Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ДИСГАРМОНИЧНОЙ СЕМЬЕЙ СРЕДСТВАМИ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Конференция: LXXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Смирнова О.И. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ДИСГАРМОНИЧНОЙ СЕМЬЕЙ СРЕДСТВАМИ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 10(89). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ДИСГАРМОНИЧНОЙ СЕМЬЕЙ СРЕДСТВАМИ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Смирнова Оксана Ивановна
аспирант, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», РФ, г. Москва

 

FORMATION OF THE FUTURE TEACHER'S READINESS TO WORK WITH A DISHARMONIOUS FAMILY BY MEANS OF CASE TECHNOLOGIES AS A MODERN PEDAGOGICAL PROBLEM

 

Oksana Smirnova

Postgraduate student, Moscow Financial and Industrial University "Synergy", Russia, Moscow

 

Аннотация. Статья направлена на решение актуальной педагогической проблемы, которая заключается в необходимости определения и научного обоснования теоретических и методологических оснований формирования готовности будущего педагога к работе с дисгармоничной семьей в соответствии с потребностями социума в повышении культурно-воспитательного потенциала современного родителя. Автор рассматривает суть, принципы и этапы процесса становления у будущих специалистов готовности к работе с дисгармоничной семьей, он формулирует цель работы: научное обоснование преимуществ применения кейс-технологий в процессе формирования готовности будущего педагога к работе с дисгармоничной семьей. Ставит задачи: определить содержательные и структурные составляющие готовности педагога к взаимодействию с дисгармоничной семьей. Методы исследования: анализ психолого-педагогической, социологической и правовой литературы, интерпретация.

Результатом нашего исследования является то, что формирование готовности будущего педагога к работе с дисгармоничной семьей в образовательном пространстве высшей школы включает в себя три этапа: диагностика, образовательная работа, рефлексивная деятельность. Теоретически важным и новым по содержанию выступает решение вопроса о выделении четырех компонентов готовности будущего педагога к работе с дисгармоничной семьей, а также педагогических условий, которые способствуют успешному протеканию этого процесса.

Abstract. The article is aimed at solving the current pedagogical problem, which consists in the need to determine and scientifically substantiate the theoretical and methodological grounds for forming the readiness of the future teacher to work with a disharmonic family in accordance with the needs of society in increasing the cultural and educational potential of a modern parent. The author considers the essence, principles and stages of the process of becoming ready for future specialists to work with a disharmonic family.

Theoretically important and new in content is the decision on the allocation of four components of the readiness of the future teacher to work with a disharmonic family, as well as pedagogical conditions that contribute to the successful course of this process.

 

Ключевые слова: бакалавр, будущий педагог, формирование готовности к работе с дисгармоничной семьей, вуз, профессиональное обучение, семья, дисгармоничная семья, кейс-технология.

Keywords: bachelor, future teacher, formation of readiness to work with a disharmonic family, university, vocational training, family, disharmonic family, case technology.

 

Ситуация развития современного общества все более остро ставит перед образовательной системой высшей школы задачу модернизации профессиональной подготовки будущих педагогов на основе инновационного пути развития. Успешное решение данной задачи в обязательном порядке включает в себя формирование готовности будущего педагога к работе с дисгармоничной семьей.

Отмечая высокую степень интенсивности, неопределенности и динамичности развития высшего педагогического образования, следует отметить, что повышение качества подготовки возможно лишь при условии изменений требований к бакалавру – будущему педагогу. Если ранее общество ожидало от педагога в наибольшей мере направленности на обучающегося, то сейчас родители и семья являются полноправными субъектами образовательного процесса [5], [6]. При этом основываясь в своей деятельности на ключевую ценность блага ребенка, современный педагог в соответствии с запросами государства и потребностями общества должен быть готов к работе с дисгармоничной семьей. Это связано также с тем, что эффективность деятельности педагога в этом направлении во многом будет обуславливать культурно-воспитательный уровень социума и перспективы его достижения и поддержания для дальнейших поколений.

