Статья:

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ

Конференция: LXXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Выходные данные
Малькова Ж.В. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 10(89). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ

Малькова Жанна Владимировна
мастер спорта международного класса по легкой атлетике, учитель высшей категории, МБУ «Гимназия № 38» РФ, г. Тольятти

 

Современная жизнь предъявляет все больше требований современной школе. Но зачастую усиление учебной нагрузки становится непосильным грузом для хрупкого детского здоровья. Формирование  правильной осанки  уже давно стало одной из насущных проблем современной школы. И это неудивительно, ведь осанка формируется в процессе жизни человека с момента его появления на свет. Именно поэтому контролировать формирование правильной осанки необходимо начинать с младшей школы,  поскольку именно школьные годы являются определяющими в развитии. Считается, что после 18 лет неправильно сформированная осанка уже не исправится.

Неправильная осанка – это нарушении симметрии человеческого тела, в частности положения туловища и позвоночника. Конечно, отнести неправильно сформированную осанку к заболеваниям нельзя, однако она может стать причиной множества самых различных заболеваний организма. Более того, именно неправильная осанка у детей порой  приводит к быстрой усталости, нежеланию вести активный образ жизни. Это проявляется у детей младшего школьного возраста, когда возникают пояснично-крестцовые и шейные лордозы, а также боковые искривления позвоночника, такие как сколиозы.

Как предотвратить подобные аномалии организма? Ответ прост – укрепление мышц спины и груди, которые формируют так называемый мышечный корсет, который будет поддерживать правильное положение позвоночника.  Таким образом, именно эта задача становится первостепенной на уроках физической культурой. 

Общепризнано, что на здоровье позвоночника больше всего могут повлиять именно физические упражнения. Уроки физической культуры как раз и должны быть направлены в первую очередь на поддержание здоровья школьника. Более того, эффективное применение различных методов лечебной физкультуры  может не только способствовать  профилактике, но должно  стать средством коррекции разного рода нарушений осанки. Не подлежит никакому сомнению, что школьник с нарушением осанки должен проводить большую часть времени в движении, находясь в подвижном состоянии, большая физическая активность также способствует укреплению мышц и костей.

Современный учитель, выстраивая работу на уроке по профилактике и коррекции правильной осанки, должен основываться на задаче  развития мышц всего тела, силы мышц спины, брюшного пресса и мышц плечевого пояса. Именно такие упражнения должны лечь  в основу комплексов,  направленных на поддержание здоровья и подвижности позвоночника.

Важно отметить, что работа по профилактике нарушений осанки должна быть комплексной. Каждый учитель на любом уроке должен требовать соблюдения правильных положений тела, следить за положением головы. Если  правильной осанке будет уделяться внимание только на уроках физической культуры, а на остальных уроках дети будут сидеть неправильно, то работа по формированию осанки не даст нужного результата. Профилактика правильной осанки должна быть постоянной и систематической. Необходимо также помнить, что по мнению большинства исследований, искривление осанки  – это определённые сдвиги в работы мышц и связок, а значит, при своевременном начале занятий лечебной физкультурой данное состояние не будет ухудшаться и даже может быть скорректировано.

На уроке физической культуры первостепенной задачей является обучение детей правильному расположению различных частей тела, включая голову, туловище и ноги, в пространстве. Для правильной осанки координация движений и правильное положения головы имеет решающее значение.

Какие же комплексы упражнений можно порекомендовать учителям физической культуры? В первую очередь это будут упражнения, которые подражают нашим основным движениям, встречающимся ежедневно. Важными элементами при этом являются способы передвижения естественного типа. Рассмотрим некоторые из них.

1. Ходьба

Благодаря использованию различных мышц и укреплению мышц спины, ходьба является наиболее эффективным видом движения, несмотря на свою простоту. Свободное и естественное положение тела, включая симметричное расположение всех частей тела относительно позвоночного столба, координацию рук и носков, а также равномерность длины шага, должны обеспечиваться правильной ходьбой. Учащимся необходимо следить за правильным положением тела, ходьбой и дыханием, что может значительно облегчить выполнение упражнения. Различные способы движения, такие как ходьба на носочках, пятках и внутренней и внешней части стопы, могут быть использованы при ходьбе. Для усложнения ходьбы можно добавить перекатывания с носка на пятку и высокие подъемы бедер.

