Статья:

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

Конференция: LXXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Домбаева М.И. ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 5(84). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

Домбаева Мелх-Азни Ибрагимовна
студент магистратуры, Чеченский государственный педагогический университет, РФ, г. Грозный

 

INTEGRATIVE APPROACH TO THE CONSTRUCTION OF THE EDUCATIONAL PROCESS AS A CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF SCHOOLCHILDREN

 

Melkh-Azni Dombayeva

Graduate student, Chechen State Pedagogical University, Russia, Grozny

 

Аннотация. Обучение по программе основной школы является чрезвычайно важным компонентом механизма непрерывного образования и оказывает очень важное влияние на развитие учащихся на протяжении всей жизни. В период основного образования наиболее важным является не предоставление учащимся возможности овладеть многими навыками и знаниями, а соответствующее развитие творческих способностей и воображения учащихся, что может эффективно повысить всестороннюю грамотность учащихся и способствовать получению ими высококачественного образования. Исходя из этого, в данной статье рассматривается интегративный подход к построению образовательного процесса как условие развития творческих способностей школьников.

Abstract. Primary school education is an extremely important component of the mechanism of continuing education and has a very important impact on the development of students throughout their lives. During primary education, the most important thing is not to provide students with the opportunity to master many skills and knowledge, but the appropriate development of creative abilities and imagination of students, which can effectively increase the comprehensive literacy of students and contribute to their high-quality education. Based on this, this article considers an integrative approach to the construction of the educational process as a condition for the development of creative abilities of schoolchildren.

 

Ключевые слова: интегративный подход, творческие способности, высококачественное образование, образовательный процесс.

Keywords: integrative approach, creativity, high-quality education, educational process.

 

Введение. Современное общество требует от людей не только наличия базовых знаний и умений, но и способности к творческой деятельности. В связи с этим, важным условием формирования личности ученика является использование интегративного подхода к построению образовательного процесса. Данный подход предполагает использование различных методов и форм обучения, которые позволяют развивать творческие способности школьников.

Экономические и социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к смене ценностных ориентиров, падению духовности, культурного уровня людей. В силу этого сегодня настоятельно требуется поиск и разработка новых подходов к системе обучения и воспитания школьников.

В последнее время в научно-педагогической периодике появляется большое количество материалов, посвященных организации обучения на интегративной основе с целью развития творческих способностей младших школьников. Однако в отечественной дидактике отсутствуют обобщающие исследования, связанные с поиском более рационального построения учебно-воспитательного процесса на основе интегративного подхода, проблемой развития творческих способностей учащихся в процессе интегративного изучения дисциплин общеобразовательной школы.    

Как уникальная социальная деятельность, образование должно отвечать потребностям 21 века и давать наиболее чуткий ответ. В мире XXI века, миссией образования является – воспитать людей с творческим новым мышлением и творческими способностями. В связи с чем, что воспитание духа творчества и творческого мышления является стержнем достижения качественного образования, класс – носителем воспитания творческого мышления, а учитель – рулевым класса [1].

Креативность — это интеллектуальное качество человека, использующего всю известную информацию для определенной цели, чтобы создать что-то новое, уникальное, имеющее социальную и личную ценность.

Психологические исследования детей и подростков установили, что творчество в детстве выражается преимущественно в творческом воображении. Например, отдельные спонтанные и непреднамеренные свободные ассоциации, фантазии и т.д. По мере роста человека интенциональность воображения постепенно увеличивается, а также улучшается уровень мышления.

Торли и Телфорд из США отметили в «Педагогической психологии»: «Креативность — это более общая характеристика. Она включает в себя не только оригинальность, но также пластичность, беглость речи, мотивационные и темпераментные характеристики», всестороннее выражение творческого мышления и творческого поведения. Творческие таланты относятся не только к знающим людям, но и к совершенной личности с выдающимися достижениями в трех аспектах знания и сознания [5].

