Статья:

Формирование толерантности в условиях многонационального взвода суворовцев (на примере 2 взвода 2 роты УГСВУ)

Конференция: IV Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Логунова О.Н. Формирование толерантности в условиях многонационального взвода суворовцев (на примере 2 взвода 2 роты УГСВУ) // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам IV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(4). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 37-40.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование толерантности в условиях многонационального взвода суворовцев (на примере 2 взвода 2 роты УГСВУ)

Логунова Олеся Николаевна
канд. филол. наук, воспитатель, Ульяновское гвардейское суворовское военное училище, РФ, г. Ульяновск

 

Formation of tolerance in a multinational platoon cadets (for example, 2 Platoon 2 companies UGSVU)

 

Olesia Logunova

candidate of philological sciences, educator, Ulyanovsk guards Suvorov military school, Russia, Ulyanovsk

 

Аннотация. Толерантность – это социальная норма. Толерантность тесно связана с культурой. Для формирования гармоничной личности будущего военного необходимо, чтобы он понимал оба эти понятия. Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

Аbstract. Tolerance - is the social norm. Tolerance is closely linked to culture. For the formation of a harmonious personality of the future of the military, this must be understood both of these concepts. Tolerance - is respect, acceptance and appreciation of the rich cultural diversity of our world, our forms of expression and ways of being human manifestations

 

Ключевые слова: толерантность; воспитание; культура; межнациональные отношения.

Keywords: tolerance; culture; education; international relations.

 

Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, принятие, добровольное перенесение страданий) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением [3].

Однако, согласно определению Философского энциклопедического словаря «толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции»[2].

Понятие толерантности сейчас одно из актуальных в современном обществе. Оно тесно связано с понятием «культура». Во многих культурах понятие «толерантность» является синонимичным понятию «терпимость». Словарь Брокгауза и Эфрона приравнивает понятие толерантности с веротерпимостью [1]. Слово «терпимость» присутствует во всех толковых словарях русского языка и имеет значение, близкое к «терпеть что-то из-за милосердия». Однако сейчас, в современном мире, понятие толерантности актуально как никогда.  

Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия «толерантность» - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды.

Можно рассматривать толерантность как социальную норму, в которую входят следующие компоненты:

- социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям друг друга;

- признание равенства партнёров;

- отказ от доминирования и насилия;

- готовность принять другого таким, какой он есть;

- доверие, умение слушать и выслушивать другого;

- способность к сочувствию, сопереживанию

Толерантность – это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества. Именно в этой связи возникает необходимость в формировании у подрастающего поколения способности быть толерантным.

Проблему толерантности можно  отнести  к  воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да  и  в обществе  в  целом. Прекрасно  понимая,  что  мы  все  разные  и  что  надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем  себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг  к  другу,  что очень непросто.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Особая роль в формировании толерантности у всех категорий обучаемых – от дошкольной до послевузовской образовательной системы -  принадлежит, безусловно, педагогам, в суворовском училище – воспитателю.

Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. В условиях поликультурной России (в частности, поволжского региона и г. Ульяновска) проблема толерантного воспитания становится прогрессивной и актуальной тенденцией, так как в этих условиях особую роль играет задача консолидация общества на основе толерантных ценностей. На первое место при этом выдвигается идея формирования миротворческой личности, способной мирно, конструктивно разрешать конфликты. Особенно это актуально в среде будущих военных, так как именно они должны смело разрабатывать стратегии поведения, осуществлять нравственный выбор, нести ответственность перед собой и обществом в целом.

В связи с этим становится актуальной задача создания педагогических условий для формирования у суворовцев опыта толерантного отношения и поведения, а обеспечение таких отношений – цель воспитателя. Через беседы, классные часы, смотры художественной самодеятельности, а зачастую и личным примером  воспитатель может выработать уважительное отношение суворовца одной национальности к суворовцу другой национальности. Формирование культуры межэтнических отношений – также задача воспитателя.

Формирование культуры межэтнических отношений закладывается у суворовцев в самом начале их суворовского пути, еще в 5 классе. В ходе обучения в суворовском училище оптимально решаются задачи межкультурного общения и образования. Примером межнациональной толерантности является 2 взвод 2 роты УГСВУ, когда в рамках одного класса, взвода мирно сосуществуют суворовцы с совершенно разными менталитетами: 14 русских, 1 чечен, 1 казах, 1 чуваш, 1 молдаванин, 1 татарин. Взаимосвязь всех этих суворовцев приводит к пониманию нравственных ценностей разных народов, принятию общегуманистической позиции.

Показ неповторимой сущности самых разнообразных культур во многом благоприятствует повышению межэтнической терпимости. В моей педагогической практике был ряд классных часов и бесед, в которых ребята рассказывали о своей Малой родине, о своем родном крае, делали презентации с фотографиями своих родных мест, где они выросли и которые им так дороги,  с целью познакомить одноклассников со своей Малой родиной. После этих мероприятий многие ребята поехали в гости к своим одноклассникам, им стало интересно увидеть, как живет его  товарищ и где он провел свое детство. А ведь именно так крепнет юношеская дружба у суворовцев разных национальностей. 

В условиях многонациональной Ульяновской области одной из задач системы образования является целенаправленное формирование норм и эталонов, отражающих специфику жизни народов. Таким образом, толерантность становится культурной нормой поведения в обществе.

Большую роль в этом играют такие общеобразовательные предметы, как география и история, литературное краеведение и история родного края, на которых суворовцы получают многостороннее представление о своей культуре.

Создание толерантной среды в образовательном пространстве любого учебного заведения становится основой для выстраивания личностно значимой ценности человека. При этом особое значение имеет взаимодействие с другими людьми, в ходе которого происходит личностное обогащение и развитие. Построение толерантной среды является поэтапным процессом в деятельности всех субъектов образовательного процесса. Именно система образования должна создать условия должна создать условия для распространения ценностных ориентиров, как для отдельной личности, так и для обществав целом.  

Развитие толерантности должно проходить при диалоге, сотрудничестве обучающих и обучающихся. Необходимо особое внимание уделить содержанию классных часов, бесед, викторин, дискуссий и КВН, делая ставку на традиционную культуру воспитания.

Таким образом, толерантность – это необходимое условие для воспитания гуманного, миролюбивого человека.

 

Список литературы:
1. Толерантность // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
2. Философский энциклопедический словарь / Под ред. А. Б. Васильева. — 2-е изд. — М.: Инфра-М, 2011. — 576 с.
3. Viktor Emil Frankl. Wörterbuch der Logotherapie und Existenzanalyse, S. 471—472.