Статья:

ФОЛЬК-МОДЕРН ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЛЯ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ В ВОЗДУШНОЙ АКРОБАТИКЕ И ПИЛОННОМ СПОРТЕ

Конференция: LV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Драч Т.Л. ФОЛЬК-МОДЕРН ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЛЯ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ В ВОЗДУШНОЙ АКРОБАТИКЕ И ПИЛОННОМ СПОРТЕ // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам LV междунар. науч.-практ. конф. — № 9(55). — М., Изд. «МЦНО», 2022.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОЛЬК-МОДЕРН ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЛЯ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ В ВОЗДУШНОЙ АКРОБАТИКЕ И ПИЛОННОМ СПОРТЕ

Драч Тамара Леонидовна
аспирант Львовского государственного университета физической культуры им. Ивана Боберского, тренер-хореограф Школы воздушной акробатики «Шоколад», Украина, г. Львов

 

FOLK-MODERN DANCE AS THE METHOD OF DEVELOPMENT OF CHOREOGRAPHIC SKILLS FOR PERFORMERS IN AERIAL ACROBATICS AND PYLON SPORTS

 

Tamara Drach

Post-graduate student of Lviv State University of Physical Culture named after Ivan Boberskyi, trainer-choreographer of the School of aerial acrobatics "Shokolad", Ukraine, Lviv

 

Аннотация. Воздушная акробатика на полотнах и пилонный спорт являются технико-эстетическими направлениями спорта, которые помогают развивать физические качества исполнителя, улучшить же их хореографическое мастерство, составляющее выступления, можно благодаря занятиям хореографией, в частности фольк-модерн танцем. Целью нашего исследования является определить влияние народно-сценической и фольк-модерн хореографии на развитие исполнительских способностей в воздушной акробатике и пилонном спорте. Благодаря проведенному исследованию, была разработана программа усовершенствования хореографического мастерства в таких направлениях как воздушная акробатика и пилонный спорт.

Abstract. Aerial silks and pylon sports are technical and aesthetic kinds of sports that help to develop the physical qualities of the performer, improve their choreographic skills that make up performances, we can due to choreography, in particular folk modern dance. The purpose of our study is to determine the influence of folk-stage dance and folk modern choreography on the development of performing abilities in aerial acrobatics and pylon sports. Thanks to the research, the teaching program was developed to improve choreographic skills in such areas as aerial acrobatics and pylon sports.

 

Ключевые слова: фольк-модерн; народно-сценическая хореография; методика преподавания; воздушная акробатика; пилонный спорт.

Keywords: folk-modern; folk stage choreography; teaching method; aerial acrobatics; pylon sports.

 

Постановка проблемы и ее связь с важными научными и практическими задачами. Народный танец удерживает свою популярность благодаря распространению национальной идеи, а также привлечению все большего количества исполнителей к стремлению сохранять и распространять национальное культурное наследие. Этот стиль хореографии может пригодиться при подготовке к выступлениям на воздушных полотнах, кольцах и пилонном спорте. Он помогает подготовить детей и взрослых к выступлениям в национальном характере, развить навыки выполнения элементов и танцев народно-сценической и современной хореографии в процессе подготовки к соревнованиям по воздушной акробатике на полотнах, кольце и пилоне.

Анализ последних исследований и публикаций. Вопросы хореографической подготовки спортсменов в технико-эстетических видах спорта, таких как художественная и спортивная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание и др., а также привлечением к этому процессу народно-сценической хореографии занимались такие ученые как Румба А.Г. (2006), Сосина В.Ю.(2009), Тодорова В.Г.(2018) и др. Относительно методических рекомендаций по украинской народно-сценической хореографии важное место занимает труд современных ученых Зайцева Е. и Колесниченко Ю. (2007), а также труд Устяхина С.В. (2005) по фольк-фодерн хореографии. Вопросы развития таких направлений как пилонный спорт, воздушная акробатика на полотнах, кольце, гамаке занимались такие ученые как Олейник Анна (2017), Irina Kartali (2018), Steven Santos (2013) и другие. Однако вопрос применения фольк-модерна как средства хореографической подготовки исполнителей в воздушной акробатике и пилонном спорте еще не затрагивался в современной литературе.

Формирование целей статьи (постановка задачи). Целью нашего исследования было определить влияние народно-сценической и фольк-модерн хореографии на развитие исполнительских способностей в воздушной акробатике на полотнах, кольце, гамаке и пилоне. Для этого были поставлены следующие задачи:

- изучить имеющиеся литературные источники возможности применения народно-сценической хореографии и фольк-модерна в процессе подготовки исполнителей в технико-эстетических видах спорта;

- разработать программу хореографической подготовки исполнителей в воздушной акробатике и пилонном спорте с применением народно-сценической хореографии и фольк-модерн танца;

- провести педагогический эксперимент на базе Школы воздушной акробатики «Шоколад», в процессе применения средств народно-сценической и фольк-модерн хореографии, как средство хореографической подготовки исполнителей в этих направлениях.

