Статья:

Ориентирование на здоровый образ жизни подростков с девиантным поведением в процессе физического воспитания общеобразовательной школы

Конференция: XLIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Выходные данные
Панченко А.Л. Ориентирование на здоровый образ жизни подростков с девиантным поведением в процессе физического воспитания общеобразовательной школы // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLIV междунар. науч.-практ. конф. — № 10(44). — М., Изд. «МЦНО», 2020.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Ориентирование на здоровый образ жизни подростков с девиантным поведением в процессе физического воспитания общеобразовательной школы

Панченко Артём Леонидович
учитель физической культуры, Красноярский Государственный Педагогический Университет имени В.П. Астафьева, РФ, г. Кодинск

 

THE ORIENTATION TO A HEALTHY LIFESTYLE OF TEENAGERS WITH DEVIANT BEHAVIOR IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION AT SCHOOL

 

Artem Panchenko

Physical training teacher, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, Russia, Kodinsk

 

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы формирования представления о здоровом образе жизни как фактора педагогического воздействия на подростков с девиантным поведением. Рассмотрено понятие про здоровый образ жизни, его влияние на современный воспитательный, педагогический процесс. Проанализированы причины девиантного поведения подростков, их психологическое состояние и формы работы педагогов с ними.

Abstract. The article deals with the formation of an idea of a healthy lifestyle as a factor of pedagogical influence on teenagers with deviant behavior. The concept of a healthy lifestyle, its influence on the modern educational, pedagogical process has been considered. The reasons for the deviant behavior of teenagers, their psychological state and forms of work with them are analyzed.

 

Ключевые слова: подростки; здоровый образ жизни; девиантное поведение; физическое воспитание; общеобразовательный процесс.

Keywords: teenagers; healthy lifestyle; deviant behavior; physical education; general educational process.

 

В современном информационно-технологическом социуме остро стоит вопрос как девиантного поведения подростков, так и проблема физического здоровья современной молодежи. Проведение большей части свободного времени в виртуальном пространстве негативно влияет как на психологическое здоровье, так и на физическое развитие современной молодежи. Перед родителями, психологами и педагогами сегодня поставлена многосложная задача коррекции девиантного поведения подростков, а также популяризации разных видов спорта и здорового образа жизни.

Цель данной статьи – проанализировать ориентирование на здоровый образ жизни подростков с девиантным поведением в процессе физического воспитания общеобразовательной школы.

В среднем и старшем школьном возрасте девиантное поведение и дезадаптация  к воспитательному процессу в школе приобретает следующие признаки: отклонения в психосоматическом развитии и здоровье; неприятие требований и норм школьной жизни; пробелы в знаниях, которые вызывают трудности в дальнейшем усвоении материала; интеллектуальная и учебная пассивность; снижена работоспособность, высокая утомляемость; конфликтность и другие девиантные проявления [2, с. 7].

Установленные на основе социально-педагогического обследования семьи причины трудного поведения подростков можно распределить на основные группы:  1) неблагоприятная социально-психологическая ситуация для развития в семье (диагностирован по научным исследованиям у 21,4% дезадаптированных школьников);  2) неполная семья (8%);  3) сложное финансово-материальное положение семьи (3%).  Кроме того, установлено, что значительное количество случаев социальной и школьной дезадаптации (14,7%) обусловлено сочетанием нескольких названных негативных факторов. Например, в 3,6 % подростки живут в неполных семьях, где асоциальный образ жизни матери или отца приводит к крайне тяжелому материальному положению, что в свою очередь становится причиной запущенности детей, их попрошайничества и бродяжничества, ослабления психосоматического здоровья, систематическое невыполнения домашних заданий, пропусков уроков [1, с. 58].

Социальный педагог общеобразовательной школы или инспекции по делам несовершеннолетних, осуществляя поддержку подростков с девиантным поведением должен быть способен реализовать следующие производственные функции: правозащитную, профилактическую, консультативную, коммуникативную, организаторскую, прогностическую, проективную, образовательно-методическую, научно-исследовательскую,  коррекционную,  реабилитационную [6, с. 28]. Реализация данных функций требует от него способности к решению профессиональных, социально-производственных и социально-бытовых задач, таких как: нахождение способов контакта с детьми и взрослыми;  выбор способов проведения консультирования,  ориентация на возрастные особенности и степень адаптированности в обществе;  целенаправленная и планомерная деятельность с коллективом школьников и воспитанников различных общеобразовательных и специальных учреждений;  детальное изучение личности, выявление положительных и отрицательных сторон ее развития, проявлений дезадаптации, распознавание причин недостатка или отклонений в поведении индивида с целью их устранения;  определение задач, форм, способов решения личностных и социальных проблем, применение технологий социальной защиты и социальной помощи;  преодоления негативных явлений в микросоциуме, ослабление антисоциальных действий на детей и подростков [3, с. 112].

