Статья:

Метод проекта как педагогическая технология на уроках литературы в средней и старшей школе (на базе ресурса «Пушкин в VK»)

Конференция: XXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Павлова Я.С. Метод проекта как педагогическая технология на уроках литературы в средней и старшей школе (на базе ресурса «Пушкин в VK») // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 2(26). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 14-17.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Метод проекта как педагогическая технология на уроках литературы в средней и старшей школе (на базе ресурса «Пушкин в VK»)

Павлова Яна Сергеевна
магистрант ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», РФ, г. Йошкар-Ола

 

В последние годы в отечественном школьном образовании наблюдается высокий интерес к технологии проектов [1], которая ориентирована на самостоятельную (индивидуальную или групповую) деятельность, предполагающую использование различных исследова­тельских методов, а также раскрытие творческого потенциала учащегося. Опыт показывает [2], что использование метода проектов в учебном процессе обеспечивает формирование необходимых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной, технологичес­кой и узких специальных в зависимости от предмета.

Метод проектов активно используется педагогами отечественной школы как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться неким конечным продуктом. При этом важно, чтобы данная работа была интересной для самого ученика или группы и одновременно социально значимой.

Обращаясь к урокам русской и зарубежной литературы в школе, необходимо отметить, что создание проектов в рамках данных дисциплин сопряжено с определенными трудностями [1]. Логика преподавания данного предмета не дает широких возможностей применения метода проектов непосредственно на занятии, поскольку все урочное время уходит на формирование специфических умений и навыков, без которых освоение данного предмета школьниками невозможно. Поэтому учителя отдают предпочтение внеурочной форме организации проектной деятель­ности. При сегодняшней загруженности современного ученика реальным становится создание 1-2 проектов в течение учебного года. Разумеется, это позволяет учащимся познакомиться с особенностями иссле­довательской деятельности и азами использования информационно-коммуникационных технологий, но в такой ситуации сомнительно говорить о формировании устойчивых навыков исследовательской работы, самообразования и самоорганизации.

В данной статье предлагается один из возможных вариантов решения данной проблемы – использование проектной методики на базе сайта «Пушкин в VK» [3]. В качестве основных преимуществ выделены следующие:

  1. Данный ресурс максимально приближен к узнаваемым социальным сетям, что позволит школьнику быстро адаптироваться к среде и работать над проектом более увлеченно.
  2. Сайт при его явной развлекательной интенции имеет сильную просветительскую и исследовательскую стороны, что позволит школь­нику заниматься исследованием «играя». Это обеспечит заинтересован­ность тех учеников, которые не проявляют сильного рвения на уроках.
  3. Проекты могут быть краткосрочными, что увеличивает веро­ятность формирования устойчивых навыков у школьников. К тому же большинство проектов можно использовать непосредственно на занятиях, что значительно расширяет круг формируемых компетенций.
  4. Проекты не требуют громоздкой, неудобной для современного школьника подготовки, а их тематическая вариативность позволяет ученику выбрать то, что интересно именно ему. Тем самым в качественном отношении будущий проект значительно улучшается.

В качестве возможных проектных работ предлагается следующее:

  1. Для старших классов:
    1. Создание теста на предмет проверки знания сюжетной линии какого-либо прозаического художественного произведения на примере размещенных на сайте тестов (http://pushkinvk.ru/tests). От ученика потребуется не только превосходное знание текста, но и привлечение визуального ряда, что гарантирует расширение получаемых знаний за границу текстовой информации: биографию автора, историю создания художественного произведения, историю создания картин по данному тексту и творчество их авторов. Кроме того, школьник для выполнения данной работы должен обладать развитыми творческими и языковыми способностями, поскольку на выходе должен предоставить связный, логичный, цельный текст.
  2. Для старших и/или средних классов:
    1. Создание теста на предмет проверки знания дословного текста художественного поэтического произведения на примере размещенных на сайте тестов-эмодзи (http://pushkinvk.ru/emodji). В данном случае от ученика (или группы учеников) требуются аналитические и твор­ческие навыки для того, чтобы успешно выполнить задание: заменить некоторые слова в тексте всем знакомыми и используемыми эмодзи. Для создания подобной работы необходимо знание текста поэтического произведения и определенные аналитические способности, которые могли бы позволить ученику успешно и правильно заменять определен­ные лексемы в тексте на подходящие эмодзи с той целью, чтобы адресат теста смог отгадать пропущенные слова.
    2. Создание теста с целью угадывания названия произведения по нескольким утверждениям о нем на примере размещенных на сайте тестов (http://pushkinvk.ru/guess). При выполнении данной работы также потребуется привлечение визуального ряда и достаточно хорошее знание текста. В процессе создания проекта ученик (или группа учеников) изучает художественное произведение досконально и использует внетекстовую информацию (биографию автора, историю создания художественного произведения, историю создания картин по данному тексту и творчество их авторов).

Любой из предложенных проектов можно и стоит использовать как дополнительный материал непосредственно на уроке. Это увеличит долю вовлеченных в деятельность учеников, будет стимулировать желание ученика выполнить работу как можно лучше и интереснее, т. е. будет способствовать качественному улучшению его исследова­тельских и творческих навыков. Также использование подобных проектов на уроках, несомненно, внесет разнообразие в традиционные формы ведения занятий по литературе, которые обычно не предполагают игровых или иных интересных молодежи форм обучения.

Кроме того, на базе сайта «Пушкин в VK» возможно создание еще одного типа проектов – личной страницы писателя (например, http://pushkinvk.ru/author/gorkii-maksim, http://pushkinvk.ru/author/brodskii- iosif-aleksandrovich). Данный проект в состоянии выполнить ученик с сильными языковыми и аналитическими способностями средней или старшей школы. Подобный проект должен включать в себя следующее:

  1. Написание определенного количества постов разного типа:
    1. Текстовые (отрывки из произведений, цельные художественные тексты, афоризмы, цитаты из дневников или личных писем и под.).
    2. Графические (картины, созданные по мотивам художественных произведений данного писателя; иллюстрации, созданные самим писателем; фотографии, снимки рукописей, автографы; инфографика, сделанная учеником, и т. д.).
    3. Видео (видео, размещенные на youtube.com, посвященные жизни, деятельности и творчеству писателя; видеосъемка самого писателя; лекции известных лекторов о данном писателе и т. п.).
  2. Ориентация на определенную тематику для раскрытия какой-то одной стороны творчества писателя (например, создание постов по теме одного произведения или конкретного этапа творчества автора).
  3. Защита проекта через презентацию личной страницы классу и педагогу.

Использование данных проектов на уроках литературы позволит учить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, писать тексты и улучшать, в том числе, и языковые, и стилистические навыки.

Поставленная перед учеником работа поможет ему не только усвоить необходимый материал, но и развить мышление, самостоя­тельность, познавательную и творческую активность.

Применение метода проектов на базе сайта «Пушкин в VK» позволит школьникам освоить новые формы и методы работы и в значительной мере будет способствовать повышению качества их знаний.

 

Список литературы:
1. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. – № 7. – С. 151-157.
2. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Изд. центр «Академия», 2010. – С. 193-200.
3. Пушкин в VK [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pushkinvk.ru (Дата обращения: 20.01.2018).