ФЕНОМЕН МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Конференция: LXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: Педагогика
LXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
ФЕНОМЕН МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
THE PHENOMENON ОF MEDIA COMPETENCE ОF UNIVERSITY STUDENTS IN THE MODERN INFORMATION EDUCATIONAL SPACE
Svetlana Bakleneva
Candidate of Science (Edu.), associate Professor, Military Educational and Scientific Center of the Air Force «N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh), Russia, Voronezh
Yulia Pavlova
Candidate of Science (Philol.), associate Professor, Military Educational and Scientific Center of the Air Force «N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh), Russia, Voronezh
Аннотация. В современных условиях растущей информатизации всех сфер жизнедеятельности человека возрастает необходимость развития навыка критического осмысления информации. В статье описаны предпосылки внедрения образовательных технологий, ориентированных на формирование навыков медиакомпетентности, уточняется понятие «медиакомпетентность обучающихся вузов».
Abstract. In modern conditions of growing informatization of all spheres of human life, the need to develop the skill of critical thinking of information is increasing. The article describes the prerequisites for the introduction of educational technologies focused on the formation of media competence skills, the concept of «media competence of university students» is clarified.
Ключевые слова: медиакомпетентность, обучающийся, вуз.
Keywords: media competence, student, university.
Современное высшее образование, учитывая стремительное обновление информации, ориентировано на передачу обучающимся фундаментальных знаний, гарантирующих преемственность поколений, с одной стороны, и, с другой стороны, – на формирование и развитие навыков самообразования, как залога успешной самореализации себя как компетентного специалиста в своей дальнейшей профессиональной деятельности. В условиях цифровизации образования, спектр информационных источников существенно расширился: печатные учебные издания «оцифрованы» и доступны в электронных библиотеках; он-лайн курсы предлагают электронные учебники в качестве эффективного средства самообразования; актуальная информация по результатам проводимых конференций, форумов и т.д. доступна для специалистов любого профиля.
Однако, в настоящее время хаотичное, слабо поддающееся контролю развитие информационных сетей и технологий представляет собой реальную угрозу развитию культуры медиапотребеления. Медиапространство на современном этапе, с одной стороны, предоставляет возможности по оперативному доступу к актуальным базам данных, с другой, – риск «насыщения» обучающихся бесполезной, порой, деструктивной информацией. В этой связи роль медиакомпетентности выражена в возможностях, которые получает специалист через грамотное использование информационного поля медиапространства: радио, телевидение, пресса, интернет и т.д.
Актуальность проблемы медиакомпетентности продиктована требованиями Государственной программы РФ «Развитие образования на 2018-2025 годы», согласно которой в центре внимания находится усиление позиций российского высшего образования на мировой арене. Одной из приоритетных задач на указанный период реализации программы является развитие проекта «Современная цифровая образовательная среда Российской Федерации» через программу «Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» на основе внедрения адаптивной системы целевого практико-ориентированного развития компетенций студентов в рамках сетевого и кластерного взаимодействия. Иными словами государство видит необходимость в предоставлении возможности всем гражданам РФ непрерывного образования вне зависимости от территориального нахождения обучающегося или специалиста, нуждающегося в получении дополнительной информации. С этой целью проходит поэтапная реализация российского цифрового образовательного пространства. В тоже время государство поддерживает развитие дистанционного обучения, в том числе, через онлайн-курсы, цифровизацию учебников и учебных пособий, доступ к электронным библиотекам и т.д. Кроме того, с целью развития самоидентичности граждан РФ (через реализацию мероприятий по совершенствованию условий для расширения русского языка) предполагается взаимодействие с государствами-участниками Содружества Независимых Государств и иностранными государствами. Одной из основных задач процесса интеграции России в мировое образовательное пространство является своевременный мониторинг новейших достижений в области науки и техники, что возможно при условии развития академической мобильности современного специалиста, в том числе, военного.