2. Бег

В этом типе движения, похожем на ходьбу, есть этап, называемый "полётом", когда две ноги одновременно отбрасывают опору, В этот момент, когда мышцы отдыхают и восстанавливают силы, происходит увеличение скорости передвижения за счёт инерции. Благодаря активному функционированию всех систем организма, таких как кровоснабжение, дыхание и обмен веществ, все органы становятся более эффективными в процессе бега.

3. Лазание

Многие группы мышц могут быть задействованы в процессе лазания, подобно бегу или очень быстрой ходьбе. Снижение статической нагрузки на позвоночник достигается благодаря развитию мышц туловища, конечностей и рук.

4. Метание

Метательное движение характеризуется ациклическим характером, в отличие от предшествующих видов активности. Скоростная составляющая также присутствует в данном аспекте. В первую очередь укрепляются и развиваются мышцы нижних конечностей и груди при лазании. Развивая ловкость и координацию движений, метание имеет свои преимущества перед другими видами движения.

5. Строевые упражнения

Именно строевые упражнения способствуют формированию правильных осанок, подтягиванию, согласованности движений и сохранению позитивного эмоционального настроя.

Если говорить о конкретном алгоритме организации работы по коррекции осанки на уроках физкультуры, то можно ориентироваться на соответствующие комплексы упражнений. Структура предполагаемого урока может включать в себя следующие шаги:

  1. Вводная часть (разминка).

Для поддержания правильных осанок здесь могут быть представлены различные виды ходьбы. Также можно обратить внимание на различные движения рук. С помощью гимнастической палочки можно выполнять упражнения, подобные плаванию на спине, такие как рывки руками вверх, назад и в сторону, с постепенно увеличивающимся темпом движений, а также резкие толчки прямыми и согнутыми руками. Для контроля за плечевым поясом необходима строгая дисциплина, включающая вытянутые в стороны руки и сведение плеч. Необходимо следить за вертикальным положением плеча при наклонах туловища влево и вправо, а также за движениями рук вдоль туловища. Не стоит забывать и о чередовании различных видов бега и ходьбы.

  1. Основная часть.

В качестве исходного положения можно использовать упражнения, выполняемые лежа на животе и спине. Для укрепления мышц ног необходимо включать специальные упражнения, способствующие их укреплению. С мячом эффективными будут движения, развивающие растяжку, прогиб туловищем в исходной позиции и ходьбу с ним на руках, а также перемещение спины по мячу из одного положения в другое. Также рекомендуется выполнять медленные максимальные прогибы поясничного и грудного отделов, запрокидывая голову назад и разгибая руки, в то время как при опускании и поднятии головы необходимо сохранять вертикальное положение тела, туловища и руки. Упражнения, связанные с изменением положения ног (сгибы в коленных суставах) являются довольно эффективными. Принимая и медленно изменяя позу, важно сохранять её в первоначальном положении.

  1. Заключительная часть.

Для восстановления дыхания необходимо выполнять упражнения для растяжки и заминку в конце занятия. Релаксация может быть достигнута любыми способами. Важно помнить, что индивидуальные дыхательные практики дают превосходные результаты.

Дыхательные упражнения могут быть использованы не только как заключительная часть занятия. Им можно посвятить и отдельный урок. Дадим несколько рекомендаций по разработке подобных занятий.

Практика дыхания включает в себя произвольные изменения характера или длительности дыхательных циклов, включая движения тела и конечностей. Упражнения, основанные на правильном дыхании и сочетании движения с ним, имеют неоспоримую пользу для школьников. Статические упражнения для дыхания включают в себя изменение частоты и глубины выдоха, перерывы между вдохами и выдохами, а также упражнения с противодействующим дыханием. Благодаря этому достигается значительное повышение долговечности работы такого важного органа человеческого тела, как лёгкие, грудная клетка становится более гибкой, активизируются практически все мышцы, участвующие в дыхании. Любопытно, что неизменно вызывают у школьников интерес упражнения, связанные с  произнесением звуков, удлиненным и ступенчатым выдохом. Динамические дыхательные упражнения построены на различных сочетаниях дыхательных движений с движениями других частей тела, которые либо облегчают дыхание, либо усиливают, «утяжеляют» его. Так, можно рекомендовать выполнить самый простой наклон тела  вперед  и вниз, сопровождая выдохом, а выпрямление вверх – вдохом.

