Статья:

Сформированность гражданской активности подростков и молодежи (На примере учащихся 6-11 классов МБОУ «СОШ №1»)

Конференция: XX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория, методика и организация социальнокультурной деятельности

Выходные данные
Левина О.Е. Сформированность гражданской активности подростков и молодежи (На примере учащихся 6-11 классов МБОУ «СОШ №1») // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XX междунар. науч.-практ. конф. — № 7(20). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 47-50.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Сформированность гражданской активности подростков и молодежи (На примере учащихся 6-11 классов МБОУ «СОШ №1»)

Левина Оксана Евгеньевна
учитель, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», РФ, г. Березовский

 

Гражданская активность является важной характеристикой поведения человека, ощущающего себя субъектом общественных процессов. В современных исследованиях подчеркивается ее значение для развития гражданского общества и правового государства. Отмечается, что активное, социально полезное поведение человека в частности и общества в целом является важнейшей составляющей данных процессов.

Многочисленные исследования гражданской активности различных социальных групп анализируют содержание данного понятия, его проявления в различные исторические периоды, его структуру и типы.

Проявления гражданской активности молодежи как наиболее динамичной социальной группы отличаются рядом специфических черт и претерпевают наиболее заметные трансформации в настоящее время. Исследователи отмечают становление субъектности молодежи в социальных, в том числе политических, процессах. Относительно подростков исследователи говорят о социальной активности и в основном рассматривают ее формирование как педагогическую проблему. Однако активное участие подростков и молодежи в политической жизни последнего времени выводит задачи ее изучения на новый уровень. Это, на наш взгляд, обусловливает актуальность темы данного исследования.

В исследовании сформулирована гипотеза о том, что в настоящее время гражданская активность подростков и молодежи переживает про­цесс становления, обусловленный современной социально-политической ситуацией. Это выражается в выраженном интересе к политике, осведомленности об основных политических процессах в условиях открытой информационной среды, готовности к политическому участию.

Целью нашей работы является изучение проявлений гражданской активности подростков и молодежи.

В соответствии с гипотезой и целью нами сформулированы задачи исследования:

1.    изучить феномен гражданской активности, ее содержание, формы, критерии сформированности, специфические проявле ния в социальной группе подростков и молодежи;

2. исследовать проявления гражданской активности в группе подростков и молодежи МБОУ «СОШ №1» города Березовского.

В исследовании нами применены методы анализа теоретической литературы, анкетного опроса, статистической и графической обработки данных.

В исследовании приняли участие 303 учащихся 6-11 классов школы в возрасте 12-18 лет.

Время проведения исследования – ноябрь 2017 – январь 2018 гг.

Исследование сформированности гражданской активности подростков и молодежи привело нас к следующим выводам.

Гражданская активность – одно из ключевых понятий, характеризующих поведение человека – члена гражданского общества и активного участника политических процессов. Изучение гражданской активности молодежи еще недавно, в 2000-2010 гг., приводило ученых к мнению о пассивности, ориентации на получение удовольствия, неготовности брать на себя ответственность данной социальной группы. Со времен ВЛКСМ молодежь рассматривалась скорее как объект воспитательных воздействий, нежели как субъект гражданской активности. Слабой была политическая составляющая гражданской активности, которая выражалась в большей степени в объединении по интересам. Однако в последние годы наметился существенный сдвиг поведения молодежи в сторону осознания себя как субъекта именно политических процессов. В отношении подростков мы и сегодня не нашли серьезных социологических исследований на тему специфики их гражданской активности. Авторы рассматривают термин «социальная активность» с составляющими духовно-нравственной, трудовой, познавательной и пр., проблема ее формирования анализируется как педагогическая, из чего мы делаем вывод, что к данной социальной группе и сегодня сохраняются объектные подходы. Однако последние политические события свидетельствуют о том, что подростки также начинают осознавать свое место в политических процессах.

