Статья:

Использование интерактивных технологий в процессе обучения математике младших школьников с умственной отсталостью

Конференция: XXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Мансурова Э.Р. Использование интерактивных технологий в процессе обучения математике младших школьников с умственной отсталостью // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXX междунар. науч.-практ. конф. — № 6(30). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 5-10.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование интерактивных технологий в процессе обучения математике младших школьников с умственной отсталостью

Мансурова Эльвира Рамилевна
учитель, ГБОУ Нефтекамская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, РФ, г. Нефтекамск

 

Аннотация. В статье обозначается роль интерактивных технологий в процессе обучения младших школьников с нарушением интеллекта, предлагаются авторские игровые приемы, используемые на интегри­рованных уроках позволяющие через стимуляцию познавательной активности школьников повысить эффективность усвоения ими математических действий, расширить представления об окружающем мире, развить трудовые навыки.

 

Ключевые слова: интерактивные технологии; интегрированные уроки; игровые приемы; младшие школьники с нарушением интеллекта.

 

Актуальность. Психолого-педагогические исследования (Г.М. Капустина, С.Г. Шевченко, М.В. Ипполитова), а также практика обучения детей с умственной отсталостью свидетельствует о том, что математика часто является для них наиболее трудным предметом. Трудности в усвоении математического учебного материала учащимися с умственной отсталостью, нередко приводят к снижению их интереса к обучению.

Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы заинтересовать каждого ребенка, привлечь его внимание. Интерактивное обучение отчасти решает проблему недостаточности познавательной активности детей с нарушением интеллекта, делая процесс обучения более увлекательным и успешным.

По мнению М.В. Кларина, интерактивное обучение представляет собой перевод англоязычного термина «interactive learning» (стихийное или специально организованное), обучение, построенное на взаимо­действии [1].

Педагогическое взаимодействие представляет собой процесс совместной деятельности педагога и ученика, в ходе которой идет обмен знаниями и опытом. Самая важная задача педагога в интер­активном обучении заключается в направлении умственной, трудовой или другой деятельности обучающихся. Он разрабатывает план урока как совокупность интерактивных упражнений и заданий, в ходе работы над которыми ученик изучает материал. Создание педагогом условий, в которых учащийся будет сам открывать, приобретать и конструировать знания, является основной целью интерактивного обучения [2]. При интерактивном обучении, учащиеся взаимодействуют не только с учителем, но и между собой. Г.И. Хараханова считает, что «интерактивные формы обучения представляют собой систему правил организации взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных игр, гарантирующих педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их основных сфер. Основным признаком интер­активных форм обучения является организация взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных игр, преобладание активной деятельности учащихся по изучению и усвоению новых знаний» [3]. Основу любого интерактивного метода составляет творческое задание, которое дает возможность найти свое правильное собственное решение, основанное на личном опыте. Использование интерактивных технологий в работе с детьми с умственной отсталостью позволяет им лучше осмыслить и представить ситуацию. Потому как в процессе работы, пассивное восприятие заменяется на деятельное участие, ученики с умственной отсталостью имеют возможность проявить себя. Интер­активные методы в работе с детьми с умственной отсталостью включают в себя разнообразные по форме ролевые и имитационные игры, дидактические игры, просмотр видеофильмов, мультфильмов, использование компьютерных программ и работы с компьютером, релаксации.

Приведем примеры интерактивных приемов используемых нами при обучении младших школьников с нарушением интеллекта в коррекционной школе на интегрированных уроках (объединяющих элементы уроков математики и ручного труда). Все задания учитывают программно-методические ориентиры предметной области «Математика», «Ручной труд», обозначенные в требованиях Феде­рального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Форма проведения интегрированных уроков увлекательна и нестандартна. В течение урока используются различные виды деятельности, что поддерживает внимание младших школьников с нарушением интеллекта. В таблице 1 представлено содержание некоторых интегрированных уроков.

