Статья:

Развитие самостоятельности воспитанников раннего возраста в бытовой деятельности

Конференция: XXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Фесенко Т.Н. Развитие самостоятельности воспитанников раннего возраста в бытовой деятельности / Т.Н. Фесенко, Г.П. Петрова, Л.Г. Вахитова, Н.Ф. Хабибуллина // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 11(24). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 24-28.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие самостоятельности воспитанников раннего возраста в бытовой деятельности

Фесенко Тамара Николаевна
воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 47», РФ, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак
Петрова Галина Павловна
воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 47», РФ, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак
Вахитова Ляйсан Галинуровна
воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 47», РФ, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак
Хабибуллина Нурия Фанилевна
воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 47», РФ, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак

 

Как воспитать маленького человечка самостоятельным, трудо­любивым? Этот сложный процесс без направленного руководства родителей и воспитателя не воплотится в жизнь.

В раннем возрасте трудовые навыки важно строить на фоне игровой деятельности: режиссерские, развивающие игры.

Под руководством педагога у воспитанников вырабатываются различные игровые умения. Свои действия воспитанников показывает и объясняет в игровых ситуациях, как покормить куклу, искупать ее, одеть на прогулку, сопровождая художественным словом.

Такие игры, как цветное панно со шнуровкой, пуговицами, липучками, развивают не только мелкую моторику пальцев рук, но и навыки самообслуживания, речь, память, внимание, мышление.

 

Рисунок 1. Панно по сенсорному развитию «Лето»

 

Развивающая предметно – пространственная среда в группе и целенаправленное руководство воспитателя необходимо для организации полноценной самостоятельной деятельности воспитанников в быту. При этом развиваются воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки.

В раннем возрасте очень важно формировать навыки самостоя­тельности: одеваться, раздеваться, принимать пищу, убирать игрушки.

 

Рисунок 2. Ребенок самостоятельно кушает

 

Существуют разные мнения педагогов, например:

  • Мария Монтессори рассматривала самостоятельность, как биологическое качество человека. Все шаги развития ребенка от приоб­ретаемой умелости в движениях переворачиваться, сидеть, ползать, ходить до формируемых социально - коммуникативных реакций и умений: жесты, интонации, речь до независимости от взрослых.
  • По мнению Е.О. Смирновой, самостоятельность не столько уме­ние исполнять свои действия без помощи взрослых, сколько способность вырываться за пределы своих возможностей. Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она заключается в рамки, принятых в обществе норм. Каждому ребенку важна оценка его действий взрослыми – мамой, папой, воспитателем. Они стараются радовать их своими успехами и достижениями.
  • По мнению В.П. Дубровой нельзя допускать ошибки в воспи­тании самостоятельности воспитанников: гиперопека – способна привести к деформации в самостоятельности, к малоинициативности, гиперопека – безразличие со стороны взрослых к деятельности ребенка.

В практике дошкольного учреждения в целях пробуждения самостоятельности воспитателем применяют различные методы и приемы, как: развивающие игры «Оденем куклу на прогулку», «Уложим Мишку спать» и т. д. В процессе образовательной деятельности развиваются коммуникативные качества.

 

Рисунок 3. Игра «Купание куклы Даши»

 

Слишком опекая своих детей, родители причиняют большой вред, лишают самостоятельности, приучают надеяться на других, подрывают веру в свои силы, например: на просьбу ребенка «Я сам!» не отвечать «Мне некогда», а сказать «Я тебе немного помогу, а остальное сделаешь сам».

Чтобы дать возможность приобрести необходимые навыки, следует создать необходимые условия:

  • Приспособить к росту ребенка вешалку для одежды;
  • Выделить ему отдельную полку для одежды;
  • Место для хранения игрушек.

Чтобы получить результат своей деятельности, воспитатель должен сопровождать свои действия не только объяснениями, но и вопросами по ходу их действий.

Постепенное усложнение требований, перевод воспитанников на новую ступень самостоятельности поддерживают его интерес к самообслуживанию. Воспитанников нужно чаще поощрять, это порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат.

В ДОУ развитие самостоятельности в быту основывается на

работе с воспитанниками:

  • проводятся ОД
  • развивающие игры
  • режиссерские игры
  • упражнения

Мы создали развивающие игры для развития мелкой моторики, что в последствии принесет свой вклад в развитие навыков самообслу­живания. Вязаный «Кубик с пуговицами» развивает мелкую моторику пальцев, навык самостоятельного расстегивания и застегивания пуговиц;

 

 

Рисунок 5. Игры на развитие мелкой моторики

 

Игра «Собери бусы» способствует развитию мелкой моторики, изучению цвета, счету, творческому развитию.

В работе с родителями:

  • консультации
  • беседы
  • анкеты
  • родительские собрания
  • буклеты

В работе с воспитателями:

  • консультации
  • информационные листы
  • буклеты

Основываясь на выше сказанное и практический опыт, можно сделать заключение, что самостоятельность закладывается в раннем возрасте и достигается в разных видах деятельности в игре, труде, познании. И мы постарались сделать все возможное для развития самостоятельности у детей раннего возраста в бытовой деятельности.

 

Список литературы:
1. Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов / Т. Волженина // Журнал «Виноград». – 2010. - № 37. – 20.
2. Порембская Л.А. Бытовой труд как средство воспитания самостоятельности / Л.А. Порембская. – М.: 1956 г.