Выполнению самых простых упражнений, доступных из любой удобной позиции, необходимо уделить особое внимание. Различные наклоны и повороты головы могут сопровождаться различными движениями. Для подготовки к тренировкам обычно требуется от восьми до двенадцати повторений. Занимающиеся начинают ощущать лёгкое тепло в своих мышцах, и это говорит о том, что организм был готов к продолжению выполнения упражнений. Упражения на растягивание дыхательных мышц способствуют увеличению подвижности грудной клетки. При этом исходное положение – лежа, руки необходимо сложить за головой. Учитель помогает учащемуся, фиксирует его локти и плавными движениями поднимает его туловище вверх Другим вариантом может быть исходное положение сидя. Руки необходмо согнуть в локтях и развести в стороны. Учитель держит ученика за локти и плавными движениями медленно отводит их назад. Каждое упражнение делается очень медленно и плавно, около пяти повторений определено на каждый подход. Чтобы заставить актвно работать дыхательные мышцы, необходимо выполнять следующие упражнения. Исходное положение – лежа на животе, но с опорой на предплечья, или в положении сидя с наклоном туловища. Живот плотно прижат к бедрам.

Уроки, на которых учащиеся будут заниматься упражнениями, направленными на глубокое дыхание, будут, несомнено, способствовать увеличению объема легких и повышению жизненного тонуса.

Также в программу можно включать другие комплексы дыхательных упражнений. Рассмотрим подробнее рекомендуемые.

Сидя

  1. Диафрагмальное дыхание. Сядьте на край стула и положите руки на живот, расположившись в сидячем положении. Вдох сопровождается втягиванием живота, а выдох – его поднятием. Сделайте семь-девять повторений этого упражнения.

  2. Выдыхая и опуская руки к коленям, разожмите грудь, выдохните и опустите плечи. Повторите пять-семь раз.

  3. Выдыхая и наклоняясь, направьте одну руку к противоположному плечу, выдохните и поднимите её в сторону. Семь-девять раз повторите эту процедуру. Необходимо сесть на край стула, держа руки за спинку, и плавно скользить ногами вперед и назад, выполняя это упражнение девять-десять раз, поддерживая свободное дыхание. Выдыхая и наклоняясь вперед, сделайте глубокий вдох, широко расставив локти и выдохнув. Пять раз повторите это движение.

  4. Выдыхая и расслабляя мышцы спины, положите руки на спинку стула, скрестите лопатки и наклонитесь вперёд. Шесть раз повторите это действие.

  5. При вдохе положите руки сбоку на грудь, слегка сжимая при этом, а затем разведите их в стороны. Шесть раз повторите это упражнение.

Стоя

  1. Ноги расставлены широко, руки связаны за спиной. Наклонитесь вправо или влево, вдохните и выдохните. Выдыхая, поднимите правую или левую руку вверх и опустите вниз. Семь раз повторите это упражнение.

  2. Выдыхая и слегка сжимая грудь, выполняйте упражнение: разведите в стороны руки и наклонитесь вперёд. Пять раза проделайте его.

  3. На выдохе – пять раз «надувать» резиновый шарик.

Ходьба

  1. Длинные вдохи и короткие выдохи на шести шагах необходимы для плавной прогулки.

  2. На пятках и на цыпочках идти, держа руки за спиной. Три минуты –это продолжительность данной последовательности.

Фитбольные упражнения являются одним из наиболее эффективных методов предотвращения проблем с осанкой. У школьников они неизменно вызывают живой интерес, особенно в младших классах.

Корректирующие упражнения могут выполняться с помощью фитбола. Различные группы мышц нуждаются в тренировках и снятии напряжения. Упражнения, направленные на поддержание равновесия, являются обязательными для занятий фитболом. Многие ошибочно полагают, что упражнения на фитболе направлены только на расслабление, однако это так. Прежде всего они дают  улучшение устойчивости и координации. В конечном итоге, правильная осанка формируется благодаря использованию фитбола, который развивает гибкость и укрепляет некоторые мышечные группы. Для более эффективного выполнения упражнений и большей заинтересованности учащихся в учебе важно повышать эмоциональный тонус. Именно такой эффект и дают упражнения на фитболе.

