Статья:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА КВАЛИФИКАЦИОННОГО С ЭЛЕМЕНТАМИ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ПРОФЕССИИ 43.01.09 ПОВАР, КОНДИТЕР

Конференция: XXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Ахмерова Д.Ф., Сагидулина Л.Н. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА КВАЛИФИКАЦИОННОГО С ЭЛЕМЕНТАМИ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ПРОФЕССИИ 43.01.09 ПОВАР, КОНДИТЕР // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXXV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(35). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 18-23.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА КВАЛИФИКАЦИОННОГО С ЭЛЕМЕНТАМИ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ПРОФЕССИИ 43.01.09 ПОВАР, КОНДИТЕР

Ахмерова Динара Фирзановна
канд. пед. наук, директор, ГПОУ Анжеро-Судженский политехнический колледж, РФ, г. Анжеро-Судженск
Сагидулина Лилия Николаевна
мастер производственного обучения ГПОУ Анжеро-Судженский политехнический колледж, РФ, г. Анжеро-Судженск

 

Интенсивные изменения в экономической жизни российского общества, происходящие в последние десятилетия, ставят новые задачи перед профессиональным образованием.

Создание в Российской Федерации современной системы подготовки рабочих кадров определено Президентом РФ в послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года. Одно из основных направлений совершенствования российской системы среднего профессионального образования – это внедрение актуализированных Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, которые обеспечат подготовку студентов в соответствии с мировыми стандартами.

В соответствии с требованиями, установленными актуализированными ФГОС СПО, государственная итоговая аттестация должна осуществляться в форме демонстрационного экзамена. Демонстрационный экзамен может проводиться  по стандартам WorldSkills.

WorldSkills International – международное некоммерческое движение. Оно было основано после окончания Второй мировой войны, когда страны Европы начали восстанавливать разрушенную экономику. Для этого нужны были квалифицированные рабочие, и основатели движения поставили цель повысить престиж рабочих специальностей и уровень подготовки в учебных заведениях. Одним из главных инструментов стало проведение соревнований по профессиональному мастерству. Сейчас WorldSkills International объединяет 80 стран-участников.

Россия, будучи в составе движения WorldSkills International с мая 2012 года, активно продвигает его ценности и уделяет особое внимание популяризации рабочих профессий среди молодого поколения, а также способствует повышению стандартов профессионального образования. Движение WorldSkills Russia охватывает все 85 регионов страны и является одним из приоритетных проектов в сфере подготовки кадров.  В августе 2019 года в России впервые прошел мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills. WorldSkills Kazan 2019 стал 45-м мировым чемпионатом в истории движения, в нем приняли участие 1354 молодых профессионала из 63-х стран.

В настоящее время перед WorldSkills Russia стоит еще одна задача – внедрить в российскую систему среднего профессионального и высшего образования мировые стандарты. Это значит, что на итоговой аттестации выпускников будут оценивать по тем же принципам, что и участников чемпионатов WorldSkills.

Проведение демонстрационного экзамена как «нового инструмента оценки качества подготовки кадров» – один из ожидаемых результатов утвержденного в октябре 2016 года приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»). Таким образом, введение демонстрационного экзамена – актуальная задача для всех субъектов российского образования. Но поскольку, как любое  революционное преобразование, демонстрационный экзамен, представляет определенную сложность,  требует  осмысления  и дополнительной подготовки, целесообразно включать элементы демонстрационного экзамена в процедуру экзамена квалификационного. В этом случае, экзамен квалификационный  по профессиональному модулю выступает в роли тренировочного демонстрационного  экзамена.

Рассмотрим особенности включения элементов демонстрационного экзамена в   экзамен квалификационный на примере профессии  43.01.09  Повар, кондитер.

Экзамену предшествует разработка Программы экзамена квалификационного, в которую включается комплексное практическое задание, моделирующее профессиональную деятельность и выполняемое в реальном времени. Задание разрабатывается на основе профессионального стандарта Повар (Приказ Минтруда РФ от 08.09.2015 № 610н.) с учетом оценочных материалов для демонстрационного экзамена, разработанных союзом WorldSkills Russia  по  компетенции 34 Поварское дело.

Например:

Полуфабрикат из рыбной котлетной массы – Биточки рыбные.

Приготовить две порции «Полуфабрикат из рыбной котлетной массы – Биточки рыбные».

1.Масса полуфабриката - минимум 230 г (2 идентичных биточка, диаметром 6-7см, толщиной до 2 см, вес одного - 115 г) .

2.Подготовленный к реализации полуфабрикат подают в  промаркированном пластиковом лотке.

3.Температура подачи от 10°С до 14°С.

4. Время выполнения комплексного практического задания – 1 час.

Комплексное практическое задание разрабатывается однотипное для всех обучающихся, одновременно его выполняют пять человек в  соответствии с регламентом (таблица 1). 

Таблица 1.

Примерный регламент проведения экзамена квалификационного

№ группы

Начало

экзамена

Выполнение

задания

Время подачи

Уборка рабочего места

Брифинг  экспертной комиссии 9.00-9.30

1 подгруппа

9.30-11.00

9.30-10.30

10.30

10.30-11.00

2 подгруппа

11.00-12.30

11.00-12.00

12.00

12.00-12.30

3 подгруппа

12.30-15.00

12.30-13.30

13.30

13.30-14.00

Подведение итогов работы 14.00-15.00

 

Основное условие проведения экзамена квалификационного с элементами демонстрационного экзамена - это независимая оценка качества выполнения комплексного практического задания. Оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена осуществляет экспертная группа, возглавляемая главным экспертом.

