Статья:

К вопросу о моделировании процесса формирования организационно-управленческой компетенции будущих военных специалистов

Конференция: XXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Пантелеев Р.Г., Чемодуров М.В. К вопросу о моделировании процесса формирования организационно-управленческой компетенции будущих военных специалистов // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXI междунар. науч.-практ. конф. — № 7(31). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 38-45.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу о моделировании процесса формирования организационно-управленческой компетенции будущих военных специалистов

Пантелеев Роман Геннадьевич
сотрудник, Академия ФСО России, РФ, г. Орел
Чемодуров Максим Владимирович
сотрудник, Академия ФСО России, РФ, г. Орел

 

To the question of forming the organizational and managerial competence of the future military specialists

 

Roman Panteleev

associate, Federal Guard Service Academy, Russia, Oryol

Maxim Chemodurov

associate, Federal Guard Service Academy, Russia, Oryol

 

Аннотация. В статье представлена модель процесса формирования организационно-управленческой компетенции будущих военных специалистов. Раскрыты цель и задачи формирования организационно-управленческой компетенции, компонентный состав и уровни ее сформированности, обоснованы методы, формы и педагогические условия, способствующие формированию компетенции.

Abstract. The article represents a model of the process of forming the organizational and managerial competence of future military specialists. The goal and tasks of forming the organizational and managerial competence, the composition and levels of its formation are revealed, the methods, forms and pedagogical conditions that contribute to the formation of competence are substantiated.

 

Ключевые слова: организационно-управленческая компетенция; педагогическая модель; педагогические условия; уровни сформированности компетенции.

Keywords: organizational and managerial competence; pedagogical model; pedagogical conditions; levels of competence formation.

 

В настоящее время в современной педагогике высшей школы для системного рассмотрения вопросов содержания образования и организации учебной деятельности при исследовании проблем подготовки специалистов широко применяется метод моделирования.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что при рассмотрении вопросов касающихся формирования организационно-управленческой компетенции (ОУК) моделирование в качестве методологического подхода широко применяется в научных работах современных исследователей. Об этом можно судить по научным трудам таких авторов как А.В. Вертаев, О.С. Краковская, Т.А. Петрова, А.Н. Ран,
И.Е. Сарафанова, А.Е. Шастина и др., в которых достаточно подробно описаны модели формирования ОУК будущих специалистов в различных видах профессиональной деятельности не затрагивающих, однако, деятельности по защите национальных интересов государства в оборонной сфере, что в настоящее время является особенно актуальным.

Следует отметить, что подавляющее большинство рассмотренных нами моделей процесса формирования ОУК полностью соответствует сложившейся в настоящее время структуре педагогического процесса, который, по мнению
П. И. Образцова, включает в себя задачи, решаемые в высшем учебном заведении при подготовке квалифицированных кадров, содержательную и организационную структуры, а также результаты их взаимодействия, т. е. целевой, содержательный, деятельностный и результативный
компоненты [1, С. 8].

Таким образом, считаем возможным рассматривать модель процесса формирования ОУК будущих военных специалистов (БВС) как педагогическую модель, включающую в себя совокупность целевого, организационно-технологического и критериально-оценочного блоков (рисунок).

Особенностью представленной модели является ее формирование на основе предполагаемой структуры организационно-управленческой деятельности БВС в сочетании с положениями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования в рамках реализации компетентностного подхода.

Целевой блок модели, включает в себя цели и задачи, направленные на формирование необходимого уровня ОУК, основанием для определения которого послужил социальный заказ на подготовку военного специалиста. Наравне с результатом цель выступает в качестве побудительного мотива к определенной деятельности, обуславливая ее характер.

Этап целеполагания предполагает выявление определенного несоответствия между текущим и желаемым состоянием сформированности ОУК БВС и трансформируется в систему подцелей и задач, поэтапное решение которых обеспечит достижение поставленной цели.

