Статья:

ПРОГРАММА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Конференция: LXXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Середа Л.В. ПРОГРАММА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 5(84). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Идет обсуждение
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОГРАММА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Середа Любовь Вадимовна
педагог-психолог высшей квалификационной категории Государственного учреждения образования «Центр коррекционно-педагогической помощи и реабилитации Заводского района города Минска», аспирант Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы», Беларусь, г. Минск
Белановская Ольга Викторовна
научный руководитель, канд. психол. наук, доц., Государственное учреждение образования "Республиканский институт высшей школы", Беларусь, г. Минск

 

Аннотация. В статье представлена программа повышения квалификации педагогов, реализующих инклюзивное образование, рассчитанная на 36 академических часов, доказавшая свою эффективность в процессе реализации.

 

Ключевые слова: особенности психофизического развития, инклюзия, компетенции, программа, повышение квалификации.

 

В последние время наблюдается увеличение количества детей с особенностями психофизического развития (ОПФР), как в мире, так и в нашей республике. Контингент детей с ОПФР весьма неравномерен по степени тяжести недоразвития высших психических функций и социального взаимодействия. Диапазон нарушения эмоционально-волевой сферы, интеллектуального развития у детей с ОПФР велик, что в свою очередь значительно определяет разницу развития относительно нормативного развития сверстников (С. Гринспен, О.С. Никольская, Н.Б. Лаврентьева др.).

На психолого-педагогическом уровне актуальность рассматриваемой авторами темы определяется тем, что в настоящее время ОПФР, в первую очередь, психолого-педагогическая проблема. В соответствии с тем или иным вариантом ОПФР формулируется как индивидуальный образовательный маршрут ребенка с учетом особых образовательных потребностей и согласованности действий всех специалистов, взаимодействующих с ним.

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов, в вопросах формирования основ педагогической культуры в рамках реализации инклюзивного образования.

Задачи:

  • обеспечить условия для углубления и расширения у слушателей актуальных знаний и компетенций в вопросе инклюзивного образования;
  • обеспечить освоение педагогами эффективных методов работы с учащимися с ОПФР;
  • способствовать приобретению практических навыков и умений, необходимых педагогам для реализации эффективного педагогического взаимодействия, направленного на формирование компетенций в рамках реализации инклюзивного образования.

Содержание учебной программы раскрывается в виде лекций, практических занятий, тематической дискуссии, тренинга.

Методы: коллективного взаимообучения, активного и коммуникативного обучения (кейс-метод, дискуссия, супервизия и др.), организации деятельности (моделирование ситуаций), работа со схемами, таблицами и др.

Средства: материалы нормативных правовых документов (Кодекс Республики Беларусь об образовании, Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь, Концепция развития педагогического образования на 2021-2025 годы, тексты лекций, мультимедийные средства, видеозаписи, презентации, таблицы, конспекты уроков и воспитательных мероприятий, обзорные таблицы, кейсы и др.

Категория слушателей: педагоги, обеспечивающие процесс инклюзивного обучения.

Продолжительность обучения: 1 неделя (36 часов).

В ходе реализации учебной программы повышения квалификации слушатели смогут приобрести или усовершенствовать: комплекс профессиональных компетенций (общекультурные, универсальные, специальные), виды профессиональной деятельности, соответствующие приобретаемым компетенциям, в рамках которых осуществляется повышение квалификации (общекультурная, универсальная, специальная), функции и задачи профессиональной деятельности, соответствующие принципиальным установкам и требованиям результативности (знать, уметь, владеть).

Инвариантная часть

1.1. Анализ системы инклюзивного образования в Республике Беларусь (лекция, 2 часа)

Система специального образования и коррекционно-педагогической помощи в Республике Беларусь на современном этапе. Концептуальные подходы к развитию системы специального образования на перспективу до 2030 года. Инклюзивное образование. Стратегия развития инклюзивного образования в Республике Беларусь.

1.2. Сетевое взаимодействие как способ оптимизации инклюзивной образовательной среды в Республике Беларусь (лекция, 2 часа)

Принципы беспрерывного образования и сопровождение детей с ОПФР на территории РБ, виды учреждений оказывающих педагогическое и реабилитационное сопровождение, виды образовательных маршрутов исходя из видов нарушений, основные подходы в процессе организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР. Единый алгоритм работы системы инклюзивного образования в связке с учреждениями специального образования.

1.3. Система специального образования и коррекционно-педагогической помощи обучающимся с особенностей психофизического развития (ОПФР) (лекция, 2 часа)

Понятие «лицо с особенностями психофизического развития». Категории обучающихся с особенностями психофизического развития (ОПФР), общие закономерности их развития и особые образовательные потребности. Анализ системы инклюзивного образования на территории РБ, принципы инклюзивного подхода и способы организации.

1.4. Вид ОПФР, особенности развития детей с ОПФР (лекция, 4 часа)

Нарушение слуха, зрения, речи. Нарушения опорно-двигательного аппарата. Трудности в обучении. Аутистический спектр, детский аутизм. Интеллектуальные особенности. Тяжелые множественные нарушения развития. Психолого–педагогические особенности развития детей с ОПФР.

1.5. Особенности развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) (лекция, 2 часа)

Понятие СДВГ, особенности развитие при нарушении, диагностика и способы коррекции. Особенности организации образовательного процесса с детьми с синдромом двигательной активности, основные методы и технологии организации  педагогического процесса.

1.6. Особенности развития детей с ранним детским аутизмом (РАС) (лекция, 4 часа)

Психолого-педагогическая характеристика детей с РАС, анализ типов аутизма, диагностика и способы коррекции, алгоритм работы с аффективным поведением, принципы создания инклюзивного образования для детей с РАС.

