Статья:

Особенности работы по формированию самоуправления в коллективе детей с ОВЗ

Конференция: VII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Боровская О.Н., Данилова Л.В., Мусинцева Л.Н. Особенности работы по формированию самоуправления в коллективе детей с ОВЗ // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам VII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(7). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 5-9.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности работы по формированию самоуправления в коллективе детей с ОВЗ

Боровская Оксана Николаевна
воспитатель высшей категории, Детский дом «Надежда», РФ, г. Белово
Данилова Лариса Владимировна
воспитатель высшей категории, Детский дом «Надежда», РФ, г. Белово
Мусинцева Людмила Николаевна
воспитатель высшей категории, Детский дом «Надежда», РФ, г. Белово

 

Аннотация. Статья посвящена вопросу формирования само­управления в коллективе детей с ОВЗ. Определены цель, задачи, принципы работы органов самоуправления. Особое внимание в статье уделяется роли педагогов в системе детского коллектива. На основе собственного опыта показана структура и механизм работы детского самоуправления.

 

Ключевые слова: самоуправление; детский дом; воспитанники с ОВЗ.

 

Острые проблемы воспитания современного подрастающего поколения диктуют необходимость повышения эффективности воспитательной работы в системе образования.

Создание воспитательных систем в детских домах для детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из основных задач Программы развития воспитания в системе образования, утвержденной Министерством образования Российской Федерации.

Одним из направлений построения воспитательной системы в детском доме является развитие самоуправления воспитанников с ОВЗ. Самоуправление в детском доме – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый воспитанник может определить свое место и реализовать свои возможности. Смысл детского самоуправления заключается не в том, чтобы одни дети управляли другими, а в том, чтобы обучить всех основам демократических отношений в обществе, умению управлять собой, своей жизнью в коллективе. Детское самоуправление требует обязательного взаимодействия воспитанников и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятель­ность в нужное русло, помочь в решении проблем, желании самоутвердиться, дать возможность проявить себя, раскрыть свои способности и познать новое, научиться общению со сверстниками, с младшими и старшими по возрасту.

Цель работы по формированию детского самоуправления – воспитание ответственной личности, способной к самореализации и адаптации в обществе. Полноценная социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в развитии невозможна без системы нравственного сознания и соответствующего социального поведения, что осуществляется в процессе нравственного и правового воспитания личности воспитанников коррекционного детского дома. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья пред­полагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

В условиях обучения и воспитания ребят с нарушениями интеллекта самоуправление является хорошим средством сплочения детского коллектива.

В процессе работы возникают трудности, которые заключаются в том, что состав воспитанников коррекционного детского дома имеет довольно сложную структуру. Это обусловлено тем, что у воспи­танников существует недоразвитие познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Отсюда возникает противоречие между необходимостью всестороннего воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и невозможностью полноценного усвоения ими нравственных норм и правил в силу ограниченных возможностей здоровья.

Основные задачи при формировании самоуправления в коллективе детей с ОВЗ:

· создание условий для реализации у воспитанников индивидуальных лидерских качеств, необходимых для лучшей адаптации их в обществе, их социализации и личностного развития;

· развитие творческого, культурного и коммуникативного потенциала воспитанников;

· создание комфортной обстановки общения и творчества;

· содействие укреплению и сплочению детского коллектива;

· воспитание ответственности за порученное дело;

· стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством воспитателя.

Для формирования личности и коррекции дефектов развития ребят необходимы определенные благоприятные условия, среди которых наиболее существенными являются:

1. Соблюдение режима дня, предусматривающего разумное чередование различных видов деятельности и способствующего формированию навыков культурного поведения;

2. Осуществление индивидуального подхода к учащимся на основе их изучения;

3. Систематическое проведение подробной разъяснительной работы по каждому порученному заданию;

4. Обеспечение посильного участия воспитанников в различных видах деятельности;

5. Осуществление тщательного и систематического контроля.

Также в работе необходимо придерживаться и следующих основных принципов:

· Личностно-ориентированный принцип – признание каждого воспитанника полноправным участником системы самоуправления, саморазвивающимся при ненавязчивом педагогическом воздействии.

· Принцип гуманистической направленности – опора на потенциальные возможности ребенка, учет его интересов и потребностей; создание ситуаций успеха, общения со сверстниками и взрослыми.

