Статья:

К вопросу о влиянии скорочтения на младшего школьника

Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Шипилова А.Э., Слонь О.В. К вопросу о влиянии скорочтения на младшего школьника // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(13). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 58-61.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу о влиянии скорочтения на младшего школьника

Шипилова Анастасия Эдуардовна
студент Оренбургского государственного педагогического университета, институт дошкольного и начального образования, РФ, г. Оренбург
Слонь Ольга Васильевна
канд. филол. наук, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования ОГПУ, РФ, г. Оренбург

 

TO THE QUESTION ABOUT THE IMPACT OF SPEED READING ON PRIMARY SCHOOL CHILDREN

 

Anastasia Shipilova

student, Orenburg State Pedagogical University, Institute of preschool and primary education, Russia, Orenburg

Slon Olga Vasilievna,

candidate of philological sciences, associate professor of the Department of theory and methodology of elementary and early childhood education Orenburg State Pedagogical University, Russia, Orenburg

 

Аннотация. Статья посвящена изучению влияния скорочтения на младшего школьника и необходимости обучения его этому навыку.

Abstract. The article is devoted to studying the impact of speed reading on primary school children and the need for teaching him this skill.

 

Ключевые слова: скорочтение; младший школьник; чтение.

Keywords: speed reading; Junior high school student; reading.

 

В последнее время большую популярность набирает обучение детей скорочтению. Родителям обещают невероятные результаты по чтению. Для того, чтобы изучить все тонкости этого навыка, нам необходимо выяснить, что такое чтение и скорочтение.

Чтение - сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Об основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат “сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем” [3]. Чтение – это основа становления личности ребёнка, которая является фундаментом для дальнейшего образования. Ещё в прошлом веке классик советской педагогики В.А. Сухомлинский комментировал данную проблему. Он считал, что если у ребёнка в младшем школьном возрасте возникают проблемы с чтением, то они могут остаться на всю жизнь. Поэтому стоит развивать навык чтения, как только ребёнок будет готов к этому.

Скорочтение – способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании особых способов чтения. Обычная скорость чтения на русском языке у взрослого человека лежит в пределах 120‑180 слов в минуту [4], по опытным исследованиям средняя скорость равняется 201 слову в минуту (при разбросе значений от 60 до 378) при среднем проценте усвоения 52 [2]. Навыками скорочтения обладали такие знаменитые люди как: Наполеон Бонапарт, Оноре де Бальзак, Альберт Эйнштейн, Джон Кеннеди, Максим горький и др.[1].

Самыми первыми экспертами в области скорочтения были: Луис Эмиль Жавель (он занимался проблемой движения глаз при чтении) и Эвелин Вуд (она долгое время наблюдала за людьми, которые могут быстро читать, и анализировала их движения глаз) [6].

Одной из первых методик скорочтения была методика Теодора Рузвельта. По его методике люди учились бегло читать и при этом усваивать материал. Сегодня очень популярны методики обучения скорому чтению Ш.Т. Ахмадуллиной, Л.Л. Васильевой, Олега Андреева.

Что же даёт ребенку скорочтение и почему в современном обществе, всё больше родителей стремится обучить своего ребёнка этому навыку в специализированных центрах? Ниже представлены некоторые преимущества обучения скорочтению:

1.    Уменьшаются временные затраты на чтение, что очень необходимо для любого возраста.

2.    Ученик научится быстро анализировать текст и быстро находить в нём всё самое необходимое.

3.    Очень интенсивно развиваются: память, внимание, а главное словарный запас, так как за время обучение ученик прочитает большой объём литературы.

4.    Ребёнок откроет для себя новый мир чтения, так как у него не будет возникать сложностей с любым видом литературы: научной, научно-познавательной, художественной.

5.    Для ученика больше не будет такого понятия, как «сложная книга».

6.    Новый навык повысит ученику самооценку и придаст уверенности в себе [5].

Эти преимущества влияют на решение родителей отдать ребёнка обучаться данному мастерству. Обучение чтению ребёнка происходит поэтапно. Сначала, когда ребёнок, когда приходит в школу, он постепенно учится распознавать образ буквы, значение слова, а далее в смысл текста. Пока ученик не научится понимать самые простые тексты, ему не стоит переходить к скорочтению, так как, если он не понимает смысл, то он не сможет проанализировать текст. Не все родители это понимают. В итоге, в школах появляются дети, которые могут быстро читать, но не могут понять о чем идет речь в тексте. Это не значит, что обучение данному виду деятельности может нанести только вред ребёнку.

Обратимся к причинам проблемы "неудачного" скорочтения и пути их решения. Если у ребёнка неразвитое периферийное зрение, он видит не всё слово целиком, а лишь его часть; не всегда правильное соотношение образа буквы и звука; нарушение артикуляции, привычка узнавать слово лишь после прочтения, то ему пока не нужно учиться читать бегло. В этом случае нужно учиться читать медленно, по слогам.

Мнение экспертов расходятся в том, когда лучше начинать обучение скорочтению. Некоторые методисты считают, что чем раньше отдать ребёнка на занятия по скорочтению, тем лучше (примерно с 4,5 лет). Другие считают, что лучше отдавать ребёнка на курсы скорочтения в 14 лет, так как они могут читать осмысленно тексты и им необходимо только наработать навык быстрого чтения. Но мнение большинства сходится на том, что лучше отдавать ребёнка на курсы скорочтения примерно в 7 лет. Конечно, принимая решение, всегда следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Мы можем посоветовать родителям следующее:

· Необходимо сразу правильно учить читать. Если научить неправильной технике, то будет очень трудно переучить ребёнка.

· Необходимо читать каждый день с ребёнком различную литературу. Он может читать как сам, так и вы для него.

· Важно показывать ребенку положительный пример. Читающие родители с книгой в руках помогут сформировать положительное отношение к чтению.

· Следует хвалить достижения ребёнка и позволять ему ими гордиться. Например: ты сегодня читал намного быстрее, чем вчера.

Таким образом, наиболее благоприятный возраст для обучения скорочтению 7 лет (но в каждом случае необходим учёт индиви­дуальных особенностей); чтобы у ребёнка развивался интерес к литературе, родители должны обязательно показывать личный пример и заниматься чтением с детьми.

 

Список литературы:
1. 7 упражнений для развития навыка скорочтения в домашних условиях – [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://bbf.ru/magazine/26/6890/ (Дата обращения 04.12.17).
2. Бородина В.А., Бородин С.М. Учим… читать: Уроки динамического чтения. — Л.: Лениздат, 1985. — 192 с.
3. Нарушения чтения (дислексии) у детей с нормальным интеллектом психология акта чтения. Процесс овладения чтением в норме. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000021/st002.shtml (Дата обращения 05.12.17).
4. Палагин П.А. Скорочтение на практике. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 288 с. — ISBN 978-5-00057-229-0.
5. Секреты скорочтения — для чего нужно и как освоить самостоятельно – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://natalisokolova.ru/sekrety-skorochteniya/ (Дата обращения 21.11.2017).
6. Тема скорочтение: история вопроса – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tehread.ru/tema-skorochtenie-istoriya-voprosa.html (Дата обращения 04.12.17).