Наша исследовательская работа направлена на решение актуальной педагогической проблемы, которая заключается в необходимости определения и научного обоснования теоретических и методологических оснований формирования готовности будущего педагога к работе с дисгармоничной семьей в силу потребностей социума в повышении культурно-воспитательного потенциала современного родителя.

Процесс становления у будущих специалистов готовности к работе с дисгармоничной семьей представляет собой целенаправленно организованный процесс профессиональной подготовки, в ходе которого происходит: овладение совокупностью теоретических положений и прикладных умений и навыков; развитие устойчивых мотивационных установок и ценностных ориентаций; становление соответствующих профессионально и личностно важных качеств и способностей.

Бесспорно, что данный аспект профессионального педагогического образования предусматривает последовательное формирование у бакалавров основополагающих компетенций для работы с дисгармоничной семьей на каждом их этапов вузовского образования – с первого по четвертый курс. На первых этапах работы с будущими специалистами приоритетным является развитие у них позитивной мотивации и понимания важности этого направления педагогической деятельности. Затем первостепенным и более значимым становится постоянное и направленное накопление профессиональных знаний, умений, навыков, необходимых для дальнейшей работы с дисгармоничной семьей. Одним из показателей успешности организации и реализации работы вуза по формированию готовности будущих педагогов к работе с дисгармоничной семьей является высокая степень сформированности у них способности осуществлять рефлексию, анализ и оценку продуктивности деятельности в этом направлении.

На наш взгляд, практика формирования готовности к работе с дисгармоничной семьей должна базироваться на сочетании таких принципов, как:

  1. принцип практикоориентированности: интеграция теоретических и прикладных слагаемых профессиональной подготовки, традиционных и интерактивных методов обучения и воспитания. Действие этого принципа обусловила выбор кейс-технологий в качестве приоритетного инструмента формирования готовности будущего педагога к работе с дисгармоничной семьей;
  2. принцип непрерывности и преемственности: планирование и осуществление деятельности с целью формирования готовности в течение всего периода обучения – с 1-го по 4-й курс на основе усложнения содержательных сторон образовательного процесса;
  3. принцип воспитывающего и развивающего обучения: наряду с теоретической подготовкой создание условий для планомерного личностного становления будущего педагога, развитие у него духовно-нравственных ценностей, в том числе семейных ценностей, и профессионально важных качеств;
  4. принцип сотрудничества и командного характера обучения: преимущества использования кейс-технологий позволяют объединять в едином образовательном процессе индивидуальную работу и сильные стороны командного взаимодействия в группе;
  5. принцип индивидуализации: акцентирование внимания на индивидуально-личностных потребностях, запросах, возможностях и особенностях будущего педагога и т.д.

Теоретически важным и новым по содержанию выступает решение вопроса о выделении компонентов готовности будущего педагога к работе с дисгармоничной семьей. Исходя из теоретического анализа и практического опыта, мы пришли к выводу о том, что правомерно выделить четыре основных компонента.

Во-первых, процесс формирования готовности будущего педагога к работе с дисгармоничной семьей включает в себя становление когнитивного компонента, в состав которого входит:

- освоение будущими специалистами основных понятий и теоретических положений, накопленных в науке в рамках семейной тематики;

- ориентировка в современной актуальной проблематике в сфере семейного воспитания, практик взаимодействия образовательных организаций и семьи, семейных отношений, в том числе родительско-детских и дисгармоничных, и т.д.;

- стремление будущего педагога к целенаправленному расширению и углублению своих знаний в контексте педагогики и психологии семьи, отношений, возможных способов работы с дисгармоничной семьей.

Во-вторых, формирование готовности будущего педагога к работе с дисгармоничной семьей предусматривает развитие интерактивно-деятельностного компонента, который подразумевает:

- способность понимать и ставить цели и задачи работы с дисгармоничной семьей, выбирать максимально продуктивные методы и формы деятельности;

- умения оказывать в работе с дисгармоничной семьей необходимую помощь и поддержку: организационно-координационную, информационно-обучающую, диагностическую, профилактическую, консультативную, коррекционно-развивающую и т.д.;

- устойчиво сформированную систему профессиональных принципов и способов решения вероятностных проблем в рамках работы с дисгармоничной семьей;

- опыт участия будущего специалиста в реальном педагогическом взаимодействии с дисгармоничными семьями с целью повышения участия родителя в решении вопросов воспитания и развития ребенка.