· Деятельностный принцип – предполагает, что личность формируется не в вакууме, а в жизненных ситуациях, этической системе человеческих взаимоотношений, которая возникает в совместной деятельности всех субъектов воспитательной системы.

· Эмоциональный принцип – опора не только на сознание и поведение ребенка, но и на его чувства.

· Принцип сотрудничества взаимодействуя, сотрудничая друг с другом, воспитанники и взрослые взаимно обогащаются, приобретают опыт социальной активности, самодисциплины и терпимости.

Нам хочется представить модель самоуправления, которая существует в нашем детском доме уже второй год и дает положительные результаты. Структура самоуправления включает в себя две подсистемы: внутригрупповую и общую, то есть всего детского дома. Каждая группа – это город. У каждого города есть свое название, эмблема, девиз, законы. Детский дом – это страна «Детство», в которой находятся все «города».

Внутригрупповое самоуправление начинается с того, что ребята с помощью воспитателя избирают мэра города и его помощников – ответственных за учебную и трудовую деятельность, санитарное состояние, спорт и досуг.

Мэр города – это воспитанник, который является положительным примером для всех ребят. Он контролирует дисциплину в школе и детском доме. Подает пример в учебе и поведении. Следит за работой своих помощников.

Ответственный за учебный сектор помогает слабым детям в учебе, помогает педагогу проверить технику чтения, знание таблицы умножения, выученное наизусть стихотворение. Следит за внешним видом школьной формы, поведением и работой на уроках ребят своей группы, контролирует состояние учебных принадлежностей.

Ответственный за трудовой сектор организует трудовые десанты, дежурство по группе, спальне, столовой, генеральные уборки, субботники. Оказывает помощь педагогам и другим сотрудникам детского дома.

Ответственный за спортивный сектор проводит разминки, утреннюю гимнастику. Следит за наличием спортивной формы у ребят. Организует детей во время спортивных праздников, уроков физкультуры.

Ответственный за досуг организует участие ребят в культурных мероприятиях, творческих конкурсах, акциях.

Ответственный за санитарный сектор отвечает за опрятный внешний вид всех ребят в группе, за порядок в группе, спальнях. Участвует в рейдах сантройки, проверяет чистоту помещений.

Деятельность «страны» регламентируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Он организует работу всех секторов, координирует их деятельность, решает вопросы, относящиеся к компетенции исполнительной власти, периодически созывает заседание, которое в нашем детском доме называется по-домашнему – «Домашний круг». Заслушивает отчеты, принимает решения, связанные с деятельностью «городов» и проблемами воспитанников. Отвечает за ведение документации, готовит задания детскому самоуправлению и выполняет функцию идейного центра.

В первый год работы самоуправления в группах практически все воспитатели столкнулись с одними и теми же проблемами. Ребята не могли без руководства педагога организовать и выполнить задание своего сектора. Чувство ответственности за свою работу отсутство­вало, коллективизм был на низком уровне. При обсуждении той или иной проблемы или положительного поступка не было объективности, заинтересованности. Но уже через шесть месяцев кропотливой работы всех педагогов и администрации детского дома ребята стали активней принимать участие в работе.

Сейчас, когда органы самоуправления работают уже второй год, наши воспитанники стали во многих делах самостоятельны, овладели умением убеждать друг друга, вести диалог, ответственно выполнять свои обязанности. У ребят появился интерес к работе самоуправления.

Они стали делать успехи, за которые мы – педагоги и администрация детского дома – всегда их поощряем: вручаем грамоты, дипломы, сладкие призы. Хвалим за достижения на «Домашнем круге» в присутствии всех ребят детского дома, ставим в пример.

Итак, самоуправление в детском доме возможно, более того, оно необходимо, ведь, по большому счету, мы сможем воспитать детей в своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, поймут, убедятся, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия.

Система самоуправления является важной частью в вопросе социальной адаптации и коррекции воспитанников с ОВЗ. Мы надеемся, что привитие чувства ответственности, морально-нравственных норм и желания взаимодействовать с окружающими увеличит их шанс занять свою социальную нишу и стать достойным гражданином своей страны.

 

Список литературы:
1. Белкин А.С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы / А.С. Белкин. – М., 1977.
2. Бочкарев В.И. Опыт школьного самоуправления / В.И. Бочкарев // Народное образование. – 2000. – № 8. – С. 99-102.
3. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л.С. Выготский. – М.-Л., 1935.
4. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах: 
Учеб.-метод. пособие / М.И. Рожков. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 206 с.