Статья:

Дополнительное профессиональное образование в подготовке специалистов в сфере закупок (контрактных управляющих)

Конференция: XXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Безвиконная Е.В. Дополнительное профессиональное образование в подготовке специалистов в сфере закупок (контрактных управляющих) // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXII междунар. науч.-практ. конф. — № 8(32). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 14-18.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Дополнительное профессиональное образование в подготовке специалистов в сфере закупок (контрактных управляющих)

Безвиконная Елена Владимировна
д-р. полит. наук, доцент, заведующий кафедрой правоведения, государственного и муниципального управления, Омский государственный педагогический университет, РФ, г. Омск

ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION IN TRAINING OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF PROCUREMENT (CONTRACT MANAGERS)

Elena Bezvikonnaya

doctor of political.associate professor, head of the department of law, state and municipal administration, Omsk state pedagogical university, Russia, Omsk

 

Аннотация. Подготовка специалистов в сфере закупок (контрактных управляющих) становится предметом многочисленных дискуссий в педагогической науке, поскольку действующее образова­тельное законодательство предполагает только реализацию программ дополнительного профессионального образования: повышения квали­фикации и профессиональной переподготовки. Несмотря на то, что отсутствие профильного (экономического, юридического) высшего обра­зования зачастую становится причиной низкого уровня компетентности специалистов в сфере закупок. Разрешение возникшей ситуации стано­вится возможным только при условии использования всего потенциала программ профессиональной переподготовки, продолжительность кото­рых должно составлять не менее 250 часов. В статье автор предпринимает попытку обосновать пути повышения качества реализации программ дополнительного образования для будущих специалистов в сфере закупок.

Abstract. Training of specialists in the field of procurement (contract managers) becomes the subject of numerous discussions in pedagogical science, since the current educational legislation only involves the implementation of programs of additional professional education: training and retraining. Despite the fact that the lack of specialized (economic, legal) higher education often causes a low level of competence of specialists in the field of procurement. The resolution of the situation becomes possible only if the full potential of the retraining programs is used, the duration of which should be at least 250 hours. In the article the author makes an attempt to justify the ways of improving the quality of implementation of additional education programs for future specialists in the field of procurement.

 

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование; контрактный управляющий; специалист по закупкам; профессиональный стандарт; кейс-метод.

Keywords: additional professional education; contract Manager; procurement specialist; professional standard; case-method.

 

Процесс формирования национальной системы независимой оценки квалификации, включающий утверждение квалификаций, профессио­нальных и образовательных стандартов, развития системы центров оценки квалификации, столкнулся с системной проблемой несогласован­ности федеральных образовательных и профессиональных стандартов. Подобная проблема актуальна и для сферы дополнительного профес­сионального образования в сфере закупок, поскольку профессиональным стандартом не предусмотрено обязательное наличие профильного высшего (среднего профессионального) образования. Результатом стано­вится отсутствие согласованности спроса на квалификацию работника на рынке труда и предложений квалификаций программ дополнительного профессионального образования [1, с. 49]. Наличие квалификационных требований к специалистам по закупкам в профессиональном стандарте не позволяет полноценно реализовать их в образовательных программах, поскольку не учитывается специфика замещаемой должности и отрасле­вые особенности профессиональной деятельности слушателя.

В качестве одного из перспективных методологических подходов к реализации программ дополнительного профессионального образо­вания специалиста в сфере закупок выступает проектный подход, подчеркивающий компетентностные характеристики слушателей, зачастую обладающих начальным уровнем профессиональных навыков, знаний, умений в контрактной системе. Проектный подход на основе применения кейс-метода и проблемного обучения позволяет учесть специфику должностных обязанностей слушателя и уровень его компетенций в сфере закупок.

Педагогические исследования при оценке целеполагания программ дополнительного образования зачастую прибегают к такому понятию как «темп компетентности» [2, с. 100], позволяющего варьировать процесс обучения в зависимости от быстроты усвоения знаний, трудовых умений, навыков и т. д. Темп компетентности как совокупность темпов приобретения компетенций, профессионально значимых качеств, обеспе­чивает возможность прогнозирования результатов образовательного процесса. Использование темпа компетентности позволит выделить отдельные группы кластеров компетенций специалистов по закупкам (контрактных управляющих) в соответствии с профессиональным стандартом и сформулировать проблемы реализации программ и пути их устранения.