Освещение процедуры теоретико-методологического и/или экспериментального исследования с указанием методов исследования. Фольк-модерн предполагает использование в процессе подготовки исполнителей не только изучения народной хореографии, а именно современной интерпретации фольклора, помогающей среди детей и взрослых популяризировать народную хореографию, сделать ее более доступной для их понимания, актуальной и современной. Сочетание в постановках на полотнах, кольце, гамаке и пилоне элементов с народной музыкой и хореографическими элементами позволяют создать национальные композиции, для которых характерна эмоциональность в исполнении. Акробатические элементы можно подчеркивать позициями ног и рук, характерными для народно-сценической хореографии. Для проведения научного исследования мы использовали такие методы как анализ литературных, фото- и видео- источников по данному вопросу, провели педагогический эксперимент с применением фольк-модерн хореографии при подготовке к выступлению под музыку Онуки, в которой объединили фольк-модерн хореографию с выполнением упражнений на полотне среди учащихся Школы воздушной акробатики «Шоколад» (г. Львов).

Изложение основного материала исследования. Изучение народной хореографии может служить средством подготовки исполнителей в воздушной акробатике и пилонном спорте. Ввиду того, что исполнителям всех возрастов сложно воспринимать классический танец как средство формирования хореографических способностей, поскольку он требует от них концентрации внимания на мелких движениях и выворотности, с детьми и взрослыми следует уделять внимание изучению и народно-сценической хореографии, ведь она более оживленная, эмоциональная и легкая для восприятия. Фольк-модерн танец – это усложненная версия народного танца, включающая в себя как элементы народного танца, так и элементы современной хореографии. Для формирования  хореографических навыков у исполнителей в воздушной акробатике и пилонном спорте мы применили именно этот стиль хореографии [5, c.6].

Для постановок фольк-модерна подойдут музыка современных исполнителей, использующих в своей музыке этнические мотивы. Можно выбрать инструментальную музыку либо композиции с вокалом, соответствующие современные работы.

Для учащихся, занимающихся на полотнах, кольце и пилоне, фольк-модерн является средством формирования исполнительских навыков, ведь не только помогает им научиться хорошо и эмоционально выполнять номер, но и соединить его с выполнением акробатических элементов [7, c.10].

Сегодня народный танец приобрел особое значение. Ведь, кроме возможности популяризировать культуру и искусство той или иной национальности, он воспитывает в учащихся хорошую осанку, дотянутые стопы и колени, а также формирует в них чувство музыкального ритма.

Изучение танцевальных связок разнообразит занятия по хореографии, делает их более насыщенными национальными движениями. С исполнителями по воздушной акробатике и пилонному спорту следует изучать различные национальные танцы, такие как украинский, венгерский, польский, русский, болгарский и другие танцы для того, чтобы сформировать в ребенке исполнительские навыки, а также уважение к разным национальным культурам.

В результате изучения предыдущих научных работ по народной и народно-сценической хореографии была разработана программа хореографической подготовки исполнителей в воздушной акробатике и пилонном спорте с применением народно-сценической хореографии и фольк-модерн танца. Занятия следует начать с движения учащихся по кругу, во время которого можно выполнять бег, подъем ног, «бегунец», «веревочку» и т.д. Далее следует учащимся дать возможность разогреться у опоры, растянуться.

Следует выполнить экзерсис у опоры. К примеру, plie в стиле украинского народного танца; далее battement tendu в стиле русского народного танца вместе с battement tendu jete; далее мы предлагаем выполнять упражнение rond de jampe parter в стиле венгерского танца; battement fondu в стиле восточного танца; battement frappe в стиле молдавского танца; rond de jambe an ler с «веревочной» в стиле венгерского танца; adajio с исполнением developpe releve lan в стиле молдавского танца; grand battements в испанском характере [5, c.56]. Следует учитывать возраст исполнителей и уровень подготовки. В процессе занятий комбинации можно постепенно усложнять и разнообразить.

Использование разных стилей позволит максимально развить эмоциональность и харизматичность исполнения, сделать его насыщенным, неповторимым и артистическим. Ведь во время выступления на полотне, кольце или гамаке следует создать образ, передать характер танца, что трудно сделать без предварительной артистической подготовки исполнителя. Такой экзерсис позволяет развивать характер обучаемого при выполнении упражнения, требует применения артистических способностей и помогает разнообразить образы, в которых исполнитель может выступать.

