Статья:

Жестокость в подростковой среде

Конференция: XXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Матафонова Т.Н., Комарова Е.В. Жестокость в подростковой среде // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(28). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 9-13.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Жестокость в подростковой среде

Матафонова Татьяна Николаевна
воспитатель МКУСРЦН «Полярная звезда», РФ, г. Новокузнецк
Комарова Елена Владимировна
воспитатель МКУСРЦН «Полярная звезда», РФ, г. Новокузнецк

 

Cruelty among teenagers

 

Tatiana Matafonova

Tutor of  MKUSRTsN "Pole star", Russia, Novokuznetsk

Elena Komarova

Tutor of  MKUSRTsN "Pole star", Russia, Novokuznetsk

 

Аннотация. В этой статье рассматривается вопрос агрессивного поведения подростков. Выявлены причины, порождающие жестокость среди подрастающего поколения.

Abstract. In this article the question of aggressive behavior of teenagers is considered. The reasons generating cruelty among younger generation are established.

 

Ключевые слова: Агрессивное поведение; подросток; девиантное поведение.

Keywords: Aggressive behavior; teenager; deviant behavior.

 

Подростковый возраст, это период новых психологических обра­зований, когда происходит закладка основ сознательного поведения, формируются нравственные представления и установки поведения ребенка. Наряду с этим резко возрастает проблема подростковой жестокости и агрессивного поведения со стороны несовершеннолетнего.

Агрессивное поведение является одной из форм отклоняющегося поведения. Часто наблюдаются групповые драки подростков, которые несут в себе жестокую направленность.

Некоторые подростки стараются с помощью кулаков утвердить себя в среде сверстников. Не редки случаи проявления вызывающего поведения по отношению к взрослым.

Причинами агрессивного поведения подростков могут быть условия развития ребенка.

Это мало обеспеченность родителей в связи со сложной социально-экономической обстановкой в стране, ростом безработицы.

Большое значение имеет состав семьи - полная, неполная, а так же внутрисемейные взаимоотношения между ее членами, а так же взрослыми и детьми.

Проявляют жестокость дети, воспитывающиеся в семьях, где родители не интересуются развитием ребенка, им не хватает внимания, ласки, нежности. На проявление агрессии в своем ребенке не обращают никакого внимания. Вместо понимания ребенок получает физическое наказание. В результате такие дети не умеют взаимодействовать друг с другом и окружающими людьми.

Не маловажное значение имеет темперамент ребенка, его эмоциональность, импульсивность, что способствует формированию в характере раздражительности, вспыльчивости. От неумения держать себя в руках, он позволяет внутреннему напряжению выйти наружу.

В подростковом возрасте ребенок проявляет интерес к себе, к качеству своей личности, он начинает сравнивать себя с другими. В сознании подростка возникают противоречия, порождающие конф­ликты. Он начинает оценивать свое место в коллективе. Не редко подростки совершают необдуманный поступок импульсивно, затем осознают, что нужно было поступить иначе.

Подростки желают быть причастными обществу, стремятся самоутвердиться, самосовершенствоваться.

Сталкиваясь с непониманием, с пренебрежением со стороны взрослых у почти взрослого ребенка возникает внутренний конфликт-противоречие, что ведет к задержке личностного развития. В результате у подростков формируется внутренняя и внешняя агрессия.

Наиболее высокий ее уровень наблюдается у лидеров и «отвер­женных».

В первом случае агрессивность поведения вызывается желанием защитить или укрепить свое лидерство, а во втором – неудовлетворен­ностью своим положением [3].

Конфликт может возникнуть от собеседника, проявляющего не доброжелательное отношение, как при помощи слов, так и применяя физическую силу. Такая ситуация вызывает отрицательные эмоции: обиду, злость, ярость, гнев, тем самым формируя мотив агрессивного поведения.

Переживание этих состояний приводит к возникновению потребности субъекта общения устранить психическое напряжение, разрядить его. Эта потребность ведет к формированию пока абстрактной цели: что надо сделать, чтобы удовлетворить возникшее желание наказать обидчика, устранить его как источник конфликта [1].

Подростки, проявляющие агрессивное поведение имеют общие личностные характеристики. У них бедный внутренний мир, отсутствуют увлечения, неустойчивы интересы, низкий уровень интеллектуального развития. Они озлоблены на сверстников, грубы с окружающими людьми.

