Статья:

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Конференция: LXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Пелихова А.В. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(78). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Пелихова Анна Валерьевна
канд. пед. наук, Государственное учреждение дополнительного профессионального образования Челябинский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, РФ, г. Челябинск

 

FEATURES OF APPLICATION OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN PRESCHOOL EDUCATION

 

Anna Pelikhova

Candidate of Pedagogical Sciences, State institution of additional professional education Chelyabinsk Institute for Advanced Training and Retraining of Education Workers, Russia, Chelyabinsk

 

Аннотация. Целью статьи является определение и обоснование актуальных здоровьесберегающих технологий для оздоровления детей дошкольного возраста, на основании анализа их физических и психологических особенностей, социальной ситуации их развития. В предложенной статье всесторонне обосновывается актуальность исследуемой проблемы, рассматриваются теоретико-методологические аспекты применения современных здоровьесберегающих технологий в образовании, выделяются особенности здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста и предлагаются примеры их реализации.

Abstract. The purpose of the article is to identify and substantiate current health-saving technologies for the improvement of the health of preschool children, based on an analysis of their physical and psychological characteristics, and the social situation of their development. The proposed article comprehensively substantiates the relevance of the problem under study, examines the theoretical and methodological aspects of the use of modern health-saving technologies in education, highlights the features of health-saving technologies in working with preschool children and offers examples of their implementation.

 

Ключевые слова: здоровье; здоровьесбережение; здоровьесберегающие технологии; дети дошкольного возраста.

Keywords: health; health conservation; health saving technologies; preschool children.

 

Направленность современной педагогической науки на гуманизацию и индивидуализацию образования предполагает заботу о физическом и психологическом здоровье и комфортном самочувствии ребенка и актуализирует вопросы создание оптимальных условий для развития, самоопределения, оздоровления каждого ребенка.  Эффективное решение данной задачи возможно через применение здоровьесберегающих технологий в образовании. Освещение понятия здоровьесберегающие технологии, условий и специфики их реализации мы можем обнаружить в работах таких авторов как В.И. Ковалько, О.В. Петров, Н.К. Смирнов, Л. Ф. Тихомирова [2], [5], [6]. Здоровьесберегающие технологии являются важной частью общей системы современных педагогических технологий. Здоровьесберегающие технологии могут быть рассмотрены как система мер, как средство и содержание образовательной деятельности. Рассмотрев работы указанных авторов, мы выявили, что понятие «здоровьесберегающая технология» является весьма сложным и многоаспектным. Здоровьесберегающие технологии трактуют как педагогическую деятельность, основанную на гуманистической философии образования, как человекоформирующий педагогический процесс и как систему, создающую оптимальные условия сохранения здоровья.

Нам близка интерпретация Н.К. Смирнова, трактующего здоровьесберегающие образовательные технологии, прежде всего, как условие гуманного образования, часть системного подхода к обучению и воспитанию, базирующегося на намерении педагогов не принести ущерб здоровью детей [6]. Наиболее разработанными являются вопросы реализации здоровьесберегающих технологий в школе. Но мы также можем выделить исследования раскрывающие вопросы реализации здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста. Ж.В. Кузнецова, Л.М. Купка отмечают негативные тенденции к ухудшению здоровья детей и предлагают пути решения проблемы – оздоровление детей дошкольного возраста на основе использования здоровьесберегающих технологий [3], [4]. Так, П.И. Хромцов отмечает, что в настоящее время накоплен большой опыт применения разнообразных здоровьесберегающих технологий, в том числе на основе внедрения новых форм, однако зачастую данный опыт не носит системного характера [7]. Отбор и реализация здоровьесбергающих технологий для практического применения часто имеет индивидуальный характер. Таким образом, требуются определение критерии отбора здоровьесберегающих технологий. Нам представляется возможным использовать при выборе здоровьесберегающих технологий для использования с детьми дошкольного возраста, использовать критерии, сформулированные Безруких М.М и В.Д. Сонькиным: снижение стрессовых факторов и эмоционального напряжения в образовательном процессе; возрастная адекватность нагрузок, сбалансированность с индивидуальными психофизиологическими особенностями и медицинскими противопоказаниями; индивидуальный подход, соответствие разных видов нагрузок реальным возможностям ребенка; осознанность, наличие образовательной работы, способствующей, информированному поведению в вопросах сохранения здоровья; необходимый [1]. На наш взгляд, представляется возможным использовать следующие здоровьесберегающие технологии:

1. Защитно-профилактические технологии. Направлены на защиту организма от неблагоприятных для здоровья воздействий среды. Сюда можно включить: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; контроль за учебной нагрузкой и т.п.