В современной педагогике сложилась определенная иерархии дидактических целевых установок, реализуемых в вузе. Большинство исследователей выделяют следующие их уровни:

  • системный или институциональный, являющийся вершиной дерева целей. Данный уровень отражает основные требования к будущему военному специалисту, так как цели подготовки имеют явно выраженный общий социальный характер [1, С. 130];
  • предметный, определяющий общую целевую направленность изучения конкретной учебной дисциплины в вузе;
  • модульный, реализуемый через раздел или тему учебной дисциплины и предполагающий выбор дидактической системы;
  • поурочный или уровень конкретного занятия.

 

Рисунок. Модель процесса формирования ОУК БВС

 

На системном уровне содержание целевого блока модели по своей сути является отражением социального заказа общества на подготовку высококвалифицированных специалистов, отвечающих требованиям заказчика и обладающих соответствующими компетенциями, необходимыми для успешного решения широкого спектра профессиональных задач.

Предметный уровень предполагает постановку целей изучения конкретного предмета обучения. Следует отметить один существенный недостаток, присущий данному уровню, заключающийся в достаточно общей формулировке дидактических целей, не позволяющей распространить их на конкретные учебные занятия.

Разрешение данной проблемы представляется возможным на следующем модульном уровне целеполагания, включающем в себя раздел или тему учебной дисциплины. При этом инкапсуляция тем в учебный модуль определяется согласованностью целей и задач, реализуемых преподавателем в рамках этого модуля. Кроме того особое значение имеет формирование цели обучения применительно к содержанию темы изучаемой дисциплины, поскольку от этого напрямую зависит целеполагание на уровне каждого занятия, входящего в данную тему, и, соответственно, овладение обучающимися необходимыми знаниями, умениями, навыками и профессионально важными качествами, востребованными в процессе будущей профессиональной деятельности.

Компоненты организационно-технологического блока направлены на успешное решение вышеназванной задачи посредством совместных действий профессорско-преподавательского состава. Технологический аспект блока реализуется в форме технологии формирования ОУК БВС, включающей в себя технологические карты изучаемой дисциплины и комплекс информационной поддержки формирования ОУК БВС. Организационный аспект отражает устойчивую взаимосвязь между всеми компонентами блока.

Следует отметить, что эффективное формирование организационно-управленческой компетенции невозможно без развития всех её структурных компонентов. ОУК БВС должна быть сформирована как целостное профессиональное качество военного специалиста. Таким образом, содержание и структура ОУК БВС послужили основанием для определения этапности ее формирования. Считаем, что на каждом этапе предпочтение должно быть отдано развитию определенного компонента организационно-управленческой компетенции, которая по нашему мнению включает в себя когнитивный, деятельностный, мотивационный и личностно-профессиональный
компоненты [2] .

На подготовительном этапе наибольшее значение имеет формирование мотивационного компонента, предполагающего стимулирование и побуждение мотивации БВС к овладению составляющими ОУК на основе осознанной потребности в необходимости осуществления организационно-управленческой деятельности.

Формирующий этап нацелен на создание организационно-педагогических условий для развития когнитивного и деятельностного компонентов компетенции. Знания, умения и навыки, приобретенные в ходе формирующего этапа, будут на наш взгляд определять новый профессиональный интерес к специальности.

На прикладном этапе ОУК объединит в себе более высокий уровень умений и развитых профессионально значимых качеств в рамках организационно-управленческой квазипрофессиональной деятельности обучающихся. В ходе образовательного процесса происходит актуализация учебных результатов в процессе квазипрофессиональной деятельности на полевых практических занятиях (ППЗ), комплексных полевых учениях (КПУ), тактико-специальных занятиях (ТСЗ) и преддипломной практике в практических подразделениях на основе глубокого понимания целей и задач, стоящих перед будущим военным специалистом.

Таким образом, каждый из этапов формирования ОУК БВС предполагает свою совокупность в наибольшей степени действенных, продуктивных и сообразных целям, задачам и планируемым результатам профессионально-ориентированных форм и средств подготовки БВС.

Следует отметить, что тот или иной процесс в действительности возникает и развивается в результате влияния обуславливающих его обстоятельств, которые можно рассматривать как условия.

В педагогике условия рассматриваются как совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности [3, С. 36].