Таблица 1.

Интегрированные уроки

Математика

Ручной труд

Изделие

1

«Меры величины-граммы»

При изготовлении соленого теста используем кухонные весы, взвешивая точно по граммам определенное количество муки и соли.

«Изделия из гипса»

Морской конек

2

«Чертежные принадлежности»

«Складывание из бумаги. Оригами»

Морская звезда

3

«Мера длины – миллиметр, сантиметр»

«Работа с тканью. Соединение деталей изделия строчкой косого стежка»

Осьминожки

 

Приведем фрагменты представленных в плане интегрированных уроков.

1.  Интегрированный урок с применением ИКТ технологий, игрового и исследовательского метода

Просматриваем видеосюжет «Морской конек Сенди», проводим беседу:

– С кем мы познакомились? (Это морской конек).

– Где он живет? (В море).

– Что он умеет делать? (Плавать с помощью плавников, менять цвет, цепляться хвостом за водоросли).

– Кто запомнил, почему он называется морским коньком? (Потому что похож на шахматную фигуру – коня).

– Вы догадались, что мы будем изготавливать сегодня на уроке? Молодцы.

Что нам для этого понадобится?

Педагог демонстрирует слайд «Технология изготовления игрушки из гипса «Морской конек Сенди». Учащиеся составляют план работы, определяют, какие материалы и инструменты понадобятся для изготовления конька.

Для изготовления фигуры, используется порошковый гипс. На каждой парте расположены кухонные весы, лист с рекомендациями, в которых указано точное количество граммов порошка, необходимого для получения готового гипса. Учащиеся работают в паре, взвешивают гипс, добавляют необходимое количество воды, перемешивают, заливают полученный жидкий гипс в формочки. Изделие твердеет очень быстро, в течение одной минуты, поэтому есть возможность сразу исполь­зовать готовые изделия как счетный материал при решении примеров и задач.

После выполнения задания педагог продолжает обсуждение.

– Наши морские коньки готовы! Внимание, на экран! (Демонстри­руется слайд, на котором изображены большие и маленькие коньки).

– Что мы видим на экране? – Чем они отличаются? (Размером).

– Слева коньки какие? (Маленькие), А справа? (Большие).

– Сколько больших морских коньков? (7).

– Сколько маленьких морских коньков? (4).

– А сколько их вместе? Составьте пример и запишите его.

К доске приглашается один из учащихся, который записывает пример и его решение. Запись проговаривается хором. После этого снова проводится обсуждение.

– Что означает число 7? (7 больших морских коньков).

– Что означает число 4? (4 маленьких морских конька), – Что означает число 11?

– Составим пример, используя наши готовые изделия. (Можно дополнить только что изготовленные изделия до необходимого количества коньков).

После этого работа идет в паре. Учащимся дается следующее задание: «В море плавало 14 морских коньков. 6 из них уплыли домой, спрятались под раковину. Сколько морских коньков осталось?»

Учащиеся раскладывают на парте сначала 14 коньков, затем убирают 6. Полученный результат записывают в тетради.

Остальные задания выполняем аналогично.

2.  Интегрированный урок с организацией командно-игровой работы и применением метода проекта

При подготовке к данному уроку мы рассматривали метод проекта как одну из развивающих интерактивных технологий, в основу которой положена идея развития творческой инициативы, формирования не только предметных, но и универсальных учебных действий учащихся. Проектная деятельность повышает уровень учебной мотивации, способ­ствует эмоциональной уравновешенности. Детям нравится сам процесс подготовки презентации совместно с родителями и демонстрация ее одноклассникам.

Начинается урок с представления видео-слайдов, подготовленных одним из учащихся на тему «Морская звезда». Затем проводится беседа:

– С кем мы познакомились?

– Где она обитает?

– Что нового и интересного вы узнали о ней?