В данное время популярнее становятся постановки, в которых сочетается фольк и спектакль, акробатика и гимнастика, тем интереснее наблюдать за номером, когда в нем есть идея, сюжет и национальная харизма.

Следующей частью урока, предложенной в программе, является изучение танцевальных связок на середине зала у полотен. Продолжаем занятия с учащимися изучением танцевальных комбинаций в характере украинского, шотландского, молдавского, венгерского танца; знакомимся с испанским «Фламенко», польским «Краковяком», украинским «Гопаком», итальянской «Тарантелой» и т.д.

Разнообразные характеры исполнения делают из ученика артиста, а не только исполнителя. Помогает развить выразительность, эмоциональность, раскрыть внутренний потенциал, чтобы исполнитель уверенно чувствовал себя на сцене и не боялся выражать свои эмоции, проявлял собственную харизму во время выступления.

Для внедрения фольк-модерн программы, предлагаем во время выступлений совмещать народную хореографию с акробатикой. Такие номера помогают создать танцевальное шоу, ярко выглядящее и создающее рисунок на нескольких уровнях пространства.

Чтобы проверить возможность такого сочетания создали постановку в стиле фольк-модерн под музыку Oнуки «Zenit», в самом номере соединили народный танец с современной хореографией. А также гармонично соединили его с исполнением акробатических элементов на кольце. Воздушное кольцо, по нашему мнению, больше ассоциируется с «веночком», что можно подчеркнуть оформлением самого снаряда.

Костюмы исполнителей можно сделать стилизованными под украинский характер: например, зеленые хитоны из шифона надеть на белые купальники и украсить голову веночком.

На исполнителях, выполняющих элементы на кольце, можно также надеть хитоны, но более укороченные, поскольку выполнение элементов на этом снаряде требует, чтобы на исполнителе одежда была не мешающей выполнять элементы воздушной акробатики. Ткань должна быть льняная или хлопчатобумажная, которая не будет скользить при выполнении элементов. Исполнители, которые работают на кольце по нашему замыслу выполняют элементы в синхроне.

Танец же начинаем с выхода в одной линии, гуцульские мотивы в музыке способствовали выбору соответствующих украинских движений. Во время танца выполняем такие движения, как «бегунец», «припадание», «веревочка», «голубец», «ковырялочка» и другие украинские народные движения в сочетании с современными «па». С использованием разнообразных танцевальных рисунков и современной хореографии это выглядит гармонично и ярко.

Выводы и перспективы дальнейших исследований в этом направлении. Таким образом, благодаря проведенному исследованию изучили уже проведенные научные работы о применении народно-сценической хореографии и фольк-модерн хореографии в процессе подготовки исполнителей в технико-эстетических видах спорта. На базе Школы воздушной акробатики «Шоколад» мы применили разработанную программу по народно-сценической и фольк-модерн хореографии в процессе подготовки исполнителей к выступлениям в воздушной акробатике на полотнах, кольце и пилоне. Создали танцевально-акробатическую композицию для выступления под музыку Онуки, в которой объединили фольк-модерн с воздушной акробатикой на кольце, проверили эффективность занятий и возможность применения этих знаний и навыков во время выступлений. Номера с применением фольк-модерн хореографии получаются более эмоциональными, выразительными, характерными и создают позитивный настрой у зрителя, что будет способствовать успешности исполнителей во время выступлений и соревнований.

 

Список литературы:
1. Зайцев Є. Колесніченко Ю. Основи народно-сценічного танцю: Посібник (+ Нотний додаток). - Київ: Вид-во «Нова книга», 2007. - 416 с.
2. Румба О.Г. Народно-характерная хореография в системе подготовки специалистов по гимнастике и танцам на паркете : дис.канд. пед. наук: 13.00.04.  - Санкт-Петербург:Санкт-Петербургская гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта, 2006.  - 209 с.
3. Сосина В.Ю. Хореография в гимнастике : учеб. пособие для студентов вузов. - Киев : Олимпийская литература, 2009. - 135 с
4. Тодорова В.Г. Хореографічна підготовка в техніко-естетичних видах спорту: монографія. - Львів: ЛДУФК; 2018.  - 252 с.
5. Устяхин C.B. Тенденции развития фольк-танца как направления современной хореографии:II Diskursus-5 (материалы аспирантского семинара).-Саранск: Комитет государственной статистики РМ, 2005.-С.57-61.
6. Олейник Г. Танец на пилоне. Учебное пособие. - Одеса. 2017. -  с.175
7. Irina Kartaly. Pole Dance Fitness. Maidenhead: Meyer & Meyer Sport (UK) Ltd., 2018. - р.416
8. Steven Santos. Simply Circus. Introduction to Rigging Lyras and Trapeze Bars. Simply Circus:Inc., 2013. - p. 406