ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЧТЕНИЯ С ГУБ
Конференция: XCII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Коррекционная педагогика
XCII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЧТЕНИЯ С ГУБ
THE THEORETICAL FOUNDATIONS OF LIP READING
Oksana Artemova
Teacher of speech pathologist, teacher of Russian language and literature, State Educational Institution of Higher Education "Special (correctional) boarding school of Kovrov for deaf, hard of hearing and late–deaf children", Russia, Kovrov
Elena Votchel
Teacher – defectologist, State Educational Institution of Higher Education "Special (correctional) boarding school of Kovrov for deaf, hard of hearing and late–deaf children", Russia, Kovrov
Irina Kokurina
Teacher – defectologist State Educational Institution of Higher Education "Special (correctional) boarding school of Kovrov for deaf, hard of hearing and late–deaf children", Russia, Kovrov
Аннотация. Зрительное восприятие речи представляет собой чрезвычайно сложный процесс. Для полноценного овладения навыком чтения с губ необходима постоянная тренировка – сопряжённого и отражённого проговаривания учителем и учеником изучаемого речевого материала. Механизм осмысливания речи, воспринимаемой посредством чтения с губ, –сложный психофизиологический процесс, осуществляемый:
а) по поступающим через зрительный анализатор оптическим сигналам;
б) по возникающим в связи с ними собственным артикуляционным импульсам у обучающихся с нарушениями слуха;
в) на базе имеющихся в коре головного мозга ребёнка следов всего предыдущего речевого опыта.
Abstract. Visual perception of speech is an extremely complex process. To fully master the skill of lip reading, constant training is necessary – conjugated and reflected pronunciation by the teacher and the student of the studied speech material. The mechanism of comprehension of speech perceived through lip-reading is a complex psychophysiological process carried out by:
a) by optical signals coming through the visual analyzer;
b) by their own articulatory impulses arising in connection with them in students with hearing impairments;
c) based on the traces of all previous speech experience available in the child's cerebral cortex.
Ключевые слова: чтение с губ, психофизиологический процесс, сопряжённое и отражённое проговаривание, зрительный анализатор, слуховой анализатор, звукопроизносительные движения, сурдопедагог.
Keywords: lip reading, psychophysiological process, conjugated and reflected pronunciation, visual analyzer, auditory analyzer, sound-producing movements, sign language teacher.
Чтение с губ – это оптическое восприятие устной речи по видимым речевым движениям говорящего.
Зрительное восприятие речи представляет собой чрезвычайно сложный процесс. Для уяснения его сущности необходимо рассмотреть физиологические механизмы и выявить специфические особенности, которые отличают чтение с губ от слухового восприятия речи, чтения с печатного текста.
Связь живого организма с окружающей средой (по И.П. Павлову) осуществляется через первую сигнальную систему – общую у нас с животными (работу анализаторов).
Анализатор состоит из трёх частей:
а) периферическая часть – рецептор, обладающий высокой чувствительностью в отношении какого-либо вида энергии и трансформирующий её в нервное возбуждение;
б) проводящие пути (нервы);
в) центральная часть (сложная система нервных клеток коры головного мозга).
Назначение анализатора заключается в том, чтобы выделять определённые раздражители и обеспечивать возможность их различения.
Второй сигнальной системой является слово. Чтение с губ, являясь заменой слухового восприятия речи, относится ко второй сигнальной системе, функционирующей в тесном взаимодействии с первой: речевые сигналы воспринимаются глухими не слуховым анализатором, а зрительным. Обучение чтению с губ есть создание нового речевого единства – звукопроизносительных движений и их зрительного образа.
Исходя из выше описанного, в процессе чтения с губ можно выделить следующие компоненты:
- Зрительные восприятия речевых движений говорящего.
- Кинестетические импульсы, поступающие в кору головного мозга глухого, который воспринимает речь оптическим путём.
- След в коре больших полушарий от всей предыдущей речевой деятельности глухого.
Вторая сигнальная система, которой мы обычно пользуемся, состоит из следов трёх видов:
а) звуковых (услышанное);
б) зрительных (на письменное слово);
в) кинестетических (на раздражение афферентного кинестетического пункта – участка в коре головного мозга, в который поступают раздражения, идущие от внешних и внутренних рецепторов).
4) Осмысливание оптически воспринимаемой речи.
Зрительные восприятия являются исходными при чтении с губ. В обычной повседневной жизни мелкие, неясные, быстро сменяющиеся движения артикуляционных органов не осмысливаются слышащими как речевые, но вместе с тем слуховое восприятие значительно повышается в том случае, когда хорошо видно лицо говорящего.
При чтении с губ приходится осмысливать и различать два стиля произношения: полный и разговорный.
Полный характеризуется более чёткими, чеканными, энергичными движениями и несколько замедленным темпом, который обуславливает более полное произношение безударных слогов при соблюдении главнейших правил орфоэпии (речь ораторов, лекторов, речь учителя при объяснении программного материала).