Таким образом, необходимость становления специалиста в образовательном пространстве в современных информационных условиях выводит в разряд первостепенных по значимости задачу развития медиакомпетентности обучающихся вузов.
Стремительное развитие медиаресурсов, которое сопровождается большим объемом информации, требует от общества нового подхода к формированию и развитию информационной грамотности среди молодежи. По результатам проведенных исследований [3], в последние десятилетия возрастает число абитуриентов российских вузов (в том числе вузов МО РФ), неспособных: работать с объемной, противоречивой и правдоподобной информацией, изложенной в текстах сложной структуры; давать критическую оценку предложенной информации; работать с понятиями, противоположными ожиданиям; систематизировать информацию из разных текстов по схожей тематике; опираться на личный опыт и привлекать знания из смежных областей. Авторы проведенного исследования пишут о возникающих трудностях в процессе выполнения заданий, предполагающих обобщение прочитанного или наоборот – необходимость домыслить, исходя из предложенных деталей; сложность вызывали задания, предполагающие воссоздание замысла автора, его точки зрения, а навык разграничения фактов и предположений у большинства обучающихся вовсе отсутствует [4, с.22-23].
Одной из причин сложившейся ситуации исследователи видят в смене медийных приоритетов: замена печатных источников (книги, пресса) медиатекстами в электронном формате.
Многочисленные социологические исследования указывают на следующую тенденцию, связанную с чтением, среди современной молодежи:
- «свободное» чтение вытесняется «прагматичным», т.е. преобладает чтение, обязательное в рамках образовательной программы;
- предпочтение периодики развлекательного характера;
- отказ от чтения для «души» произведений отечественных и зарубежных писателей в пользу литературы, настраивающей на «легкое чтение» [3].
Ситуация смены печатных источников медиатекстами (преимущественно экранные, аудиовизуальные и т.д.) актуализирует вопрос повышения компетентности обучающихся и, в частности, культуры по отношению к получаемой из них информации.
С точки зрения философии информация является одним из компонентов бытия, наряду с энергией и веществом [5]. Кибернетика рассматривает информацию как банк данных, в то время как антропология толкует информацию как совокупность сведений, интерпретируемых живыми (биологическими) и культурными (социальными, человеческими) системами, исходя из уровня их развития и способности к осуществлению интерпретации. Варианты трактования информации ограничены лишь уровнем развития культуры человека, которая позволяет индивиду проявлять избирательность, проявляя таким образом субъектность [5].
Представляя собой сложное многокомпонентное понятие, информация предстает в противопоставленных системах: «объект познаваемый – объект познающий», «объект управляемый – объект управляющий», «объект обучаемый – объект обучающий». Иными словами, если речь идет об обучении, познании, управлении, то информация – это «смысл», если о средствах распространения этого смысла, то информация – это «данные». Информация, являясь определенным видом энергии, не должна развиваться стихийно, поскольку в этом варианте возможно негативное искажение информации, что деструктивно скажется на культурном пространстве.
Систематизация доступных на сегодняшний день определений медиаобразования (media education) [1, 5, 7], позволила трактовать это понятие как процесс деятельности личности, ориентированный на его развитие и саморазвитие посредством медиа ресурсов (массовой коммуникации). Важно, что в образовательных целях процесс взаимодействия обучающегося с медиа должен происходить для развития критического мышления, оценки, интерпретации и анализа медиатекстов, развития коммуникативных и творческих способностей, обучения различным видам и формам самовыражения [4].
Под медиакомпетентностью, согласно Резолюции Европарламента от 16 декабря 2008 года по медиаграмотности в мире цифровых технологий, принято понимать способность использовать медиа без посторонней помощи в личных целях, а также критически оценивать и понимать разнообразные аспекты медиа, независимо от контекста, передавать и распространять медиатексты.
