Актуальные проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Конференция: XXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Коррекционная педагогика
XXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Актуальные проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
AKTUELLE PROBLEME BEIM LERNEN VON KINDERN MIT OVZ
Irina Burowa
masterstudent 2 Jahre Ausbildung, Landesbildungseinrichtung der Hochschulbildung «Saratov State National Research University benannt.G. Tschernyschewski», Russia, Saratow
Аннотация. Дано понятие детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрываются особенные образовательные потребности у детей с ОВЗ. Рассматриваются особенности инклюзивного образования и причины негативного влияния на продуктивность данного вида образования.
Abstract. Das Konzept von Kindern mit Behinderungen ist gegeben. Besondere pädagogische Bedürfnisse bei Kindern mit OVZ werden aufgedeckt. Es werden die Besonderheiten der inklusiven Bildung und die Gründe für die negativen Auswirkungen auf die Produktivität dieser Art der Bildung betrachtet.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья; потребности обучения; образовательные потребности; проблемы обучения, дети с ОВЗ.
Keywords: begrenzte Gesundheitsmöglichkeiten; Lernbedürfnisse; pädagogische Bedürfnisse; Lernprobleme, Kinder mit OVZ.
В процессе усовершенствования российского образования актуальным становится вопрос о генерации благоприятной среды для формирования, обучения, будущего выбора профессии детей с ограниченными возможностями. Вследствие этого крайне необходимо организовать данный процесс, предоставив возможность консолидации каждому ребенку с нарушениями психофизического развития в доступной для него форме. Формирование интегрированного образования является базой для создания новейших форм сотрудничества между общим и специальным образованием, при этом надлежащая специфическая педагогическая и психологическая помощь будет сохранена для каждого ребенка с ОВЗ.
Сейчас в нашей стране имеется возможность видеть недостаточную проработанность законодательства по части, отвечающей за интеграцию детей-инвалидов в общественную жизнь. Государственные институты попросту не готовы повсеместно реализовывать практику инклюзии. Однако фрагментарно, в каких-то определенных школах, практика инклюзивного обучения уже имеет место быть. Реализуется она силами отдельных энтузиастов, в число которых входят люди, непосредственно заинтересованные в инклюзии. В свою очередь, это свидетельствует о готовности определенной части общества поддерживать и использовать данную практику.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) являются детьми, чье здоровье не позволяет осваивать образовательные программы либо ставит затруднения без специальных обстоятельств обучения и воспитания. Это дети-инвалиды, или иные дети возраста от 0 до 18 лет, которые официально не признаны детьми-инвалидами, но имеют временные или хронические отклонения физического или психического развития и нуждаются в обеспечении специальных обстоятельств обучения и воспитания.
Категория школьников с ОВЗ очень разнородна, включая детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с проявленными расстройствами эмоционально-волевой сферы, вместе с аутистическими нарушениями, с задержками психического развития, с групповыми нарушениями развития [4, с. 136].
Объем отличий в развитии детей с ОВЗ очень огромен: от почти обычно развивающихся, до детей с необратимыми тяжёлыми поражениями в центральной нервной системе. От ребёнка, который может при специальной поддержке учиться вместе с обычно развивающимися сверстниками, до детей, которые нуждаются в подобранной к их возможностям программе образования.
Вместе с повышением числа детей с тяжёлыми и комплексными нарушениями развития имеет место и противоположная направленность.
Весомую роль в изменении ситуации занимает раннее (при первых годах жизни) обнаружение и ранняя общекомплексная помощь детям, введение в практику научно объясняемых и экспериментально уточненных видов организации общего обучения здоровых детей с детьми с ОВЗ, кардинально новых раскладов и технологий их воспитания и обучения.
Дети с ОВЗ вместе с присущими их ровесникам познавательными интересами и образовательными потребностями обладают особенными потребностями обучения.
Особенные образовательные потребности различны у детей разных категорий, так как определяемы спецификой нарушений психического развития. Вместе с этим выделяют особенные по характеру потребности, которые присущи всем детям с ОВЗ [5, с. 61]:
·начало специально-коррекционного обучения ребёнка сразу после обнаружения первичного нарушения развития, как можно раньше в ходе подготовки к школьному обучению;
·индивидуализация обучения в большей степени, чем требуется для обыкновенно развивающегося ребёнка;
·введение в содержание обучения ребёнка специальных разделов, не включенных в программы образования нормально развивающихся ровесников;
·применение специальных методик, приёмов и средств обучения (включая специализированные компьютерные технологии), которые обеспечивают воплощение «обходных путей» обучения и облегчают понимание учебных материалов;
·обеспечение особенной пространственной и временной организации образовательной среды;
·максимальное продвижение образовательного пространства за границы образовательного учреждения.
В процессе осуществления деятельности по ФГОС НОО, основной проблемой оказалось формирование условий, необходимых для совместного обучения детей с ОВЗ и сверстников, иначе говоря, имеет место проблема фундаментальной организации инклюзивного образования. Разнообразные ограничения, которые определенным образом связаны с социальным неравенством вышеуказанной группы учеников, являются преградой для получения качественного образования детей с ОВЗ.
При инклюзивном образовании ученикам-инвалидам предоставляются разнообразные сервисы, для удовлетворения их потребностей, обеспечивается образовательная среда, подходящая для них. Данный принцип обозначает, что с самого начала все дети включены в образовательную и общественную жизнь школы по месту жительства.