Недавние соответствующие исследования показывают, что творческие способности — это потенциальное качество человеческой личности, а не просто навык, присущий небольшому числу людей. Развитие потенциальных творческих способностей, особенно продвижение и развитие творческих способностей молодежи, стало главным приоритетом образовательных инноваций [4].

Цель исследования: изучить потенциал интегративного подхода к построению образовательного процесса как условие развития творческих способностей школьников.

Интегративный подход к построению образовательного процесса предполагает объединение разных дисциплин и направлений знаний в единый комплекс. Такой подход позволяет ученикам получать знания и навыки в разных областях, что способствует развитию их творческих способностей.

Одним из основных принципов интегративного подхода является использование различных методов и форм обучения. Например, использование проектной деятельности позволяет ученикам самостоятельно выбирать тему проекта, определять цели и задачи, а также самостоятельно исследовать материал. Такой подход способствует развитию творческого мышления, умения находить нестандартные решения задач.

Кроме того, интегративный подход предполагает использование интерактивных методов обучения, таких как дискуссии, игры, ролевые игры и т.д. Такие методы позволяют ученикам активно участвовать в образовательном процессе, вырабатывать умение анализировать информацию, выделять главное, а также формулировать свои мысли и аргументировать свою позицию.

Интегративный подход также способствует развитию у школьников способности к самостоятельной работе и исследовательской деятельности. Ученики учатся самостоятельно искать информацию, анализировать ее и применять в практической деятельности. Это является важным условием для формирования личности ученика, его успешной адаптации в современном мире и достижения успеха в будущей профессиональной деятельности.

Исследование показало, что учащиеся с высоким уровнем креативности в России обычно происходят из семей, где родители имеют более высокий уровень образования. Родители могут предоставить своим детям подходящую среду и условия, способствующие их развитию, такие как наблюдение за образцами для подражания, стратегии распознавания изменений, и семьи с непринужденным и юмористическим отношением.

Непринужденная и теплая семейная атмосфера способствует воспитанию самостоятельности детей, ослаблению сознания послушания, формированию позитивных коммуникативных отношений между родителями и детьми, что способствует развитию творческих способностей.

В школьном образовании личность и поведение учителей имеют большую связь с творческими способностями учащихся. С одной стороны, атмосфера в классе обычно контролируется и регулируется учителем. Задаваемые вопросы всегда побуждают их к самостоятельному мышлению и поиску решений с целью обсуждения и решения проблем. Поощряют учащихся обсуждать друг с другом и участвовать в дискуссиях на равных.

Данные методы организации занятий и обучения были использованы нами в процессе исследования, так как они связаны с трансформацией творческого потенциала учащихся в реальность. С другой стороны, структура собственных способностей и личностные характеристики учителя также играют тонкую роль в учениках, такие как творческий потенциал учителя, сильная жажда знаний учителя, способ посвятить себя решению проблем, мотивация учителя к достижению и т.д.

Наше исследование показало, что креативность учителя сильно коррелирует с результатами тестов на креативность его учеников. Если учителя часто подтверждают независимость и самостоятельность учащихся, то учащиеся будут склонны бросать вызов, проявлять любопытство и рисковать, если учителя активно участвуют в работе, то их ученики также будут склонны полагать, что их энтузиазм в работе и учебе исходит из внутренней мотивации, и им тоже будут заниматься. Больший энтузиазм, проявлять собственную оригинальность, тем самым способствуя развитию творческих способностей.

Поэтому необходимо правильно регулировать отношения между «преподаванием» и «обучением», прилагать усилия для внедрения инноваций в обучении и исследовать новую модель обучения, которая эффективно задействует энтузиазм как «преподавания», так и «обучения» для достижения цели. Исходя из чего, нужно создать новую систему преподавания и механизм обучения, установить доминирующее положение учащихся в системе обучения, позволить учащимся по-настоящему стать мастерами обучения, предоставить учащимся больше выбора и оставить пространство для самосовершенствования и свободной деятельности в процессе обучения.