Хотелось бы также отметить, что любой урок физической культуры  обязательно должно включать в себя систематические беседы об основных правилах формирования правильной осанки и последствиях ее нарушения, давать рекомендации каждый новый день, начиная с выполнения утренней зарядки.

Таким образом, предлагаемый комплекс упражнений должен способствовать коррекции и профилактике нарушений осанки у детей среднего школьного возраста. Предложенный комплекс упражнений для коррекции и профилактики заболеваний позвоночника у детей можно активно применять в санатории, поликлинике, педагогических и оздоровительных учреждениях, а также в домашних условиях. В связи с этим при разработке комплекса упражнений предусматривались их взаимодополняемость и взаимозаменяемость. 

Нельзя не упомянуть и важную роль активных игр в предотвращении нарушений осанки. Подвижная игра – это особый вид детской активности, направленный на достижение определенной цели. Она отличается эмоциональным насыщением, неожиданными моментами радости и способствует созданию положительного настроя. Участие в подвижных играх помогает задействовать различные группы мышц, предотвращая утомление. Подбор подвижных игр для коррекции осанки требует определенных навыков. Разнообразие и возможности варьирования подвижных игр создают прекрасные условия для развития двигательных навыков и качеств, а также учат решать  специальные задачи. Также необходимо отметить, что в любой школе существуют свои традиции проведения спортивных игр – различные  «Веселые старты», «Дни здоровья», «Дни  Спортивной семьи», Спартакиады и прочие. Подобные мероприятия  позволяют привлечь к вопросам физического развития школьников и родительскую общественность, что немаловажно, и способствуют увеличению эффективности  пропаганды здорового образа жизни, одним из аспектов которого является профилактика нарушений осанки.

Итак, использование всех перечисленных методов на занятиях физкультурой позволяет сформировать у учеников стойкий навык правильной осанки, что помогает избежать возможных проблем в работе многих внутренних органов. В результате воспитывается гармонично развитая, морально устойчивая и трудоспособная во всех сферах жизни личность.

В заключение хотелось бы отметить, что каждое образовательное учреждение должно вести оздоровительную работу с учащимися по предупреждению различных нарушений осанки, используя необходимые методики и средства воспитания.

 

Список литературы:
1. Вайнер Э. Н. Лечебная физическая культура. – М.: Флинта, 2012. – 424 c.
2. Вилесов А. Медников Н. Соколова Е. О формировании осанки у детей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.falto.ru/article/article30.php (дата обращения: 12.09.2024).
3. Куркова Л.Б. Профилактика осанки у детей // Адаптивная физическая культура. – № 2. – 2002.
4. Гитт В.Д. Здоровый позвоночник. Лечение нарушений осанки и телосложения, сколиозов, остеохондрозов. – М.: Новая реальность, 2008. –337 c.
5. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура. –  М.: Медицина, 2017. –  165 c.
6. Лечебная физическая культура. –  М.: Физкультура и спорт, 2018. –  256 c.
7. Ловейко И.Д. Формирование осанки у школьников (пособие для учителей и школьных врачей). –  М.: Просвещение, 1970. –  95 с.
8. Коршунов А.В. Правильная осанка – залог здоровья позвоночника [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.spinet.ru (дата обращения: 12.09.2024).
9. Красикова И. Детский массаж и гимнастика для профилактики и лечения нарушений осанки, сколиозов и плоскостопия. – М.: Корона-Век, 2013. –320 c.
10. Куропаткина Н. Лечебная физическая культура. – М.:  Бибком, 2010. – 188 c.
11. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vashortoped.com/nogi/golenostop-i-stopa/chto-takoe-osanka-opredelenie-tipy-osanki-metody-ispravleniya.html (дата обращения: 14.09.2024).
12. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vashortoped.com/nogi/golenostop-i-stopa/chto-takoe-osanka-opredelenie-tipy-osanki-metody-ispravleniya.html (дата обращения: 10.09.2024).