Развитие самостоятельности воспитанников раннего возраста в бытовой деятельности
Конференция: XXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
XXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Развитие самостоятельности воспитанников раннего возраста в бытовой деятельности
Как воспитать маленького человечка самостоятельным, трудолюбивым? Этот сложный процесс без направленного руководства родителей и воспитателя не воплотится в жизнь.
В раннем возрасте трудовые навыки важно строить на фоне игровой деятельности: режиссерские, развивающие игры.
Под руководством педагога у воспитанников вырабатываются различные игровые умения. Свои действия воспитанников показывает и объясняет в игровых ситуациях, как покормить куклу, искупать ее, одеть на прогулку, сопровождая художественным словом.
Такие игры, как цветное панно со шнуровкой, пуговицами, липучками, развивают не только мелкую моторику пальцев рук, но и навыки самообслуживания, речь, память, внимание, мышление.
Рисунок 1. Панно по сенсорному развитию «Лето»
Развивающая предметно – пространственная среда в группе и целенаправленное руководство воспитателя необходимо для организации полноценной самостоятельной деятельности воспитанников в быту. При этом развиваются воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки.
В раннем возрасте очень важно формировать навыки самостоятельности: одеваться, раздеваться, принимать пищу, убирать игрушки.
Рисунок 2. Ребенок самостоятельно кушает
Существуют разные мнения педагогов, например:
- Мария Монтессори рассматривала самостоятельность, как биологическое качество человека. Все шаги развития ребенка от приобретаемой умелости в движениях переворачиваться, сидеть, ползать, ходить до формируемых социально - коммуникативных реакций и умений: жесты, интонации, речь до независимости от взрослых.
- По мнению Е.О. Смирновой, самостоятельность не столько умение исполнять свои действия без помощи взрослых, сколько способность вырываться за пределы своих возможностей. Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она заключается в рамки, принятых в обществе норм. Каждому ребенку важна оценка его действий взрослыми – мамой, папой, воспитателем. Они стараются радовать их своими успехами и достижениями.
- По мнению В.П. Дубровой нельзя допускать ошибки в воспитании самостоятельности воспитанников: гиперопека – способна привести к деформации в самостоятельности, к малоинициативности, гиперопека – безразличие со стороны взрослых к деятельности ребенка.
В практике дошкольного учреждения в целях пробуждения самостоятельности воспитателем применяют различные методы и приемы, как: развивающие игры «Оденем куклу на прогулку», «Уложим Мишку спать» и т. д. В процессе образовательной деятельности развиваются коммуникативные качества.
Рисунок 3. Игра «Купание куклы Даши»
Слишком опекая своих детей, родители причиняют большой вред, лишают самостоятельности, приучают надеяться на других, подрывают веру в свои силы, например: на просьбу ребенка «Я сам!» не отвечать «Мне некогда», а сказать «Я тебе немного помогу, а остальное сделаешь сам».
Чтобы дать возможность приобрести необходимые навыки, следует создать необходимые условия:
- Приспособить к росту ребенка вешалку для одежды;
- Выделить ему отдельную полку для одежды;
- Место для хранения игрушек.
Чтобы получить результат своей деятельности, воспитатель должен сопровождать свои действия не только объяснениями, но и вопросами по ходу их действий.
Постепенное усложнение требований, перевод воспитанников на новую ступень самостоятельности поддерживают его интерес к самообслуживанию. Воспитанников нужно чаще поощрять, это порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат.
В ДОУ развитие самостоятельности в быту основывается на
работе с воспитанниками:
- проводятся ОД
- развивающие игры
- режиссерские игры
- упражнения
Мы создали развивающие игры для развития мелкой моторики, что в последствии принесет свой вклад в развитие навыков самообслуживания. Вязаный «Кубик с пуговицами» развивает мелкую моторику пальцев, навык самостоятельного расстегивания и застегивания пуговиц;
Рисунок 5. Игры на развитие мелкой моторики
Игра «Собери бусы» способствует развитию мелкой моторики, изучению цвета, счету, творческому развитию.
В работе с родителями:
- консультации
- беседы
- анкеты
- родительские собрания
- буклеты
В работе с воспитателями:
- консультации
- информационные листы
- буклеты
Основываясь на выше сказанное и практический опыт, можно сделать заключение, что самостоятельность закладывается в раннем возрасте и достигается в разных видах деятельности в игре, труде, познании. И мы постарались сделать все возможное для развития самостоятельности у детей раннего возраста в бытовой деятельности.