Статья:

Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в условиях модернизации образования

Конференция: XXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Орлова Е.О., Шабаева В.В. Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в условиях модернизации образования // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 2(36). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 5-10.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в условиях модернизации образования

Орлова Екатерина Олеговна
заведующая, МБДОУ Детский сад № 264, РФ, г.о. Самара
Шабаева Валентина Валерьевна
заведующая, МБДОУ Детский сад № 334, РФ, г.о. Самара

 

MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE CONDITIONS OF EDUCATION’S MODERNIZATION

 

Ekaterina Orlova

Head MBDOU Kindergarten №. 264, Russia, Samara

Valentina Shabaeva

Head MBDOU Kindergarten №. 334, Russia, Samara

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, проблеме сохранения национальной идентичности подрастающего поколения в условиях модернизации Российского образования.

Abstract. The article is devoted to the issues of moral and patriotic education of preschool children, the problem of preserving the national identity of the younger generation in conditions of education’s modernization.

 

Ключевые слова: воспитание; образование; нравственность; патриотизм; Родина.

Keywords: up-bringing; education; morality; patriotism; homeland.

 

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства преобладают над всеми сторонами жизни ребенка. Одной из наиболее важных проблем нашего государства становится патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Актуальность этой проблемы в современных условиях подчеркнута в программных документах Правительства Российской Федерации: Закон РФ «Об образовании» 2012 г., Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), «Национальная доктрина образования РФ до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период 2025».

Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у молодёжи любви к родине, преданности своему отечеству. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 г. определяет гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности и любви к Родине.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет одним из основных принципов дошкольного образования «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Чрезвычайно важным в связи с этим является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В же время следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в патриотическое воспитание, какими средствами следует его осуществлять.

Данная проблема не нашла пока должного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы в данном направлении. Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так, в работах основы Т. Н. Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие «воспитание патриотизма» не используется; в исследовании С.Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т.С. Комарова, Т.А. Ротанова, В. И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А Ноткина, О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Е.В. Пчелинцева; Л.Е. Никонова, Е.И. Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа.

Воспитание любви к своей любовь Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства. И сначинается не с абстрактного «мы любим нашу страну», а с знаний, с отношения, детей которое формируется у детей всюду – в семье, СМИ, на улице, на праздниках, мероприятиях – и в детском саду, под руководством воспитателя. Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять характер народа и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои тинтересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Дошкольное воспитание, как и вся Россия, начиная с 90-х гг. ХХ в., вошло в полосу преобразований. Главным фактором перемен стали изменения не только на внешнем уровне, но и в нас самих: взрослых и детях. К сожалению, для нашего времени оказались характерными такие деформации личности, как эгоцентризм, агрессивность, замыкание на материальных ценностях. Всему мировому сообществу, включая и Россию, в качестве универсального образца устроения с государства и личности песнях предлагается деидеологизированный стандарт, сущность которого заключается в приоритете материальных ценностей над духовными и нравственными. Резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Отечественные традиции воспитания подменяются так называемыми «более современными» западными образцами. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм, немотивированная, агрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине. В условиях ломки сложившихся нравственных идеалов российского общества нравственно – патриотическое воспитание дошкольников приобретает особую актуальность.

В настоящее время в нашей стране воспитание высоконравственной, патриотичной личности является одной из приоритетных государственных задач. Под нравственно-патриотическим воспитанием в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», утвержденной Правительством РФ от 05.10.2010г, понимается процесс содействия нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости), нравственной впозиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству).

В проекте «Национальной доктрины образования Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов жизни России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость» [1].

Актуальность и значимость нравственно-патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 гг.», утвержденной Правительством РФ от 05.10.2010г. Программа определяет основные пути развития системы патриотического и нравственного воспитания, обосновывает его содержание, цели и задачи в современных условиях.

Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, далее − мир родного края и, наконец, мир родной отчизны − России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, педагоги создают естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине. Основой нравственно-патриотического воспитания является опора на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, к людям, которые сопровождают ребенка в первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. В этот период начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого явления в национальном языке, который усваивает ребенок, в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет. Ребенок естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов людей, среди которых живет.

Все это позволяет судить о том, что изучение вопросов нравственно-патриотического воспитания особенно актуально в настоящее время и требует дальнейшего изучения.

 

Список литературы:
1. Аблитарова А. Р., Ястребцова А. О. Воспитание нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством основ патриотических чувств / Вопросы дошкольной педагогики. − 2015. − №2. − С. 9-11.
2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. − М., 2008.
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой − М.,1980. − 112 с.
3. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. / М. Д. Маханева. − М.: Сфера, 2010. − 144 с.
4. Микляева Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников / Н. В. Микляева. − К.: Сфера, 2013. − 135 с.