Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического вуза в процессе преподавания курса «Методика обучения биологии»
Конференция: XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика профессионального образования
XXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического вуза в процессе преподавания курса «Методика обучения биологии»
The formation of professional competence of students of pedagogical universities in the process of teaching the course "Methods of teaching biology»
Evgenia Sharonova
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, I. Yakovlev CHSPU, Russia, Cheboksary
Аннотация. Рассмотрены теоретические основы понятий «компетентностный подход», «профессионально-педагогическая компетентность», «профессиональная компетенция», определены структурные компоненты, приведены примеры заданий, позволяющих формировать профессиональные компетенции, рассмотрена диагностика профессиональных компетенций студентов педагогического вуза в процессе преподавания курса «Методика обучения биологии».
Abstract. The theoretical foundations of the concepts of "competent approach", "professional-pedagogical competence", "professional competence" are considered, the structural components are defined, the examples of tasks that allow to form professional competence are given, the diagnostics of professional competence of students of pedagogical University in the process of teaching the course "Methodology of biology education" is considered.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, компетенции, профессиональные компетенции, студенты педагогического вуза, методика обучения биологии.
Keywords: competence approach; competence; competence; professional competence; students of pedagogical high school; method of teaching biology.
Требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования ставит перед вузами, в том числе и педагогическими, задачи освоения бакалаврами ряда компетенций. Анализ проблемы разработки теории компетентностного подхода (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя), изучение научных работ по идентификации такие понятия как «компетенция и компетентность» (В.И. Байденко, В.А. Болотов, и др.), подходов к определению понятия «профессиональная компетентность» (А.А. Вербицкий, С.Б. Гершунский), «профессиональная компетентность учителя» (Н.В. Кузьмина, С.Н. Сластенин) позволили выявить, что под компетентностным подходом в образовании сегодня понимается метод моделирования результатов образования как норм его качества, что означает отражение в системном и целостном виде образа результата образования; формирование результатов как признаков готовности выпускника продемонстрировать соответствующие компетенции; определение структуры последних [1, с. 29]. Компетентностный подход к исследованию проблем педагогического образования – это совокупность теоретико-методологических положений и организационно педагогических мер, направленных на создание условий для освоения и трансляции педагогических ценностей и технологий, обеспечивающих творческую самореализацию личности учителя в профессиональной деятельности [3, с. 115].
Анализ подходов к определению понятий компетенция и компетентность (В.И. Байденко, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, А.В. Тутолмин и др.) позволил нам сделать вывод о том, что оба понятия являются интегральными характеристиками уровня и качества подготовленности специалиста к профессиональной деятельности. Рассматривая будущего учителя, компетенция определяет норму подготовленности будущего учителя к труду, а компетентность – уже сформированные у специалиста теоретическая, основанная на знаниях, и практическая, подкреплённая опытом деятельности, готовность к реальной образовательной и воспитательной работе в школе [5, с. 36]. А.А. Вербицким показано, что качественное формирование профессиональных компетенций в сфере образования должно осуществляться в двух контекстах – предметном (относящимся к содержанию профессиональной деятельности) и социальном (относящихся к сфере социальных профессиональных взаимодействий) [2, с. 12]. Г.В. Мухамедзянова отмечает, что «компетентность» это условное понятие, рассматриваемое как интегративное качество личности, влияющее на его готовность обучаться всю жизнь; способность к применению теоретических знаний в профессиональной деятельности. Основные характеристики профессиональной компетентности – это опыт профессиональной деятельности, креативность, когнитивность, коммуникативность» [4, с. 3]. Психолого-педагогический аспект профессионально-педагогической компетентности рассмотрен Б.С. Гершунским, Н.В. Кухаревым и др., которые определяют профессиональную компетентность как совокупность научно-теоретической, практической и личностной готовности. Таким образом, «компетентность» представляет сочетание теоретического блока, характеризующего круг знаний по данному предмету, операционно-деятельностного (практического), представляющего сочетание способов и умений реализации знаний и личностно-психологического блока, отражающего интеллектуальные, мотивационные, ценностные, эмоционально-волевые аспекты психики человека. На основании анализа подходов к определению понятий «компетенция» и «компетентность» мы можем говорить о том, что профессиональные компетенции, которые формируются в стенах вуза, переходят в компетентность только в случае теоретической и практической готовности будущего учителя. В связи с этим возникает проблема, когда выпускник вуза, обладая достаточным уровнем теоретической готовности, имеет проблемы с практической готовностью к процессу преподавания базовых дисциплин.
