровне ученик умеет самостоятельно осуществить поиск решения, может выявить нестандартный способ действия. Например, на уроках математики можно использовать различные виды продуктивных заданий: классификация  объектов; задания с недостающими или лишними данными; выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального; самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений; нестандартные исследовательские задания.

Педагогическую диагностику успешности обучения рекомендуется  проводить ежегодно в начале, середине и конце учебного года.  Важным  ее проведение является в первом классе. Это позволит узнать уровень готовности к обучению каждого будущего школьника. Диагностика проводится по двум направлениям: развития психических процессов и результаты проверочных работ.

Наличие в школе психолога является большим плюсом для классного руководителя. Школьный психолог дает сведения об уровне развития, индивидуальных психических процессах. При делении учащихся на группы следует учитывать  его рекомендации.

Чаще всего объяснение нового материала учитель проводит одинаково для всех учеников. Все получают возможность воспринимать материал в одинаковых условиях. Давно известно, что чем больше используется на уроке наглядности, тем лучше усваивается новый материал. Одним ученикам новый материал становится понятен уже после первого объяснения, другим необходимо повторение. И в том и в другом случае перед обучающимися ставится единая познавательная задача. К ней они идут путями, соответствующими их способностям и возможностям. На современном уроке новый материал не даётся в готовом виде. Теоретические задачи делают обучение проблемным.

Возрастание числа обучающихся, обладающих умением принимать учебную задачу, самостоятельно выполнять учебные действия способствует реализация идеи дифференциации обучения.

 

Список литературы:
1. Арепов А.И. Дифференциация обучения в истории отечественной    педагогики и школы– Новосибирск: НГПУ, 2003г.
2. Деменёва Н.Н. «Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики», Москва, 2005г.
3. Иванов М.Г. «Дифференцированное обучение младших школьников», «Начальная школа» , №11, 1994 г.