Содержание кластеров профессиональных компетенций специа­листов по закупкам определяется классификацией трудовых функций, определенных профессиональным стандартом [3]. Первый кластер - информационно-коммуникативные компетенции (сбор и анализ инфор­мации, включаемой в планы-графики, используемой для обоснования начальном максимальной цены контракта и т. д.; подготовка документа­ции для проведения конкурентных процедур (документация о закупках); утверждение документов и согласование принимаемых решений). Второй кластер включает непосредственно осуществление процедур закупок с учетом главной цели - экономия бюджетных средств. Третий кластер включает мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок, включая приемку поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг. Четвертый кластер - оценка кадрового потенциала организации (учреждения) на основе процедур аттестации и повышения квалификации.

Реализация программ дополнительного профессионального образо­вания «Управление государственными и муниципальными закупками» на базе АНО ДПО «Гарант» (г. Омск) свидетельствует о приоритете информационно-коммуникативных компетенций, а также навыков осуществления закупок, включая работу с контрактами. В качестве клю­чевых методов обучения приоритет отдается кейс-методу (при начальном уровне подготовки) и проблемному обучению (при продвинутом уровне подготовки). Для оценки темпа освоения компетенций должен исполь­зоваться мониторинг качества образовательной услуги. В качестве основных технологий оценки эффективности реализации программ выступают: мониторинг успеваемости на основе тестирования, решения кейсов, проблемных заданий; анкетирование на предмет удовлетворен­ности результатами обучения; пост программное сопровождение слушателей.

Наибольшей эффективностью обладает индивидуально-ориентированный подход [4, с. 104], обеспечивающий целеполагание в процессе обучения слушателей. Но только при условии малой группы слушателей (до 10 человек). На начальном этапе обучения включение слушателей в панельные дискуссии позволяет оценить уровень компе­тентности и отраслевую специфику должностных лиц. Содержание индивидуально-ориентированного подхода обеспечивает решение следующих задач обучения. Во-первых, взаимосвязь содержания программы обучения и деятельности специалистов по закупкам (контрактных управляющих) в рамках замещаемых должностей. Во‑вторых, равноправие во взаимоотношениях преподавателя и слушателя (субъект - субъект), как условие для сетевых коммуникаций в процессе обучения. В-третьих, использование профессионального опыта слушателей обеспечивает совместную деятельность по разреше­нию проблем осуществления закупок, зачастую не имеющих однознач­ного решения. Вовлечение слушателей в диалог, обеспечивающий обмен не только профессиональным, но и эмоционально-личностным опытом между обучающимися. В-четвертых, обязательное последующее сопровождение слушателей, как составной компонент мониторинга и способ формирования непрерывного процесса дополнительного профес­сионального образования. Перечисленные задачи могут быть решены только при комплексном обучении на основе индивидуально-ориентированного подхода. Мониторинговые показатели демонстрируют высокую степень эффективности его использование в практике реали­зации программ дополнительного профессионального образования в сфере закупок.

В процессе обучения регулярно приходится сталкиваться с ограни­ченностью срока реализации программ дополнительного образования. Отсутствие базового высшего образования не позволяет слушателю при­обрести достаточный уровень квалификации, требуя его последующего сопровождения. Серьезность задач, стоящих перед специалистом по закупкам (контрактным управляющим), не позволяет закрыть программами дополнительного образования требуемый уровень профессиональных компетенций. Данное обстоятельство актуализирует задачу пересмотра содержания профессионального стандарта на предмет ужесточения требований к специалистам, занимающимися закупками.

Одним из перспективных направлений развития системы дополни­тельного профессионального образования в сфере закупок оказывается объединения потенциала образовательных организаций, реализующих данные программы, в форме ассоциаций (консорциумов). Это позволит учесть как российский, так и зарубежный опыт реформирования контрактной системы, использовать педагогические практики подготовки специалистов в данной сфере экономических отношений. Дальнейшее совершенствование профессиональных стандартов на основе потреб­ностей рынка труда и возможностей образовательных организаций оказывается необходимым условием для увеличения темпа освоения компетенций слушателями программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

 

Список литературы:

1.Акимов Н.А. Об актуальных вопросах дополнительного профессионального образования в сфере государственных и муниципальных закупок // Вестник Университета Правительства Москвы. 2018. № 2. С. 48‑53.

2.Львов Л.В. Темп формирования компетентности как результат индиви­дуализации процесса обучения // Психология обучения. 2013. № 5. С. 95‑104.

3.Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 сентября 2015 г. № 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 12 октября 2015 г.

4.Малашихина И.А., Ковалева О.И. К проблеме реализации личностно-ориентированного подхода в обучении студентов вузов. Ставрополь, 2018. 237 с.