Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Конференция: XCVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Нижегородцева Е.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XCVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 7(98). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Нижегородцева Елена Алексеевна
аспирант кафедры технологий, предпринимательства и методики их преподавания, Педагогический институт Иркутского государственного университета, РФ, г. Иркутск

 

THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF MEDICAL COLLEGE STUDENTS' SUBJECTIVITY

 

Elena Nizhegorodtseva

Postgraduate student of the Department of Technology, Entrepreneurship and Teaching Methods, Pedagogical Institute of Irkutsk State University, Russia, Irkutsk

 

Аннотация. Целью исследования является обоснование применения цифровых технологий (на примере проблемно-ориентированного обучения с виртуальными симуляторами) для развития субъектности студентов медицинского колледжа. В статье представлена актуальность темы, обусловленная необходимостью формирования клинического мышления в условиях ограниченности реальной практики и трансформаций личности в цифровой среде. Автором конкретизированы преимущества метода: реалистичность отработки навыков, интерактивность, повторяемость сценариев, экономия ресурсов, объективность оценки, развитие рефлексии и ответственности за обучение. Выявлены ключевые аспекты субъектности, на которые оказывает влияние метод: профессиональная самоидентификация, мотивация, уверенность, способность к определению проблем и самостоятельному поиску решений, ответственность за процесс обучения. Результаты данного исследования подтверждают эффективность подхода для медицинского образования.

Abstract. The purpose of the study is to substantiate the use of digital technologies (based on problem-based learning with virtual simulators) for the development of the subjectivity of medical college students. The paper presents the relevance of the topic, which is due to the need to form clinical thinking in the conditions of limited real practice and personality transformations in the digital environment. The advantages of the method are specified: the realism of skill development, interactivity, repeatability of scenarios, resource savings, objectivity of assessment, development of reflection and responsibility for learning. The key aspects of subjectivity that are influenced by the method have been identified: professional self-identification, motivation, confidence, ability to identify problems and find solutions independently, and responsibility for the learning process. The results confirm the effectiveness of this approach for medical education.

 

Ключевые слова: рефлексия, проблемно-ориентированное обучение, клиническое мышление, виртуальный пациент, профессиональные компетенции, симуляционное обучение.

Keywords: reflection, problem-oriented learning, clinical thinking, virtual patient, professional competencies, simulation training.

 

Актуальные научные исследования все чаще направлены на проблему трансформации субъектности личности в условиях цифровизации. Формирование гибридного социотехнического пространства вносит коррективы в традиционные представления о субъектности и ускоряет процессы ее эволюции [3, с. 43; 6]. Рассматриваемое в статье явление приобретает особую значимость в контексте профессионального образования, где необходимо найти баланс между инновациями и сохранением фундаментальных основ подготовки, избегая рисков "размывания" Я [2, с. 179].

Студенты медицинских колледжей (17–25 лет) находятся в периоде активного формирования личностной субъектности. Педагогическая практика использует разнообразные активные и интерактивные методы для ее развития: проблемное обучение, кейс-технологии, ролевые игры, проектные методы и подобные им. Выбор метода определяется конкретными педагогическими задачами.

Ключевым и наиболее сложным заданием в подготовке среднего медицинского персонала является формирование клинического мышления. Это специфическая умственная деятельность, основанная на анализе, синтезе, сравнении, обобщении, логическом выборе и абстрагировании. Она позволяет эффективно применять теоретические знания для решения профессиональных задач: выбора оптимальных методов лечения, ухода за пациентом, профилактики осложнений. Формирование клинического мышления требует отработки множества клинических сценариев на базе фундаментальных знаний.

Организовать отработку необходимого объема ситуационных задач в условиях реальной клинической практики сложно из-за временных ограничений учебного процесса и непредсказуемости поступления пациентов с нужной патологией. Редкие или новые заболевания часто остаются вне поля зрения будущего специалиста.

Внедрение в образовательный процесс виртуальных цифровых технологий (симуляторов) позволяет решить эту проблему. Инновации содержат обширные библиотеки нозологий, типов пациентов и клинических сценариев. Виртуальный контент дает возможность отрабатывать навыки в условиях, приближенных к реальности. Каждый сценарий включает в себя набор клинико-лабораторных данных и позволяет выбирать различные тактики ведения пациента, что соответствует принципам проблемно-ориентированного обучения (ПОО) [1; 4].