Разговорный стиль допускает большие сокращения и редуцирование некоторых гласных. В связи с этим фразы, которые предлагаются для восприятия с губ, тренировать необходимо, используя первый стиль, а обследование проводить, опираясь на второй.
В целях выявления сущности зрительного восприятия речи следует его сопоставить со слуховым восприятием и чтением текста. Элементом звуковой стороны речи является не физический звук, а звук «обобщающий ряд вариантов звука, который несёт смысло-различительную функцию» – это фонема, являющаяся сигнальным признаком, позволяющим воспринимать слухом устную речь.
Человеческое ухо в норме дифференцирует все 42 звука нашего фонетического алфавита. Главные фонетические особенности русского языка обычной разговорной речи осуществляются недоступным для зрительного восприятия путём: озвончение – включение голоса; смягчение – в большинстве случаев невидимых органов речи; ударение также плохо воспринимается, особенно если оно падает на слоги с «узкими» гласными (малина, лыжи).
Задача сурдопедагога состоит в том, чтобы довести до сознания обучающихся с нарушениями слуха, что грамматические формы слов, соединённых в предложении, совершено изменяют оральный образ фразы в зависимости от той мысли, которую она выражает.
Зрительное восприятие устной речи отличается от чтения с печатного текста. Чтение с губ можно сравнить с чтением с рукописного текста, написанного неразборчивым почерком, многие буквы которого частично стёрлись, а другие уже исчезли совсем.
В печатном тексте буквы помещаются одна за другой по строчкам. При чтении с губ смена движений происходит на одном месте, движения наслаиваются друг на друга. Поэтому при обучении чтению с губ большую помощь оказывают таблицы, позволяющие упорядочить зрительное восприятие.
Но чтение с губ имеет преимущество перед чтением текста, когда есть возможность воспринимать эмоциональную сторону речи – мимику лица и выразительные жесты, наличие известной обучающемуся ситуации.
По учению И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, кинестетические раздражения, идущие от речевых органов в кору больших полушарий, представляют собой базальный компонент речи, являясь системой сигналов для самого говорящего. Эти кинестетические раздражения находятся в сложном взаимодействии со слухом, уточняя и обостряя его. Человек отчётливо слышит только то, что закреплено его прежней практикой, то есть то, что он сам говорил ранее. При этом затруднено восприятие фонетически трудных слов, например, фамилий и слов иноязычного происхождения.
Не менее важную роль играют кинестетические ощущения при выработке письменной речи (комментированное письмо). При искусственном выключении проговаривания количество ошибок у обучающихся возрастает в несколько раз.
Аналогично должно формироваться и чтение с губ. Двигательные импульсы, поступающие от артикуляционных органов в кору больших полушарий, являются физиологической базой речи. Соединяясь со зрительными импульсами, они образуют в коре головного мозга новые связи, помогающие воспринимать речь зрительно.
Связь эта крепче, если при проговаривании на первых этапах будет использована таблица. Это положение подтверждается определением И.П. Павлова о составляющих второй сигнальной системы:
а) первый вид следов – звуковой;
б) второй вид – зрительный (на письменное слово);
в) третий вид – кинестетический (след раздражения аффектного кинестетического пункта).
Анализируя процесс освоения навыков зрительного восприятия речи глухих, необходимо отметить, что глухонемой воспринимает невидимую букву как паузу. Поэтому для полноценного овладения навыком чтения с губ необходима постоянная тренировка – сопряжённого и отражённого проговаривания учителем и учеником изучаемого речевого материала.
Завершающим моментом акта чтения с губ является осмысливание зрительно воспринимаемой речи. Некоторые слова и фразы представляют собой для глухих школьников своего рода оральные ребусы, так как некоторые звуки дети не воспринимают вообще, а хорошо различаю те, которые находятся под ударением. Первенствующее значение при этой трудной работе имеет свойство человеческого ума по частям восстанавливать единое целое, в данном случае путём дополнения невидимых и подстановки сходных звуков в пределах одного слова или не воспринятых зрением слов во фразе.
Физиологическим основанием способности по частям восстанавливать целое служит системность работы больших полушарий. Работа эта происходит, как было указано выше, на базе контекста.
Таким образом, механизм осмысливания речи, воспринимаемой посредством чтения с губ сложный психофизиологический процесс, осуществляемый:
а) по поступающим через зрительный анализатор оптическим сигналам;
б) по возникающим в связи с ними собственным артикуляционным импульсам у обучающихся с нарушениями слуха;
в) на базе имеющихся в коре головного мозга ребёнка следов всего предыдущего речевого опыта.
Вспомогательными средствами при зрительном восприятии устной речи являются:
а) мимика и жесты говорящего;
б) доступные для глаза проявления фразового ритма;
в) контекст и наличие известной ситуации.