2. Компенсаторно-нейтрализующие технологии. При их использовании ставится задача нейтрализовать некоторые  негативные воздействия. Это, например, физкультминутки и физкультурные паузы, в какой-то мере нейтрализующие неблагоприятное воздействие статичности занятий, недостаточность физической нагрузки, «минутки релаксации», снижающие психоэмоциональное напряжение.

3. Стимулирующие технологии. Позволяют активизировать и тренировать собственные силы организма. Наиболее распространенные примеры это закаливающие процедуры, физические нагрузки, различные варианты дыхательных гимнастик, элементы массажа и самомассажа, и др.

4. Информационно-обучающие технологии. Обеспечивают детям уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье своем и своих близких, помогают в воспитании культуры здоровья [6].

Любые занятия с детьми дошкольного возраста, проводятся с обязательным включением здоровьесберегающих технологий компенсаторно-нейтрализующей группы: использование дополнительных пауз отдыха и релаксации, физминуток, динамических пауз различного характера. Длительность занятий устанавливается индивидуально, нагрузка варьируется. Для детей дошкольного возраста часто характерна повышенная утомляемость, и для того чтобы не допускать значительного снижения двигательной активности ребенка необходимо реализовывать приемы отдыха и релаксации. Практика работы показывает эффективность релаксационных игр для профилактики утомления, вызванного интеллектуальными и физическими нагрузками, обучения детей навыкам мышечной релаксации. Особое внимание уделяется детям, имеющим отставание в физическом развитии. Важно правильное формирование опорно-двигательного аппарата ребенка, коррекция неправильных поз, развитие статической выносливости. Это поможет ребенку при начале систематического школьного обучения, при необходимости хотя бы некоторое время сохранять правильное положение тела, осанку. Данные задачи также могут решаться через применение стимулирующих здоровьесберегающих технологий, способствующих повышению работоспособности и устойчивости организма (через реализацию разнообразных физических нагрузок, дыхательных гимнастик, элементов массажа и самомассажа и др.).

Современные здоровьесберегающие технологии становятся необходимыми средствами сохранения физического и психического здоровья, источником личностного развития всех без исключения детей, даже в ситуации болезни, благодаря чему происходит не только общие оздоровление, но и усвоение социальных норм, осуществляется социальная адаптация.

 

Список литературы:
1. Безруких М.М., Сонькин В.Д. и др. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология, формы, методы, опыт применения. - Центр образования и здоровья Минобразования РФ. – М.: Триада-фарм, 2002. – 117 с.
2. Ковалько В.И.  Здоровьесберегающая педагогика / В.И. Ковалько - 2-е изд.,  М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 399 с.
3. Кузнецова Ж.В. Модель "здоровьесберегающие технологии" для старших дошкольников" / Ж.В. Кузнецова, Т.А. Швалева // Психология и педагогика XXI века. Современные проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции, Волгоград, 03 сентября 2017 года. — Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2017. — С. 204–207. 
4. Купка Л.М. Оздоровление детей старшего дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий / Л.М. Купка // Наука и образование: новое время. Научно-методический журнал. — 2018. — № 2(9). — С. 147–150.
5. Петров В.О. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Петров Вадим Олегович; Ростовский государственный педагогический университет, Ростов-на-Дону, 2005. - 201 с. 
6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/   Н.К.Смирнов. - 2-е изд., М.: АРКТИ, 2009. - 320 с.
7. Храмцов П.И. Оценка эффективности технологий здоровьесбережения старших дошкольников / П.И. Храмцов, Н.О. Березина // Российский педиатрический журнал. — 2015. — Т. 18, № 4. — С. 32–35.