Несмотря на то, что информационные потоки (интернет ресурсы, онлайн обучающие курсы, электронные книги, учебники, библиотеки, кино и т.д.) активно интегрируются в современное образовательное пространство, до настоящего времени в высшей школе не существует системной практики обучения студентов «противостоять», т.е. критически относиться к информации. В Федеральных образовательных стандартах одно из требований по освоению программы выпускниками звучит как способность «самостоятельно определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности» [7]. Кроме того, выпускник современного вуза должен обладать такими универсальными компетенциями, как системное и критическое мышление, коммуникация, а также межкультурное взаимодействие, что предполагает высокий уровень развития медиакомпетентности. В этой связи целесообразно осуществление систематического контроля и целенаправленного развития у обучающихся культуры потребления, передачи и производства информации. Внедрение программ, ориентированных на развитие медиакомпетентности, позволит сохранить баланс между возрастающим давлением со стороны средств медиа и социальными ценностями, лежащими в основе идентичности культурных сообществ в общем и личности в частности. Поскольку именно через диалог культур предусмотрено осуществление одной из основных задач государственной программы РФ «Развитие образования на 2018-2025 годы» (развитие самоидентичности граждан РФ через реализацию мероприятий по совершенствованию условий для расширения русского языка), необходимо быть готовым к тому, что в условиях современных информационных технологий, именно «медиамир» оказывает существенное влияние на конструирование идентичности, отображая нашу «культуру, а культура в первую очередь функционирует посредством медиаматериалов» [2]. В этой связи медиакультуру можно считать мерилом умения обращаться с медиа. Медиакультура (media culture) является совокупностью интеллектуальных и материальных ценностей относительно медиапространства, передаваемая во времени как определенным образом передаваемая и воспроизводимая с учетом реальных условий информация. Применительно к аудитории понятие «медиакультура» может означать уровневую систему развития личности человека: способность воспринимать анализировать, систематизировать, воспроизводить, критически оценивать, передавать, создавать медиатекст.
Опираясь на доступные в научной литературе определения, в рамках настоящего исследования под медиакомпетентностью понимается интегративная способность обучающихся вузов, основанная на совокупности знаний, умений и мотивов, самостоятельно использовать средства медиа в целях самообразования, понимая и критически оценивая содержание медиатекстов, а также готовность их создавать, принимать и передавать, учитывая культурный аспект.
Взаимосвязь медиакомпетентности и компетентности специалистов инженерного профиля описана в исследовании И.Д. Белоновской. В своей работе она пишет о том, что инженерная компетентность, являясь интегративным профессионально-личностным качеством специалиста, в век информационных технологий может быть сформирована только при условии развитой медиакомпетентности. Основная характеристика инженерной компетентности – готовность специалиста принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях, опираясь на знания и опыт, решать актуальные проблемы, осознавая социальную значимость выбранной профессии и личную ответственность за результаты своей профессиональной деятельности, стремясь к самосовершенствованию и самоактуализации себя как военного специалиста [2]. При этом в образовательном пространстве современного вуза медиакомпетентность способствует формированию профессиональных компетенций.
Проникновение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека не гарантирует повышение качества жизни человечества в целом. Медиапространство предлагает лишь средства, которыми необходимо грамотно воспользоваться, прежде всего, в целях самообразования и саморазвития. Рациональное использование возможностей медиа позволит развивать грамотность обучающихся вузов в отношении информационных технологий. Кроме того, медиаобразование, при условии государственной поддержки (развитие информационно-коммуникационных технологий), способствует интеграции обучающихся в глобальную медиакультуру и выстраиванию самостоятельной траектории своего дальнейшего развития, с учетом своих мотивов интересов, потребностей. Способность анализировать профессионально-значимую информацию, подвергать критике предложенные суждения, аргументировать свою точку зрения, опираясь на факты и собственный опыт, актуализирует личностные смыслы курсантов; помогает в осознании курсантами практической, социальной и личностной значимости учебного материала; содействует в развитии навыков самоконтроля, самооценки, самокорреции, что является основой для дальнейшего непрерывного самообразования и самоактуализации себя в выбранной профессии.