Такие дети, как правило, не умеют находить выход из трудных ситуаций. У них срабатывают внутренние защитные механизмы, что выражается в их поведении.

Интеллектуально-развитые дети, умеющие ориентироваться в социуме, так же могут проявлять жестокость, как средство заявить о себе, поднять свой престиж в глазах окружающих, стремление занять лиди­рующую позицию.

Завоевывая власть такие подростки, собирают вокруг себя более слабых и беззащитных детей, не способных противостоять наглости и цинизму.

Поведение несовершеннолетних зависит от условий существо­вания в социальной среде. Часто подростки не могут адаптироваться в социуме, принять нормы поведения, присущие нормальному обществу. Причиной асоциального поведения ребенка может быть отсутствие взаимопонимания с взрослыми людьми.

Подростки с агрессивной формой поведения не могут скрыть от окружающих своих эмоций. Они открыто высказывают угрозы, совершают противоправные действия в отношении к субъекту агрессии. Иначе к жертве относятся с пренебрежением, ехидством, сарказмом, тем самым оказывают психологическое давление.

Зачастую подросток, совершив противоправное деяние, не отрицая содеянное, не признает свою вину, находит оправдания своему поступку.

Иначе говоря, подросток стремится бессознательно как бы расширить в отношении себя действие смягчающих обстоятельств, оправдать свои действия, даже внести в них элемент рациональности. Так, опросы показывают, что большинство подростков видят причину своего преступления во внешних обстоятельствах, четвертая часть опрошенных убеждена: в аналогичной ситуации каждый совершил бы подобное.

Характерна также неадекватная оценка степени нанесенного вреда [3].

Итак, сущностью агрессии будем считать поведение, отклоняю­щееся от нормы, связанное с причинением моральной и физической травмы другому человеку. Жестокая черта личности проявляется в грубом, бесчеловечном отношении ко всему живому, причиняющая боль как телесную, так и психологическую.

Каков будет ребенок, зависит от уровня воспитания внутри семьи, начиная с раннего детства. Зачастую строгое наказание порождает агрессивность ребенка, даже если его наказывают за неадекватное поведение в воспитательных целях.

Предупреждение агрессивных форм поведения является необхо­димостью в проявлении интереса и заботы со стороны родителей к своему ребенку, их умении научить ориентироваться в социуме, соблюдая законы общества.

Жестокое поведение несовершеннолетних можно предупредить, если их не подкреплять, не награждать, а наказать.

В подростковом возрасте, агрессивный выпад нельзя оставлять без внимания, так как без вмешательства взрослого последует позитивная реакция со стороны ребенка, что в сознании его закрепится как хороший поступок.

Наказание должно быть в форме наставления, социального научения, обучения неагрессивному поведению.

Какова самооценка подростка, таков и уровень агрессивной реакции. Высокая самооценка дает больший всплеск агрессивности. Такие подростки стараются занять лидирующие позиции в коллективе сверстников, высоко ценят свою физическую привлекательность.

Не редко родители не могут справиться со своими детьми. Они обращаются в реабилитационные центры социальной помощи для несовершеннолетних. Педагогическая работа в таких учреждениях направлена на выработку положительных качеств личности ребенка.

Для того чтобы понять подростковую агрессию педагоги учитывают степень самооценки воспитанника, проводят анализ и на этом опре­деляют воспитательную работу по коррекции девиантного поведения несовершеннолетнего.

Воспитательная работа строится на основе информирования подростков в форме бесед, лекций, дискуссий, направляющая его на желание исправить свои негативные качества, бесконфликтного взаимо­действия с окружающими.

Без педагогического воздействия на личность ребенка агрессивного поведения не возможен процесс его перевоспитания.

 

Список литературы:
1. Гриценко А.В. Психологические особенности агрессивного поведения подростков / Сборник научных трудов. Серия «Гуманитарные науки», вып. № 10 // СевКавГТУ, Ставрополь, 2003 г.
2. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. Лейтц Г. Пер. с нем. / Общ. ред. и предисл. Е.В. Лопухиной и А.Б. Холмогоровой. - М.: Изд. група «Прогресс», «Универс», 1994. - 27 с.
3. Шляхтина О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом // Ананьевские чтения-97: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1997.