Таким образом, одним из значимых компонентов организационно-технологического блока модели, являются педагогические условия, способствующие её успешному применению в образовательной системе военного вуза и определяющие эффективность разрабатываемой в процессе настоящего исследования педагогической технологии формирования организационно-управленческой компетенции выпускника.

Обобщение достижений ведущих ученых в области педагогики, современных тенденциях развития образования, а также личного опыта преподавательской работы автора в военном вузе позволило очертить круг педагогических условий, оказывающих, по нашему мнению, существенное влияние на процесс становления организационно-управленческой компетенции будущего военного специалиста:

  • внедрение в образовательный процесс модели процесса формирования ОУК БВС;
  • диагностика сформированности компонентов ОУК на всех этапах ее формирования;
  • обеспечение положительной мотивации БВС;
  • субъект-субъектные отношения при коррекции промежуточных результатов формирования ОУК БВС.

Считаем, что комплекс выделенных нами педагогических условий будет способствовать наибольшей эффективности процесса становления организационно-управленческой компетенции выпускников, позволит вооружить их соответствующими знаниями и умениями, необходимыми в их будущей профессиональной деятельности.

Критериально-оценочный блок модели характеризуется требованиями к уровню сформированности ОУК БВС, которые определены в ФГОС ВО, квалификационных требованиях к военно-профессиональной подготовке выпускников и другой нормативной документации.

Выступая в качестве процедуры диагностической деятельности, критериально-оценочный блок позволяет раскрыть разработанную систему оценки сформированности ОУК БВС, выполняя, таким образом, мониторинговую и регулятивную функции и устанавливая соотношение между декларируемыми целями и реальным результатом. Блок включает в себя выделенные нами критерии оценки сформированности компонентов ОУК БВС и систему характеризующих их показателей, подготовленный набор диагностического инструментария для их оценки, а также уровни сформированности организационно-управленческой компетенции.

В настоящей модели мы посчитали необходимым выделить следующие уровни сформированности организационно-управленческой компетенции будущего военного специалиста:

  • высокий, характеризующийся способностью к целеполаганию, саморазвитию и самообразованию, самооценке достижений и коррекции своих действий при необходимости, свободным владением теоретическими знаниями и применением их на практике для решения профессиональных задач творческого характера;
  • средний, характеризующийся способностью обеспечить достаточно высокую продуктивность организационно-управленческой деятельности;
  • низкий, который является минимально необходимым для будущих военных специалистов и характеризуется наличием лишь внешней мотивации и способностью обеспечить только частичную продуктивность деятельности.

Целевой и организационно-технологический блоки представленной модели процесса формирования ОУК БВС имеют тесную взаимосвязь с критериально-оценочным блоком, поскольку от их реализации напрямую зависит достижение цели настоящего исследования, т. е. результата, который и является предметом взаимодействия. Таким образом, анализ сформированности ОУК БВС в рамках критериально-оценочного блока позволяет осуществлять устойчивую обратную связь при коррекции, в случае необходимости, содержательного наполнения организационно-технологического блока и учитывать динамично изменяющиеся требования к подготовке военных специалистов со стороны заказчика, обусловленные постоянно изменяющейся военно-политической обстановкой в мире, развитием теории и практики военного искусства, методов и способов ведения боевых действий, модернизацией старой и принятием на вооружение новых образцов вооружения и военной техники.

Считаем, что представленная в настоящей статье модель процесса формирования ОУК БВС позволит в условиях образовательной среды военного вуза целенаправленно подготовить высококвалифицированного специалиста, отвечающего требованиям ФГОС ВО и социальному заказу общества.

 

Список литературы:
1. Основы профессиональной дидактики : учебное пособие / П. И. Образцов. – М. : Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2015. – 288 с.
2. Козачок, А.И. Пантелеев, Р.Г. Организационно-управленческая компетенция будущего военного специалиста в области телекоммуникаций / А.И. Козачок, Р.Г. Пантелеев // Ученые записки Орловского государственного университета. – Орёл: ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева», 2017. – Выпуск 4 (77). – С. 229–233.
3. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. – М.: Высш. шк. 2004. — 512 с.