В-третьих, осуществляемая в вузе образовательная деятельность должна быть направлена также на формирование аффективно-рефлексивного компонента готовности. Другими словами, будущий педагог должен научиться:

- анализировать результаты и успешность выбора способа решения той или иной проблемной ситуаций, возникшей в контексте работы с дисгармоничной семьей с позиции профессиональной и личной рефлексии;

- сопоставлять собственные действия с совокупностью норм профессиональной этики и личностными требованиями к себе как к специалисту, отслеживать динамику собственного развития в контексте готовности к работе в этом направлении.

В-четвертых, формирование готовности будущего педагога к работе с дисгармоничной семьей основывается на развитии личностного компонента:

- высокая мотивация в получении профессионального образования в направлении работы с дисгармоничной семьей;

- сформированность профессионально важных качеств личности специалиста;

- устойчивая иерархия семейных ценностей, принятие работы с дисгармоничной семьей как важной стороны дальнейшей профессиональной деятельности.

В качестве условий, которые способствуют успешному формированию готовности будущего педагога к работе с дисгармоничной семьей, следует назвать: разработку и практическое внедрение в образовательный процесс вуза соответствующей педагогической модели, использование кейс-технологий, развитие позитивной мотивации к работе с дисгармоничной семьей, соединение научно-теоретических и практических сторон подготовки.

Опираясь на результаты нашего исследования, стоит отметить, что формирование готовности будущего педагога к работе с дисгармоничной семьей в образовательном пространстве высшей школы включает в себя три этапа.

На первом этапе важно осуществить диагностику индивидуально-личностных особенностей и образовательных потребностей будущего педагога, на основе которых содействовать развитию позитивной мотивации на подготовку в сфере работы с дисгармоничной семьей, начиная с получения и закрепления знаний по теоретическим и практическим вопросам взаимодействия.

На втором этапе реализуется активная образовательная работа путем применения возможностей кейс-технологий: анализ ситуаций, ориентированных на диагностику, осмысление и исправление проблемных аспектов дисгармоничной семьи, особенно в контексте родительско-детских отношений.

Третий этап подразумевает осуществление рефлексивной деятельности с целью обобщения полученных образовательных результатов, а также анализа динамики развития бакалавра в контексте формирования готовности к работе с дисгармоничной семьей.

Таким образом, формирование готовности будущего педагога к работе с дисгармоничной семьей не происходит случайным образом. Успешность будущего специалиста и эффективность его профессиональной подготовки во многом зависит от направленности образовательного процесса высшей школы на формирование у бакалавров готовности к работе с дисгармоничной семьей.

 

Список литературы:
1. Гладкова Ю.А., Соломенникова О.А. Современный педагог: компетентность, мастерство, творчество. – М.: ТЦ Сфера, 2021. – 108 с. 
2. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. №1618-р / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL https://garant.ru. (дата обращения: 10.09.2024).
3. Подготовка педагогов к работе с семьей / составители: С.И. Поздеева [и др.]. – Кемерово: Издательство КРИПКИПРО, 2022. – 103 с.
4. Проблемы подготовки будущих специалистов / ред. В.П. Бездухов, О.К. Позднякова, Е.В. Кулешова. – Самара: СГПУ, 2007. – 227 с.
5. Серых А.Б., Лифинцев Д.В., Анцута А.Н. Опыт социальной поддержки и особенности первичной социализации в семье: к истории вопроса // Перспективы науки. – 2015. – № 10 (73). – С. 37–40.
6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция, с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru. (дата обращения: 10.09.2024).
7. Ямбург Е.А. Профессионализм педагога. Ответы на вызовы современности. – М.: Просвещение, 2022. – 253 с.