Исследование по формированию теоретической и практической готовности к профессионально-педагогической деятельность проводилось нами на базе ФГБОУ ВО ЧГПУ им. И.Я. Яковлева в процессе освоения дисциплины «Методика обучения биологии» раздела «Человек и его здоровье».
Рабочая программа курса «Методика обучения биологии предусматривает овладение бакалаврами следующих профессиональных компетенций: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК 1); способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК 2); способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК 3); способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов (ПК 4); способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК 5); готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК 6); способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности (ПК 7).
Освоение студентами требуемых компетенций проводится и в рамках изучения такого раздела биологии как «Человек и его здоровье». Для реализации компетенций нами были проведены следующие формы занятий: изучение нормативных документов содержания биологического образования; изучение ФГОС ООО, анализ современных линий учебников по разделу «Человек и его здоровье», знакомство с УМК по разделу «Человек и его здоровье», многообразием методических разработок, рабочих тетрадей и тестовых заданий для школьников; планирование и проектирование рабочей программы по разделу «Человек и его здоровье», демонстрация фрагментов уроков в соответствии с требованиями ФГОС ООО; демонстрация фрагментов уроков с использованием современных методов (проблемно-поисковые, исследовательские) и технологий обучения (проектная технология, технология проблемного обучения, интерактивные технологии, технологии ЛОС и ЛОК); анализ воспитательного потенциала уроков биологии по разделу «Человек и его здоровье»; определение воспитательных возможностей внеурочной (самонаблюдения, домашняя работа) и внеклассной (система мероприятий, экскурсий, кружковых занятий) деятельности по разделу «Человек и его здоровье»; индивидуальная, групповая и микрогрупповая работа по освоению личностных метапредметных и предметных результатов; межпредметное взаимодействие в процессе освоения дисциплины (педагогика, психология, биология); проектная и исследовательская деятельность по разделу «Человек и его здоровье»; участие во внеаудиторной деятельности (биологический вечер, студенческий кружок биологии, участие в олимпиадах и конкурсах); научно-исследовательская деятельность (курсовые работы и ВКР); разработка сценариев мероприятий по профориентации школьников; проведение профориентационной работы со школьниками; совместная групповая и микрогрупповая работа (аудиторная и внеаудиторная) со студентами и преподавателями по разделу «Человек и его здоровье»; проведение лабораторных работ, опытов и наблюдений, самонаблюдений. Разнообразие форм организации процесса обучения студентов по разделу «Человек и его здоровье» позволяет повысить эффективность формирования требуемых компетенций.
Диагностика их сформированности происходит в несколько этапов. Первый этап (входная диагностика) проводится через анкетирование студентов. Второй этап диагностики (текущая диагностика) происходит в процессе изучения дисциплины. Итоговая диагностика сформированности профессиональных компетенций выявляется на экзамене.
В результате ответов на проблемные практические задания и решение методических и педагогических задач выявляется уровень сформированности профессиональных компетенций, которые позволят будущему учителя реализовать свой творческий потенциал на педагогической практике и в дальнейшей профессиональной деятельности. Таким образом, разнообразие форм организации процесса обучения студентов педагогического вуза, использование современных методов и педагогических технологий, комплексная систематическая диагностика уровня сформированности профессиональных компетенций дает возможность получения на выходе высококвалифицированного специалиста, способного решать теоретические и практические задачи преподавания биологии.