В соответствии с условиями комплектов оценочной документации для демонстрационного экзамена по компетенции Поварское дело - минимальное количество экспертов, входящих в состав экспертной группы - 6. Окончательный состав экспертной комиссии определяется образовательной организацией. Не допускается участие в оценивании заданий демонстрационного экзамена экспертов, принимавших участие в обучении студентов или представляющих с ними одну образовательную организацию, поэтому работу обучающихся оценивают независимые эксперты  из числа работодателей и педагогов сторонних образовательных организаций, имеющих сертификат  на право проведения экзамена демонстрационного по соответствующей компетенции.

Для экспертной комиссии главным экспертом проводится брифинг - короткое информационное  совещание,  на котором эксперты  могут задать вопросы по конкурсному заданию и критериям оценки, прийти к единому мнению в спорных вопросах по проведению процедуры оценки и т.д.

Критерии оценки знаний и умений обучающихся во время выполнения комплексного практического задания разработаны на  основе методики и технологий оценивания работы конкурсантов  по стандартам WorldSkills (таблица 2).

Таблица 2.

 Критерии оценки знаний и умений обучающихся

Критерий

Аспект

Баллы (макс.)

1.ОБЪЕКТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

(«Да» = максимальное количество баллов, «Нет» = ноль баллов)

1

 

Персональная гигиена

Спецодежда соответствует требованиям, чистая

2

Руки (в том числе работа с перчатками)

2

Отсутствие плохих привычек

2

2

Гигиена рабочего места

Чистый пол

2

Рабочие поверхности – чистота и порядок

3

3

Расточительность

Экономное обращение с продуктами

3

4

Охрана труда на рабочем месте

Отсутствие нарушений

3

5

Корректное использование раздельных мусорных баков

Пищевые и непищевые отходы в раздельных мусорных баках

3

2.СУБЪЕКТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

( от 1 до 5 баллов)

6

Кулинарные навыки

 

Подготовка ингредиентов

5

Применение и использование кухонного инвентаря и оборудования при приготовлении по назначению

5

Навыки работы с ножом

5

7

Навыки работы с продуктом

Техника ведения процесса, соответствующие продукту технологии

5

8

Организационные навыки

 

Адаптация на рабочем месте

5

Организация рабочего места

5

Планирование и ведение процесса приготовления

5

3.ОБЪЕКТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТА РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

(«Да» = максимальное количество баллов, «Нет» = ноль баллов)

10

Время подачи

Приготовлено вовремя

( интервал ± 5 минут)

5

11

Температура подачи

 

от  10°С  до 14°С

 

5

12

Использование обязательных ингредиентов

Набор ингредиентов соответствует рецептуре

5

13

Правильность подачи (соответствие заданию)

Два идентичных биточка из рыбной котлетной массы

5

14

Соответствие массы полуфабриката

Не менее 230 грамм

5

15

Упаковка, маркировка

 

Упаковано в пластиковый контейнер, с указанием даты и времени

5

4.СУБЪЕКТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТА РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

( от 1 до 5 баллов)

19

Визуальное впечатление

 

Форма круглая, правильная, диаметром 6-7см, толщиной до 2 см

5

Поверхность без трещин, равномерно запанированная

5

17

Консистенция полуфабриката

Однородная, без посторонних включений

5

ИТОГО

100

 

Перевод баллов в оценку осуществляется по следующим параметрам:

70-100 баллов - «отлично», «вид профессиональной деятельности освоен»;

40-69 баллов - «хорошо», «вид профессиональной деятельности освоен»;

20-39 баллов - «удовлетворительно», «вид профессиональной деятельности освоен»

Однозначное решение «вид профессиональной деятельности освоен» принимается, если участник набирает не менее 20 баллов из 100.

В Анжеро-Судженском политехническом коллеже впервые экзамен квалификационный с элементами демонстрационного экзамена   для студентов, обучающихся  по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, по  профессиональному модулю ПМ.01 Приготовление и подготовка к реализации полуфабрикатов для блюд, кулинарных изделий разнообразного ассортимента прошел   в декабре 2018 года.

Это был интересный опыт для всех участников экзамена. Студенты отметили, что им  было сложно выполнять задания под пристальным взглядом экспертов, оценивающих каждое движение, но, несмотря  на это, все смогли адаптироваться в новых для себя условиях, и как результат, справились с заданием.

Экспертная  комиссия отметила достаточно высокий уровень подготовки студентов и внесла несколько предложений по усовершенствованию критериев оценки, которые будут учтены при разработке   программ экзамена квалификационного с элементами демонстрационного экзамена  для других профессиональных модулей по данной профессии.

Колледжу, в свою очередь,  пришлось в кратчайшие сроки решать ряд проблем связанных как с материально-техническим оснащением рабочих мест, так и с привлечением сертифицированных специалистов по компетенции Поварское дело. Однако, несмотря  на  возникшие трудности, все участники экзамена пришли к единому мнению, что  внедрение демонстрационного экзамена в образовательный  процесс – это, безусловно, выход на качественно новый уровень образования.  

Труд специалистов со средним профессиональным образованием является прикладной деятельностью, которую можно продемонстрировать,  а использование критериальной основы, организационных методик и технологий оценивания по формату WorldSkills – это те инструменты, которые  дают возможность формирования  востребованных и перспективных специалистов для экономики России.

 

Список литературы:
1. Пр-2821 от 4.12.2014 Перечень поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.
2. Пр-2582 от 23.12.2016 г. Перечень поручений Президента РФ по итогам встречи с членами национальной сборной России по профессиональному мастерству 9 декабря 2016 г.
3. Распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2015 года №349-р «Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования».
4. Распоряжение Министерства просвещения России от 01.04.2019 № Р-42 «Об утверждении методических рекомендаций о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена».
5. Оценочные материалы для демонстрационного экзамена  по стандартам Ворлдскиллс Россия по компетенции «Поварское дело» Пр. №39/11 от 27.11.2017 г.