Концепция ПОО, разработанная Г. Барроузом [1], ставит профессиональную проблему в центр учебного процесса. Использование цифровых симуляторов (таких как XR-Nurses, XR-Hospital для медсестер, XR-Clinic, XR-112, XR-Hospital для фельдшеров [5]) в рамках ПОО обладает уникальными преимуществами для медицинского образования и развития субъектности:

  • реалистичность: максимальное приближение виртуальной среды к реальной клинической обстановке;
  • экономичность: снижение затрат человеческих, материальных и временных ресурсов;
  • интерактивность и вовлеченность: высокая степень участия студента в процессе;
  • повторяемость и безопасность: многократная отработка навыков без риска для пациентов;
  • многокомпонентность: возможность работы в виртуальной многопрофильной клинике с разнообразными клиническими случаями;
  • объективность оценивания: мониторинг действий в реальном времени, сбор статистики;
  • гибкость: поддержка как индивидуальной, так и командной работы;
  • профессиональность: анатомическая точность моделей, формирование общих, профессиональных и надпрофессиональных компетенций (коллаборация, управление).

Погружение в виртуальную среду ПОО посредством симуляторов принципиально меняет взаимодействие преподавателя и студента, делая его "горизонтальным" [5]. Преподаватель включается в конкретный разворачивающийся клинический сценарий, а не контролирует заранее запланированный. Подобная практика способствует:

1. Развитию рефлексии: анализ своих действий в симуляции становится наглядным и понятным, снижая тревожность от субъективной оценки педагога. Студент сам фокусируется на своих предметных затруднениях.

2. Повышению ответственности и мотивации: студент становится активным агентом своего обучения, отвечая за процесс принятия решений в виртуальном случае. Успех прогрессивного процесса усиливает уверенность в собственных силах будущего медика.

3. Формированию профессиональной самоидентификации: решение аутентичных профессиональных задач в симуляторе способствует осознанию себя как компетентного будущего специалиста.

4. Развитию навыков идентификации проблем и поиска решений: последовательная работа над подзадачами виртуального кейса тренирует ключевые компоненты клинического мышления (анализ, синтез, выбор тактики).

5. Развитию надпрофессиональных компетенций: коллаборация в командной работе над сложными виртуальными кейсами формирует корпоративный дух, сплоченность и базовые управленческие навыки.

Целью исследования автора статьи было обоснование роли цифровых технологий (в формате ПОО с виртуальными симуляторами) в развитии субъектности студентов медицинского колледжа. Трансформация личности в цифровой среде создает новые возможности для развития, в том числе профессиональной самоидентификации. Субъектность понимается как способность индивида быть активным агентом своей жизни, осознанно влиять на мир и нести ответственность.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что проблемно-ориентированное обучение с использованием специализированных медицинских симуляторов (XR-Nurses, XR-Hospital, XR-Clinic и др.) является высокоэффективным инструментом для развития ключевых аспектов субъектности у будущих медицинских работников среднего звена. Этот метод напрямую способствует формированию критически важного клинического мышления через отработку множества сценариев в безопасной, но реалистичной среде. Его преимущества (реалистичность, безопасность, повторяемость, объективность, развитие рефлексии и ответственности) делают его незаменимым в современном медицинском образовании, эффективно решая задачу подготовки субъектно-ориентированных, мотивированных и профессионально идентифицированных специалистов.

 

Список литературы:
1. Барроуз Х., Тэмблин Р. Проблемно-ориентированное обучение: подход к медицинскому образованию. – Нью-Йорк: Издательство Springer, 1980. – 224 с.
2. Бурмистров С.С. Проблема сохранения субъектности человека в условиях цифровой революции // Идеи и идеалы. – 2025. – № 1. – Т. 17. – Ч.1. – С. 177–198.
3. Володенков С. В., Федорченко С. Н. Особенности феномена субъектности в условиях современных технологических трансформаций // Полис. Политические исследования. – 2022. – № 5. – С. 40–55.
4. Топоркова О.В. Технология проблемного обучения в практике высшей технической школы за рубежом // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – №5. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/17PDMN519.pdf (дата обращения: 12.06.2025).
5. Юдаева Ю.А., Неволина В.В., Закирзянова З.Ф. Использование технологии «Виртуальный пациент» в медицинском образовании // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 2. – С. 15. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://s.science-education.ru/pdf/2022/2/31596.pdf (дата обращения: 12.06.2025).
6. Яблонский П.К., Резаев А.В. От искусственного интеллекта к искусственной социальности: новые исследовательские проблемы современной социальной аналитики / под ред. А.В. Резаева. – М.: ВЦИОМ, 2020. – 258 с.
7. Barrows H.S. The Tutorial Process. Springfield: Southern Illinois University School of Medicine, 1988.