Статья:

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Конференция: LXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Соловьева Д.С. ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXV междунар. науч.-практ. конф. — № 9(65). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 4-9.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Соловьева Дарья Сергеевна
студент, Иркутский государственный университет, педагогический институт, РФ, г. Иркутск

 

TUTOR SUPPORT OF STUDENTS WITH DISABILITIES AND LIMITED OPPORTUNITIES IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

 

Darya Solovyova

Student, Irkutsk State University, Pedagogical Institute, Russia, Irkutsk

 

Аннотация. В статье раскрывается необходимость внедрения тьюторского сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в системе СПО. Дается подробное описание требований для реализации сопровождения в образовательных учреждениях, характеризуются этапы, технологии и формы работы с тьюторантом.

Abstract. The article reveals the need for the introduction of tutor support for students with disabilities and disabilities in the SPO system. A detailed description of the requirements for the implementation of support in educational institutions is given, the stages, technologies and forms of work with a doctoral student are characterized.

 

Ключевые слова: тьюторство; сопровождение; ограниченные возможности здоровья; инвалидность.

Keywords: tutoring; support; limited health opportunities; disability.

 

Ежегодно наблюдается увеличение количества студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, что обуславливает значимость развития тьюторского сопровождения в системе среднего профессионального образования. Актуальность внедрения помогающего сопровождения объясняется также необходимостью в успешной социализации и адаптации обучающихся упомянутой категории. Тьюторство является своеобразным механизмом для обеспечения гибкости, эффективности системы сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями. Такое сопровождение способствует формированию самостоятельного и независимого выпускника через выстраивание особых помогающих, поддерживающих отношений. Обучающимся с ОВЗ и инвалидностью очень сложно стать успешными в обществе. Тьютор, в свою очередь, является помощником, ориентиром для человека со специальными нуждами. Он формирует лояльную, толерантную социокультурную среду вокруг ребенка, сопровождает в период обучения, а также создает условия для полноценной и качественной жизни в рамках нового образовательного пространства [3].

Для начала обратимся к определению понятия тьютор. Тьютор (от англ. tutor) – специалист, который организует условия для успешной интеграции обучающегося с особенностями развития в образовательную и социальную среду в образовательном учреждении [2].

Существует ряд организационных условий для внедрения тьюторства в колледже либо техникуме : фиксация положений о индивидуализации обучения в Уставе и локальных актах образовательной организации; возможность разработки индивидуальных учебных программ; организация обучения в дистанционном формате; наличие должности «Тьютор» в штатном расписании, утверждение соответствующей должностной инструкции; готовность руководства образовательной организации к принятию новых образовательных идей и технологий. Успешность тьюторской деятельности во многом зависит от готовности коллектива к реализации инклюзивного образования, наличия профильных специалистов либо договоренностей с межведомственными организациями, уровня профессиональной компетентности самого тьютора [3].

Тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в системе среднего профессионального образования включает в себя следующие этапы [1]:

Предварительный этап. На данном этапе образовательная организация получает запрос на сопровождение студента. Основанием для реализации сопровождения может являться заявление родителей (законных представителей), заявление со стороны самого обучающегося с особыми образовательными потребностями, и/или заключение психолого-медико-педагогической комиссии. Важен хороший контакт тьютора и специалистов ПМПК, поскольку это существенно облегчает процесс включения студента в новую для себя сферу деятельности. Также на начальном этапе сопровождающему необходимо подробно ознакомиться с результатами диагностики обучающегося, определенным образовательным маршрутом, медицинской картой, рекомендациями по индивидуальному образовательному плану, вынесенными ПМПК.

Знакомство и установление контакта. Данный этап является очень важным в общей цепи сопровождения. После получения общих сведений о студенте тьютор устанавливает контакт с подопечным, его семьей, интересуется индивидуальными особенностями обучающегося. Особое внимание тьютора на данном этапе должно быть приковано к ближайшему окружению. Таким образом раскрываются особенности социального взаимодействия между студентом и сверстниками. Важными составляющими взаимодействия в обозначенный период являются экскурсии по образовательным организациям профессионального образования, на которых будет ознакомление с общей структурой помещения, рабочим местом, мастерскими, спортзалом, столовой и пр. Необходимо обеспечить подготовку всех участников к процессу сопровождения через предварительные встречи, знакомство ребят, преподавателей и родителей.

Адаптационный этап. Этап характеризуется ведением повседневной планомерной работы по включению студента с ОВЗ или инвалидностью в процесс обучения, социальную жизнь профессионального образовательного учреждения. Процесс адаптации предполагает также приспособление к режиму дня, расписанию, учебным материалам, помещению. На данном этапе тьютор ставит определяет задачи сопровождения и примерные векторы их решения, определяет позитивные и негативные факторы, влияющие на ситуацию. Далее специалист проводит работу по формированию мотивации к обучению и дальнейшему взаимодействию. Немаловажной частью сопровождения на адаптационном этапе является обеспечение комфортного микроклимата в учебной группе, когда к особому одногруппнику относятся с уважением.