Н.Ю. Максимова определила, что составляющими коррекции дезадаптированного поведения подростков в общеобразовательной школе является система многостороннего оценивания, коррекция ролевых позиций ребенка в семье, ранняя профессиональная ориентация, изменение социальной ситуации развития [4, с. 46]. В связи с этим социальный педагог должен своевременно осуществлять коррекцию различных видов девиаций, оказывать консультативную помощь школьникам и их воспитателям, организовывать групповую тренинговую и терапевтическую, воспитательную, коррекционную и реабилитационную работу с несовершеннолетними. Особое место в такой работе занимает популяризация спорта и здорового образа жизни.

ЗОЖ – это не только сбалансированное питание, но, прежде всего, активная двигательная деятельность. Так как все больше времени подростки и взрослые проводят возле гаджетов в сидячем положении, то формирование именно двигательной активности, привития любви к физическим упражнениям являются главными задачами формирования ЗОЖ у подрастающего поколения. Теория физического воспитания детей школьного возраста изучает возможности работоспособности организма ребенка, интересы, потребности, различные формы мышления и все своеобразие вида деятельности, связанного с физическим воспитанием. Физическое воспитание в общеобразовательной школе ставит перед собой ряд целей и задач. Главная цель – это всестороннее физическое развитие и полноценное укрепление здоровья детей.  По мнению автора статей по данной теме Т. Э. Петровой, цель физического воспитания – это непосредственное формирование у детей основ здорового образа жизни. Так же как отмечает автор, именно в процессе физического воспитания и выполняются следующие задачи: оздоровительная задача, образовательная задача, воспитательная задача [7, c.151]. Так же среди данных задач есть своего рода подзадачи, среди них охрана жизни, повышение активности, вовлеченность в активную среду и социализация подростка, а также повышение общей работоспособности. Правильное выполнение физических упражнений на уроках физической культуры будет влиять положительно на развитие суставов, костной системы и также мышц и связок. Все двигательные навыки, которые сформированы у детей школьного возраста – это фундамент для последующего совершенствования физического здоровья, а также помогают далее достичь отличных результатов в профессиональном спорте. Разделение двигательных навыков по упражнениям на уроках физической культуры, происходит следующим образом: строевые упражнения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, игры: теннис, городки, футбол, баскетбол (отдельные элементы) [7, c. 153]. Воспитательные задачи, которые есть в физическом воспитании направлены на формирование интереса и потребности к систематизации занятий физических упражнений. Вся система физического воспитания строится на основе и полном учете возраста и психологических особенностей воспитанников.

Так, в качестве практического исследования темы на базе МБОУ КСОШ № 2 г. Кодинск (Кежемский район, Красноярский край) была проведенная профилактическая работа по ориентированию молодежи на здоровый способ жизни с привлечением учеников данной школы. В организованных мероприятиях приняли активное участие сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних и представители детской и юношеской спортивной школ, руководители спортивных секций. Была проведена беседа с учащимися школы, затем был проведён спортивный праздник, а затем проходила сдача норм ГТО. Эстафета и игры, организованные в ходе профилактической работы способствовали привлечению подростков к физической культуре, популяризировали разные виды спорта и здоровый образ жизни. Из общения с педагогами, сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних, спортсменов-тренеров подростки получили знания о влиянии спорта и физических упражнений на здоровье, узнали про взаимовлияние физической культуры и психологического здоровья личности, поняли, что спорт и здоровый способ жизни способствует социализации и развитию индивидуума. Таким образом, опыт практической работы в городе Кодинске показал процесс ориентирования современных подростков на здоровый образ жизни в процессе физического воспитания общеобразовательной школы.

 

Список литературы:
1. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоциональных отношений / И. Н. Андреева //Вопросы психологии. – 2017. – №5. – С.57-65.
2. Бережнова Л. Н. Диагностика психической напряженности детей, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа: автореф. дис. на соискателя науч. степени канд. психол. наук : спец.03.00.13 / Л. Н. Бережнова. – М., 1995. – 25 с.
3. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянов. – М., 2000. – 298 с. 
4. Максимов В. Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. Г. Максимов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 272 с.
5. Социальная работа: Словарь-справочник / Под. ред. В. И. Филоненко. Сост.: Е. П. Агапон, В. И. Акоповидр. – М. : „Контур”, 1998. – 480 с.
6. Справочная книга социального педагога: учебное пособие / Р. В. Овчарова. – М. : Изд-во: ТЦ Сфера, 2014. – 480 с...
7. Петрова Т. Э. Проблемы формирования здорового образа жизни молодежи // Интеграция образования. 2005. − С 150-154.