Инклюзивное образование представляет собой организацию процесса обучения, который базируется на образовательных потребностях и способностях детей-инвалидов, когда имеет место быть совместное обучение таковых со здоровыми сверстниками. Инвалиды в обязательном порядке должны получать необходимую специализированную помощь. По сути нам остаётся лишь говорить о том, что социальная точка зрения делает этот процесс включения процессом адаптации социально уязвимых групп, до сих пор не вовлеченных в активную жизнь в обществе [1, c. 121].
Изучая популярную методическую литературу по вопросам общего и специального образования, можно определить причины отрицательного влияния на продуктивность инклюзивного образования.
Первой причиной можно назвать личностную неготовность субъектов образовательного процесса, то есть преподавателей, обучающихся, а также их родителей. В связи с тем, что состав субъектов инклюзивной образовательной деятельности часто разнотипный (когда в один класс общеобразовательного учреждения ходят дети с психическими, речевыми и интеллектуальными отклонениями), адаптация здоровых детей, равно как и с ограниченными возможностями, происходит довольно затруднительно. Родители детей, которые развиваются нормально, зачастую показывают свою неподготовленность к инклюзивному образованию, поскольку предвзято воспринимают ребенка с нарушениями как пример разрушительного поведения. Кроме того, педагогам без дефектологического образования довольно трудно организовать учебный процесс и оказать ученику с ОВЗ индивидуальную помощь, а также оценить его достижения [2, c. 4].
Второй причиной является недостаточное финансово-техническое обеспечение учебного процесса при осуществлении инклюзивной практики. В некоторых учебных учреждениях существует проблема нехватки специальных кабинетов, которые необходимы для предоставления специфической поморщи ученикам с ОВЗ (сенсорные комнаты, кабинеты необходимых специалистов). Кроме того, есть группа учеников, которым для усвоения образовательной программы необходимы особые технические приспособления. В большей степени это относится к техническому обеспечению всех сфер детской жизнедеятельности, а именно развитие социальной осведомленности, социальной динамичности и выносливости детей, а также реализация бытовых потребностей.
Третьей причиной является проблема предоставления специальной помощи ученику с ОВЗ. Как правило, специализация у педагогов узкая, поэтому они не способны при необходимости оказать качественную помощь и поддержку детям с ОВЗ. Кроме того, степень владения методами профилактики нарушений развития недостаточная у педагогов, вследствие чего для них затруднительно применять методы воспитательной и психологической коррекции. На сегодняшний день для педагогов общеобразовательных учреждений трудно не только осуществлять работу одновременно с разными группами детей, но и организовать совместную работу и учебный процесс. Составление индивидуальных планов педагогического и психологистического сопровождения, а также определенных программ вызывают некоторые сложности. Это обусловливается также недостатком специалистов необходимого профиля, таких как дефектологов, психологов и логопедов [3, c.94].
Четвертой причиной можно назвать недостаточное методическое сопровождение учебного процесса. В образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества не только программ, которые применяются при организации учебного процесса и осуществлении разных видов помощи (логопедической, психологической, коррекционной), но и технологий, которые ранее были доступны только специализированным учреждениям.
Несмотря на вышеприведенные причины, которые осложняют формирование оптимальной системы инклюзивного образования, следует обратить внимание, что этот тип организации все-таки довольно эффективный. Это объясняется тем, что он ориентирован не столько на овладение академическими знаниями, сколько на эффективную социализацию в общество детей с ОВЗ.
Следовательно, актуальные проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья обусловливаются таким факторами, как:
1.Формирование интегрированных обучения детей с ОВЗ в различных регионах страны не всегда носит спланированный, последовательный характер, и очень часто не сопровождается созданием нужных условий.
2.Еще не во всех региональных и муниципальных образовательных учреждениях созданы условия для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
3.В образовательных учреждениях не хватает квалифицированных педагогических кадров, знающих особенности работы с детьми с ОВЗ. Главным образом, повышение квалификации проводятся для дефектологов, либо для педагогов коррекционных учреждений. Однако именно педагоги обычных школ и колледжей испытывают большую необходимость в специальной подготовке для работы с детьми с ОВЗ.
4.Имеются сложности с учебной литературой для коррекционных учреждений, а по некоторым учебным предметам для различных классов учебники отсутствуют.
Список литературы:
1.Алферова Г.И. Социализация и социальная адаптация ребенка-инвалида в условиях инклюзивного образования / Г.И. Алферова // Гуманитарные исследования. 2013. №4 (48). С. 120-126.
2.Кучмаева О.В. Проблемы развития инклюзивного образования в столице / О.В. Кучмаева, Г.В. Сабитова, О.Л. Петрякова // Воспитание школьников. 2013. № 4. С. 3-11.
3.Саитгалиева Г.Г. Состояние инклюзивного образования детей с инвалидностью в регионах Российской Федерации / Г.Г. Саитгалиева, О.Л. Леханова // Педагогический журнал Башкортостана. 2016. № 2. С. 93-98.
4.Снежко Г.Е. Социокультурные аспекты инклюзивного образования детей с ограниченными функциональными возможностями / Г.Е. Снежко // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2017. Вып. 1. С. 136-142.
5.Социальная политика современной России: социологический анализ тенденций инклюзии / М.В. Алешина [и др.]; под ред. В.Н. Ярской, Д.В. Зайцева; М-во образования и науки РФ, Сарат. гос. техн. ун-т. Саратов: СГТУ, 2010. 132 с.