Основной этап. После успешной адаптации, в ходе которой обучающийся получает эмоциональную поддержку, он переходит на следующую ступень для снижения уровня тревоги и напряжения. Теперь в ходе взаимодействия тьютор переносит акцент на коррекцию поведения и углубляется в проблему социализации. Здесь первостепенным моментом выступает поддержка мотивации студента с особенностями в развитии через ощущение ценности успехов и достижений, веру в свои силы. Таким образом происходит развитие самостоятельности в ходе учебной и внеучебной деятельности, развивается навык взаимодействия с преподавателем, одногруппниками, мастером производственного обучения и другими субъектами образовательного процесса. Важно грамотно дозировать помощь, направлять тьюторанта в нужное русло, чтобы он был заинтересован в решении собственных проблем. На данном этапе проводятся диагностика в процессе обучения и наблюдение в ходе внеучебной деятельности, анализируются и оцениваются первые результаты, выявляются ресурсы и дефициты в интеллектуальной, коммуникативной и других сферах деятельности тьюторанта, при необходимости вносятся коррективы в индивидуальную образовательную программу. Сопровождение выстраивается на основе корреляции достижений (образа настоящего и прошлого) с интересами и устремлениями (образом будущего). На каждом этапе специалист, организующий сопровождение, анализирует результаты социализации и профессионализации, а после информирует всех субъектов образовательного процесса. В случае необходимости тьютор обращается к межведомственному взаимодействию, привлекая психологов, социальных работников, социальных педагогов и иных профильных специалистов.

Стоит упомянуть об основных технологиях и формах работы тьютора на основном этапе. В практике используются технологии открытого образования, такие как портфолио (презентация личных результатов, достигнутых в ходе обучения), кейс-стади (анализ конкретных жизненных ситуаций), дебаты (аргументация собственной точки зрения на проблему в ходе дискуссии).

Далее рассмотрим основные формы тьюторского сопровождения [1]: Индивидуальная консультация (беседа) – это форма сопровождения, которая характеризуется обсуждением аспектов, которые охватывают личное развитие и образование студента с ОВЗ или инвалидностью. В ходе беседы обучающийся активизируется на выполнение своего образовательного маршрута. В результате достигается образовательный (шаги в освоении индивидуальной образовательной программы) и эмоциональный эффект, который позволяет анализировать образовательные ситуации обучающихся более подробно.

Групповая консультация − это форма сопровождения, которая характеризуется проведением мотивационной, коммуникативной и рефлексивной работы. Обычно проводится для обучающихся со схожими проблемами. Мотивационная работа охватывает сферу профессиональной мотивации студентов, склонностей, желаний, целей и их соотнесении с индивидуальными образовательными программами. Коммуникативная работа заключается в выстраивании эффективного диалога между тьютором и обучающимися. Рефлексия нацелена на достижение понимания в группе, поиск конструктивного решения проблем и анализ действий членов группы.

Учебный тьюторский семинар – это форма сопровождения, в основе которой заложено интерактивное коррекционное обучение. Цель − активизация познавательной деятельности студента через применение теоретических знаний на практике. На семинаре для достижения этой цели могут проводиться различные деловые и ролевые игры, дискуссии и пр.

Тренинг − это форма сопровождения, направленная на индивидуальное развитие участников тренинга через групповое взаимодействие. Наиболее часто используются мотивационные и коммуникативные тренинги при работе с обучающимися изучаемой социальной группы. В общем и целом, выбор технологий и форм работы определяется личностными особенностями студента и теми задачами, которые ставит перед собой тьютор.

Завершающий этап. Этап предполагает постепенный выход тьютора из посреднической роли. Студент становится максимально самостоятельным в своем учебном и профессиональном развитии.

Таким образом, в данной статье были рассмотрены ключевые аспекты тьюторского сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидностью в системе СПО. Для реализации такой работы образовательной организации необходимо следовать четким требованиям, проводить сопровождение постепенно с учетом рекомендаций к каждому из этапов. Тьютору также следует ответственно подойти к выбору технологий и форм сопровождения, которые будут в полной мере работать на результат и достижение поставленной цели.

 

Список литературы:
1. Вахрушев В. И. Организация тьюторского сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в системе среднего профессионального образования: методические рекомендации / В. И. Вахрушев, Ю. И. Виданова – СПб: СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж», 2021. – 98 с.
2. Куликова, М. Ю. Тьютор в системе сопровождения образовательной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья / М. Ю. Куликова // Молодой ученый. –  2012. – № 8 (43). –  С. 342 – 344.
3. Тимохина Т.В. Тьюторское сопровождение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного профессионального образования учебно-методическое пособие / Т. В. Тимохина – Орехово-Зуево, ГГТУ, 2019. – 64 с.