Статья:

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОГНОЗИРОВАНИИ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Конференция: LIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Симонова А.Д., Патевская О.А. РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОГНОЗИРОВАНИИ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LIV междунар. науч.-практ. конф. — № 9(54). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 19-22.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОГНОЗИРОВАНИИ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Симонова Алиса Дмитриевна
воспитатель, МБДОУ д/с №19, РФ, г. Белгород
Патевская Ольга Александровна
воспитатель, МБДОУ д/с №19, РФ, г. Белгород

 

Аннотация. В статье рассматривается роль социальных и эмоциональных компетенций детей дошкольного возраста в прогнозировании адаптации к школьному обучению.  Авторы отмечают, что дети с дефицитом в этих областях подвержены риску развития эмоциональных и поведенческих проблем и социальной изоляции в школе. Воспитатели должны обладать знаниями и навыками для реализации таких программ в детском саду, уметь оценивать, контролировать и развивать социально-эмоциональные компетенции у детей дошкольного возраста.

 

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, социальные компетенции, эмоциональные компетенции, школьное обучение, адаптация.

 

Приобретение социальной и эмоциональной компетентности в дошкольном возрасте является одной из основных задач развития детей, которые определяют уровень психического здоровья и возможностей адаптации к школьному обучению в более позднем возрасте.

Ранее исследователи отмечали, что когнитивные способности важны только для прогнозирования академических достижений. В последнее время работы авторов доказали, что когнитивные способности опосредованы социальной и эмоциональной компетентностью в прогнозировании академических успехов. По этим причинам во многих странах эти способности включены в учебные программы в дошкольном и начальном школьном возрасте [3].

Развитие социально-эмоциональных компетенций является ключевым элементом профилактических программ, направленных на снижение частоты возникновения эмоциональных и поведенческих проблем у детей. Эмоциональная компетентность относится к выражению эмоций таким образом, чтобы это было выгодно для взаимодействия и отношений от момента к моменту с течением времени.

Это касается такого набора навыков, как эмоциональное понимание, эмоциональное выражение и эмоциональная регуляция.

Социальные и эмоциональные компетенции взаимосвязаны. Чтобы приспособиться к социальным условиям, детям дошкольного возраста необходимо адекватно читать, интерпретировать и обозначать различные эмоции в себе и других и соблюдать социальные нормы выражения этих эмоций по мере взросления.

Неуместное выражение эмоций, особенно негативной эмоциональности, такой как гнев или агрессия, со временем приводит к отвержению сверстников.

Дети, которые чаще выражают положительные эмоции, с большей вероятностью будут положительно оценены воспитателями в плане социальной компетентности и более симпатичны сверстникам в детском саду [1].

Чтобы поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми во время игры и социального взаимодействия, дошкольники также учатся регулировать свои собственные эмоции, сохраняя и выражая полезные и уместные эмоции и подавляя те, которые не являются таковыми.

Стратегии саморегуляции варьируются от простых форм, таких как объятия, сосание больших пальцев в возрасте трех лет, до более сложных, таких как переключение внимания и когнитивная перестройка в возрасте от шести до семи лет.

Социальная компетентность, с другой стороны, относится в основном к обработке социальной информации и производительности в социальных контекстах, в основном включающей три различных аспекта: соблюдение правил, социальное взаимодействие и просоциальное поведение.

Доказано, что отсутствие социальных навыков приводит к проблемам в инициировании и поддержание отношений и отвержение со стороны сверстников, а затем в экстернализации или интернализации проблем, таких, как агрессия или депрессия [2].

Хотя исследователи отмечают необходимость разработки программ социально-эмоционального воспитания детей, система дошкольного образования в большинстве сран по-прежнему в значительной степени основана на традиционном обучении, в котором когнитивные способности доминируют в учебных программах, при этом педагогический персонал, особенно имеющий большой опыт, прилагает мало усилий для сосредоточения внимания на более важных аспектах, таких как социально-эмоциональные компетенции.

Нехватка времени, ресурсов, средств обучения – это лишь несколько причин, по которым внедрение новых стратегий обучения социально-эмоциональным навыкам является сложным процессом, внедрения в педагогическую деятельность многие воспитатели стараются избегать [3].

Социально-эмоциональные образовательные программы в основном многомерны, включая педагогов, родителей и сообщества и предусматривают общую подготовку по социально-эмоциональным компетенциям, управлению поведением (позитивная дисциплина) и способностям к самоуправлению.

Однако практические исследования свидетельствуют о том, что даже короткая программа развития социально-эмоциональных компетенций у детей дошкольного возраста, при правильном применении, в значительной степени эффективна.

Дети развивают социально-эмоциональные навыки, если им предоставляется много возможностей в социальном контексте для их изучения и применения на практике.

Родители и педагоги являются моделями правил и стратегий социального взаимодействия, а также эмоционального выражения и саморегуляции.

Кроме того, педагоги имеют возможность рассматривать повседневные конфликты между детьми как способы обучения их социально-эмоциональным навыкам, чтобы адекватно справляться с такими конфликтами [2].

Таким образом, развитие социальных и эмоциональных компетенций у дошкольников – важное направление работы воспитателя детского сада, которое позволит детям в будущем лучше адаптироваться к школьному обучению, а также позволит им преодолеть эмоциональные проблемы и научит корректировать собственное поведение.

 

Список литературы:
1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
2. Асмолов А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — М.: Юрайт, 2019. — 150 с.
3. Бахтеева Э.И. Формирование эмоциональной устойчивости социального поведения дошкольников в условиях детской субкультуры // Приволжский научный вестник. 2013. №9 (25). 
4. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020. — 171 с.
5. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 219 с.
6. Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 218 с.
7. Бочарова Н. И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 218 с.
8. Лаптева Ю.А., Морозова И.С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста // Вестник КемГУ. 2016. №3 (67).
9. Пронина А.Н., Сушкова И.В., Яковлева И.В., Взаимосвязь социальной успешности и эмоциональных переживаний детей дошкольного возраста // Вестник НГПУ. 2017. №3.