Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БИО(ЭКО) ЭТИКИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конференция: XCVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Крамаренко А.Н., Богданович К.В. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БИО(ЭКО) ЭТИКИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XCVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 7(98). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БИО(ЭКО) ЭТИКИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Крамаренко Алла Николаевна
д-р пед. наук, профессор кафедры дошкольного, начального и специального образования, Азовский государственный педагогический университет, РФ, г. Бердянск
Богданович Кристина Виталиевна
магистрант, Азовский государственный педагогический университет, РФ, г. Бердянск

 

FORMATION OF THE FOUNDATIONS OF BIO (ECO) ETHICS AMONG PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN THE CONTEXT OF PROJECTEDUCATIONAL ACTIVITIES

 

Alla Kramarenko

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Preschool, Primary and Special Education, Azov state pedagogical university, Russia, Berdyansk

Kristina Bogdanovich

Student, Azov State Pedagogical University, Russia, Berdyansk

 

Аннотация. В статье представлены теоретические основы процесса формирования основ био(эко)этики учащихся начальных классов в условиях проектной деятельности.

Abstract. The article presents the theoretical foundations of the process of forming the foundations of bio (eco) ethics among primary school students in the context of project activities.

 

Ключевые слова: био (эко) этика; проектная деятельность; практико-ориентированная деятельность; образовательный маршрут.

Keywords: bio (eco) ethics; project activities; practice-oriented activities; educational route.

 

Актуальность темы заключается в том, что ключевым компонентом политики любого цивилизованного общества является биополитика, направленная на сохранение и дальнейшее развитие всего живого на Земле – биоса. Важнейшую часть современной биополитики составляет биоэтика, которая рассматривает нравственные проблемы, связанные с поддержанием всех форм жизни [1, с. 4].

В соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), одной из основных задач школы и учителя в блоке предметных результатов по обществознанию и естествознанию (Окружающий мир) является формирование у младших школьников основ био(эко) этики [3].

Вопросами изучения структуры модели экологического образования и формирования экологической культуры у учащихся занимались многие ученые, практики, методисты. Теоретические и практические аспекты организации смешанного обучения будущих учителей начальной школы в условиях карантина, вызванного COVID-19, на примере образовательного компонента «Методика обучения социальной и здоровьесберегающей образовательной области» посвящены исследования А. Н. Kрамаренко, K.Е. Степанюк [2, с. 259].

Однако, анализ психолого-педагогического и методического контента показал, что системы современных образовательных видов деятельности, ориентированных на формирование у младших школьников основ био(эко)этики, недостаточно представлены в научной литературе.

В исследовательской работе нами были поставлены следующие задачи: изучить требования ФГОС по формированию основ экологической этики у учащихся начальных классов; рассмотреть основные этапы и задачи образовательного процесса по экологическому воспитанию младших школьников; определить содержательные компоненты образовательных результатов и основные разделы программы по экологическому воспитанию в начальной школе; теоретически обосновать эффективность использования проектной образовательной деятельности при формировании основ био(эко) этики младших школьников.

В настоящем исследовании мы определили основные составляющие требований ФГОС по формированию основ экологической этики у учащихся начальных классов: экологическая грамотность; нравственное поведение; нормы здоровьесберегающего поведения; доступные способы изучения природы и общества; причинно-следственные связи в окружающем мире [3].

В контексте изучения процесса формирования основ экологической этики младших школьников нами были выделены следующие основные задачи: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире; развитие всех видов универсальных учебных действий; формирование информационной культуры.

В рамках образовательного процесса реализация задач по формированию экологической этики должна проходить в несколько этапов: 1 этап – изучение качеств и свойств природных объектов в отдельности; 2 этап – изучение объектов природы в их взаимосвязи; 3 этап – изучение процессов природы и природных изменений.

Детальное рассмотрение программных требований по экологическому воспитанию в начальной школе (1–4 классы) позволил нам выделить основные программные разделы по формированию био(эко) этики младших школьников: «Почему и зачем?» (1 класс); «Природа» (2 класс); «Как устроен мир» (3 класс); «Земля и человечество» (4 класс) [4].

Проанализировав предметные результаты по экологическому воспитанию 1–4 классы, нами были идентифицированы те, которые ориентированы на формирование основ био(эко)этики: находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде; понимать правила поведения в природе; оценивать отношение людей к окружающему миру; соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки; бережное отношение к природным богатствам.

Один из ключевых аспектов организации образовательно-воспитательного процесса по формированию био(эко)этически ориентированного младшего школьника – это моделирование ситуаций для практико-ориентированной деятельности, где учащиеся могут непосредственно взаимодействовать с природой, изучать объекты природы в их взаимосвязи и учиться бережному отношению к ним. По нашему мнению, универсальным действенным методом активного обучения является проектная образовательная деятельность.

В контексте нашей исследовательской работы был разработан «Образовательный био(эко)этический маршрут» «Тропа эколога» для учащихся 1–4 классов, который может быть организован как в классно-урочной системе, так и в парке или лесопарке, включающий места природного и антропогенного ландшафта: 1-й класс «Био(эко)этические почемучки»: научить детей распознавать живую и неживую природу: растения, животных, насекомых, рыб. 2-й класс «Солнце, воздух и вода для человека, животных и растений – лучшие друзья!»: научить младших школьников находить связи в природе, между природой и человеком; сравнивать объекты природы, делить их на группы. 3-й класс «Юные экологи»: научить учащихся начальных классов классифицировать объекты природы, в том числе растения и животных на определённые царства и другие изученные группы. 4-й класс «Прошлое и настоящее глазами эколога»: научить ребят устанавливать связи между экономикой и экологией, формировать умения строить простейшие экологические прогнозы.

Для формирования био(эко)этически ориентированного младшего школьника на уроках «Окружающий мир» и во внеклассной работе можно также предложить детям следующие образовательные проекты: 1. Анализ экологической ситуации в своем районе или городе. 2. Разработка проектов по улучшению экологической обстановки. 3. Организация экологических акций и мероприятий. 4. Чтение и анализ литературных произведений, связанных с темой природы и экологии. 5. Внедрение технологий «умного города».

Таким образом, успешное формирование био(эко)этически ориентированного младшего школьника требует комплексного подхода, сочетающего практические занятия, активное обучение и использование инновационных образовательных технологий. Внедрение в образовательную практику проектных технологий позволяет педагогам создавать мотивацию к обучению и ситуацию успеха; привлекать каждого ученика к самостоятельной работе; совершенствовать познавательные, организаторские, профессиональные и другие способности младших школьников; повышать уровень самооценки детей; развивать системное, критическое и аналитическое мышление; учить использовать полученные знания для решения, в том числе практических жизненных задач.

 

Список литературы:
1. Ботяжова О.А. Основы биоэтики. Ч. 1: текст лекций / О.А. Ботяжова; Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова – Ярославль: ЯрГУ, 2011. 64 с.
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 12.06.2025).
3. Kramarenko  A., Stepanuk K., Kempinska U. The educational component Teaching methodology of social and health-care educational sector under quarantine restrictions. Amazonia lnvestiga. 2022. 11№ (49). P. 259-266.