Демонстрируется готовое изделие и задается вопрос: «На что похожа морская звезда?» (Морская звезда сравнивается с геометри­ческими фигурами).

Изделие «Морская звезда» состоит из элементов, выполненных способом сгибания бумаги. Элементы соединены друг с другом с помощью клея.

Для дальнейшей работы учитель организует команды, где учащиеся разбиваются на группы по четыре человека с разным уровнем сформи­рованности учебных действий и обучаемости. Выбирается капитан команды. Суть командно-игровой работы состоит в том, что в процессе выполнения изделия, более подготовленные сильные ученики под контролем капитана помогают менее подготовленным, это происходит команды. Таким образом, соревнования проходят между командами, равными по силе.

Составляется план изготовления морской звезды, который учащиеся записывают на листах. При этом используются чертежные принадлежности, закрепляются знания и навыки по теме «Меры величины меры – сантиметр».

3.  Интегрированный урок с организацией творческих заданий

Учащимся показывается видеосюжет «Осьминожки». Затем прово­дится беседа с одновременной демонстрацией готового изделия:

– С кем мы познакомились?

– Кто пришел к нам в гости?

– Осьминог очень необычен, где он обитает?

– Что отличает его от других морских животных?

Далее демонстрируется слайд «Соединение деталей изделия строч­кой косого стежка». Учащиеся составляют план работы, определяют, какие материалы и инструменты понадобятся для работы.

Осьминоги изготавливаются из фетра. При этом элементы будущего изделия обводятся по трафарету, вырезаются, детали изделия соеди­няются строчкой косого стежка с отступом от края в 1 см.

По желанию учащихся можно дополнить оформление осьминогов такими атрибутами, как бантик (для осьминога-девочки) или шляпки, бабочки (для осьминога-мальчика). Осьминогам предлагается нарисовать глаза, нос, рот. Такое «оживление» изделия очень нравится детям.

Готовые работы используются при составлении и решении задач на фетровой доске. Для этого к доске приглашаются двое учащихся с готовыми изделиями, и просят познакомить их с классом: «Ребята, вы справились с заданием и теперь у нас появились вот такие забавные осьминожки. Как же мы их назовем? (Учащиеся предлагают свои варианты имен). Как вы думаете, наш первый осьминог девочка или мальчик? (Девочка, у нее есть бантик, назовем ее Асей). А второй осьминог? (Мальчик, у него черная бабочка и шляпка, назовем его Пашей)». Осьминоги крепятся к фетровой доске. Так появляются герои, с которыми учащиеся составляют условие задачи. Составление и решение таких задач не вызывает у младших школьников с нарушением интеллекта затруднений, они активны и заинтересованы в процессе. Наблюдая за ходом деятельности младших школьников с нарушением интеллекта при применении данных приемов работы, мы видим яркое проявление положительных эмоций, сосредоточенность внимания и заинтересованность. Считаем, что интерактивные техно­логии, исполь­зуемые на уроках в коррекционной школе, способствуют лучшему усвоению учебного материала, вызывают интерес к самостоя­тельному познанию нового, формируют коммуникативную и личностную компе­тенцию. Разработка и проведение уроков с применением интерактивных технологий является перспективным и актуальным направлением в работе с младшими школьниками, имеющими нару­шение интеллекта, повышая их учебную мотивацию, познавательную активность, которые проявляются в желании самостоятельно и активно работать.

 

Список литературы:
1. Кларин М.В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта / М.В. Кларин // Педагогика. – 2000. – № 7. – С. 12–19.
2. Суворова Н.А. Интерактивное обучение: новые подходы. URL: http://balota2.narod.ru/data/mietodyka.html (Дата обращения: 05.03.2019).
3. Харханова Г.С. Интерактивные методы обучения как средство формирования мотивации конфликта у школьников / Г.С.Харханова: автореферат дис. на соиск. учен. степ. дис. канд. пед. наук. – Калининград, 1999. – 142 с.