Только формируя такую систему и механизм, можно стимулировать инициативу и потенциальную энергию учащихся в обучении, а учебные способности учащихся постепенно накапливаться и формироваться шаг за шагом под руководством преподавателя.

Конечно, развитие способности учащихся к обучению и новаторского духа — это не только ответственность учителей и педагогических отделов. Это касается всех аспектов и звеньев школы. Это требует точного проектирования и общего планирования, от руководителей школы, до учителей, как сотрудничество для максимизации эффективности общего образования в школе. Создание хорошей среды в школе и формирование культуры упорного и усердного обучения также являются важными условиями для развития творческих способностей школьников [3].

Таким образом, изменение образовательных концепций, уважение индивидуальности учащихся и установление новых отношений между учителем и учеником стали мощными мерами по развитию творческих способностей учащихся.

Традиционный метод обучения заключается в том, что для облегчения управления обучением в классе учителя часто предъявляют учащимся единые требования, единообразно измеряют их и обеспечивают последовательность. На самом деле различия между отдельными учащимися очень велики [2]. Образование должно обучать учащихся в соответствии с их способностями, чтобы каждый образованный человек мог максимально раскрыть свой потенциал и достичь полного развития. Поэтому учителя должны уважать индивидуальность учащихся и не должны принуждать учеников с отличительными личностями подчиняться единообразно во всем, а должны побуждать их. Активная, независимая и свободная личность является основой зарождения и роста творчества.

В новых отношениях учитель-ученик учителя должны относиться к ученикам более позитивно, равноправно, терпимо и ободряюще. Учителя должны быть не защитниками собственного авторитета и выразителями учебников, а стимуляторами, культиваторами и ценителями творчества учащихся. Точно так же образовательные концепции родителей должны быть соответствующим образом скорректированы, в противном случае на усилия школы будут влиять концепции родителей, что приведет к половине усилий.

Развитие творческих способностей учащихся также должно осуществляться во многих аспектах посредством практической деятельности. Практическая деятельность может стимулировать любопытство учащихся, преодолеть ограничения существующих знаний, улучшить способность учащихся обнаруживать проблемы и стимулировать их творческое воображение. Содержание практической деятельности богато и разнообразно. Но нельзя недооценивать значение творчества.

Фактически, помимо огромного творческого потенциала учащихся в области языка, музыки, искусства и т.д., который необходимо задействовать, многие учащиеся имеют посредственные академические и художественные успехи, но демонстрируют выдающиеся способности в межличностном общении, управлении классом, и организации деятельности.

Подводя итог, в эпоху экономики знаний конкуренция в национальной мощи — это, по сути, конкуренция в возможностях инноваций в области знаний. Инновационная способность знаний не существует изолированно. Она основана на всесторонних качествах народа, как символе общего уровня национальной науки и культуры, как носителе научно-технических талантов с творческим мышлением.

Нет сомнения, что повышение национального качества и воспитание творческих талантов требуют динамичного образования. Основой решения проблем экономики знаний является реализация образовательных инноваций. Создание образовательной инновационной системы – единственный путь к эпохе экономики знаний. Культивирование творческих способностей учащихся является главным приоритетом образовательных инноваций.

 

Список литературы:
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. – Кн. 1. – Казань: Изд.КГУ, 2016. – 566с.
2. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций. – М.: Наука, 2003. 
3. Берулава М.Н. Теоретические основы интеграции образования. – М.: Совершенство, 2018. – 192 с.
4. Мелюхин С.Т. Интеграция науки и развитие способов объяснения явлений // Материалы 3-го Всесоюзного совещ. По философским вопросам современного естествознания. – Вып.1. – М., 2013. – С. 278–294.
5. Якименко С.И. Педагогические условия повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в начальных классах средствами межпредметной интеграции : автореф. дисс. ... канд. пед. наук. – Москва, 2002. – 20 с.