В ходе исследования сформированности гражданской активности подростков и молодежи в нашей выборке выявлено отсутствие соотно­шения между выраженностью интереса к политике, предпочитаемыми источниками информации, готовности влиять на политические процессы и возрастом респондентов. Интерес к политике выражен у 42% опро­шенных и отсутствует у 55%. При этом 43% респондентов затруднились ответить на вопрос о важнейших политических событиях в России и мире либо ответили, что ничего не знают об этом. Знания о политических процессах и акторах представлены в ответах 57% опрошенных и отражают наиболее обсуждаемые в обществе, в СМИ темы.

В осознании политической реальности в стране и за рубежом преобладают негативные события и пессимистические оценки.

Данные опроса свидетельствуют о наличии интереса к политике почти у половины опрошенных, недостаточной сформированности представлений о своем месте в политических процессах, недостаточно выраженной готовности принимать в них активное участие. Вместе с тем, значительное большинство респондентов выбирает конструктивные формы политического участия, адаптивные к существующей полити­ческой системе. Лишь незначительная часть опрошенных упомянула возможность использования деструктивных форм.

Таким образом, мы частично подтвердили нашу гипотезу о становлении гражданской активности подростков и молодежи в современных социально-политических условиях. Наше исследование будет продолжено изучением того, какие внешние и внутренние факторы оказывают дифференцирующее влияние на становление гражданской активности подростков и молодежи, если возраст респондентов не соотносится с ее проявлениями.

 

Список литературы:
1. Андреева Ю.В., Костерина И.В. «Нам нужны права, а не обязанности»: гражданская активность российской молодежи [Электронный ресурс] – Режим доступа –URL: https://jsps.hse.ru/article/view/3705/3287 (Дата обращения 02.1.2017).
2. Артюхович Д. Гражданская активность молодежи: традиции и новации // Бренное и вечное: прошлое в настоящем и будущем философии и культуры. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 10-летию Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 27-29 октября 2003г. – Великий Новгород, 2003, с. 64-70. [Электронный ресурс] – Режим доступа –URL: http://brennoe-i-vechnoe.narod.ru/015.html (Дата обращения 11.01.2018) 
3. Баранов Н. Лекция 13. Молодежь: формы политического участия [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://nicbar.ru/
politology/study/kurs-politicheskaya-sotsiologiya/345-lektsiya-13-molodezh-formy-politicheskogo-uchastiya (Дата обращения 1.11.2017).
4. Волкова Н.В., Гусева Л.А. Гражданская активность как зеркало полити-ческих, духовных и культурных ценностей общества //Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5 [Электронный ресурс] – Режим доступа –URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10681 (Дата обращения 06.12.2017).
5. Гневашева В.А., Фальковская К.И. Гражданская активность молодежи [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/youth/35-grazhdanskaya-aktivnost-molodezhi.html (Дата обращения 04.12.2017).
6. Ланг С. Гражданское общество и гражданская активность в России [Электронный ресурс] – Режим доступа –URL: https://inosmi.ru/inrussia/20040416/209070.html (Дата обращения 23.01.2018).
7. Мазыр З.А. Социальная активность подростков: современное содержание и практика формирования [Электронный ресурс] – Режим доступа –URL: http://orenik.odtdm.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=368:201 (Дата обращения 14.01.2018).
8. Мотивация социальной активности учащихся [Электронный ресурс] – Режим доступа –URL: http://xn--45-6kc5a8as3a.xn--p1ai/%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D1%83%D1%87%D0%B0/ (Дата обращения 19.01.2018).
9. Панфилов Е.Г. Развитие активной гражданской позиции подростков в системе дополнительного образования [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://docplayer.ru/51468908-Razvitie-aktivnoy-grazhdanskoy-pozicii-podrostkov-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya.html (Дата обращения 17.12.2017).
10. Патрушев С.В. Гражданская активность как фактор модернизации [Электронный ресурс] – Режим доступа –URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10681 (Дата обращения 19.12.2017).
11. Савельева Е.А. Гражданская активность молодежи: Варианты концептуали-зации понятия // Вестник РУДН, серия Социология, 2013, № 2. – с. 21-30.
12. Семенюк Л.М. Психология гражданской активности: особенности, условия развития [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://www.dissercat.com/content/psikhologiya-grazhdanskoi-aktivnosti-osobennosti-usloviya-razvitiya (Дата обращения 11.02.201).