1.7. Психолого-педагогические подходы в рамках реализации инклюзивного образования (лекция, 4 часа)

Поведенческая терапия (АВА). Лечение обучением (ТЕАССН). Терапия повседневной жизнью (Хигаши).  Программы, построенные на межличностном и аффективном взаимодействии, метод Кауфманов. Сенсорная интеграция. Томатис. Коммуникативно – смысловой подход. Развитие межличностных отношений .

1.8. Алгоритмы, методы, технологии организации инклюзивного обучения на уровне ДУ, СШ (тематическая дискуссия 2 часа)

Понятие инклюзивного пространства и инклюзивной среды, анализ способов коррекции в зависимости от ступени образования, разбор кейсов организации инклюзивного образования для детей с ОПФР на разных ступенях образования. Система работы педагога сопровождения, разбор ведения документации.

1.9. Особенности организации работы педагогов сопровождения в рамках реализации инклюзивного образования (лекция, 2 часа)

Нормативные документы, организующие работу педагога сопровождения, виды сопровождения, виды ОПФР нуждающиеся в педагоге сопровождения, основная документации педагога сопровождения, методы и формы педагогического сопровождения на разных ступенях образования.

1.10. Супервизия в процессе сопровождения молодого специалиста в рамках реализации инклюзивного образования, процесс формирование профессиональных компетенций у молодого специалиста (лекция, 2 часа)

Понятия супервизии, принципы и виды супервизии. Алгоритм и реализация супервизии в рамках общего образования и специального образования, анализ осоновных проблемных моментов в процессе формирования профессиональной компетенции молодого специалиста в процессе реализации инклюзивного образования.

1.11. Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ОПФР (лекция, 2 часа)

Виды сопровождения родителей, воспитывающих детей с ОПФР, алгоритмы работы и просвещения родителей детей с ОПФР, разбор и анализ элементов программы психолого-педагогической помощи родителям, проживающим хронический кризис в процессе воспитания детей с ОПФР.

Вариативная часть

Инклюзивная образовательная среда для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (практическое занятие, 2 часа)

Психолого-педагогическая характеристика детей с аутистическими нарушениями. Характеристика особых образовательных потребностей обучающихся с аутистическими нарушениями и их учет в создании особых образовательных условий в процессе организации инклюзивного образования. Проявления синдрома аутизма на разных возрастных этапах. Специфические трудности обучения при аутистических нарушениях. Зависимость особых образовательных потребностей для детей с аутистическими нарушениями от тяжести состояния. Особенности психического и социального развития при аутистических нарушениях, асинхрония развития. Актуальные подходы к организации образовательного процесса для обучающихся с аутистическими нарушениями.

Инклюзивная образовательная среда для обучающихся с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания (практическое занятие, 2 часа)

Дети с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания (СДВГ). Причины возникновения СДВГ. Внешние факторы, способствующие формированию СДВГ. Нейропсихологические механизмы формирования СДВГ. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с СДВГ. Особые образовательные потребности обучающихся с СДВГ и их учет в организации образовательного процесса. Общие правила поведения с обучающимся с СДВГ. Рекомендации для педагогов по организации обучения и воспитания обучающихся с СДВГ. Актуальные подходы к организации образовательного процесса для обучающихся с СДВГ.

Создание инклюзивной модели обучения для ребенка с ОПФР (практическое занятие, 2 часа)

Разбор практических кейсов, создание проблемной ситуации, практическая отработка стратегий создания психолого-педагогического алгоритма в процессе организации инклюзивного пространства на разных ступенях образования, анализ формирования выводов по результатам создания алгоритма работы.

Навыки коммуникации с инвалидами и детьми с ОПФР, принципы оказания ситуативной помощи (практическое занятие, 2 часа)

Виды альтернативной коммуникации, виды визуального подкрепления в процессе коммуникации с детьми с ОПФР и инвалидами, разбор алгоритма создания альбомов альтернативной коммуникации и принципов визуального подкрепления в процессе образования на разных ступенях образования.

После реализации цикла мероприятий практико-ориентированной направленности с целью оптимизации инклюзивного пространства и процесса в учреждениях, была разработана и внедрена документация  для сопровождения мониторинга условий инклюзивной среды, разработан и внедрен цикл мероприятий направленных на повышения уровня компетентности педагогов реализующих инклюзивное образование, что в ходе реализации доказало свою эффективность.

 

Список литературы:
1. Бойко, С. Л. Основы психологии и педагогики: учебно–методическое пособие для студентов / С. Л. Бойко. – Гродно: ГрГУ, 2020. – 148 с.
2. Инклюзивное образование / сост.: С. В. Алехина, Н. Я. Семаго, А. К. Фадина. — М.: Центр «Школьная книга», 2010. — Вып. 1. — 272 с. 
3. Загуменнов, Ю. Л. Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся / Ю. Л. Загуменнов // Минская школа сегодня. — 2008. — № 6. — С. 3—6. 
4. Мамедова, Л. В. Педагогика и психология инклюзивного образования: учеб.-метод. пособие / Л. В. Мамедова, Ю. В. Кобазова. — Нерюнгри: Изд- Р во ТИ (ф) CВФУ, 2015. — 112 с. Репозиторий БрГУ 33 
5. Хитрюк, В. В. Основы дефектологии : учеб. пособие для вузов по пед. специальностям / В. В. Хитрюк. — Минск : Изд-во Гревцова, 2009. — 280 с.