Статья:

РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Конференция: LXIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Василишина Е.Н. РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам LXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 8(63). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Василишина Елена Николаевна
канд. филол. наук, доктор PhD, учитель, КГУ Общеобразовательная школа им. академика Е.А. Букетова, Республика Казахстан, г. Караганда

 

THE ROLE OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF HIGH SCHOOL STUDENTS

 

Elena Vasilishina

Candidate of Philology, PhD, teacher, KSU Secondary school named after academician E.A. Buketov, Republic of Kazakhstan, Karaganda

 

Аннотация. В статье рассматривается тема эмоционального интеллекта в системе образования, указываются факторы, способствующие его формированию. Автор предлагает использование на учебных занятиях формата дискуссии как одного из эффективных средств повышения эмоционального интеллекта учащихся.

Abstract. The article deals with the topic of emotional intelligence in the education system, the factors contributing to its formation are indicated. The author suggests using the discussion format in the classroom as one of the effective means of increasing the emotional intelligence of students.

 

Ключевые слова: эмоциональный интеллект; эмоциональная компетентность; геймерство; дискуссия.

Keywords: emotional intelligence; emotional competence; gaming; discussion.

 

Успешность социально активной личности, способной эффективно осуществлять учебную, а в дальнейшем и профессиональную деятельность, напрямую зависит не только от коэффициента умственных возможностей, но в большей степени от уровня эмоционального интеллекта. Так, под эмоциональным интеллектом понимается «интегративное образование, обеспечивающее осознание, понимание и регуляцию собственных эмоций и эмоций окружающих» и позволяющее осуществлять успешное межличностное взаимодействие [1, с. 10].

Наблюдения за учащимися показывают неспособность понимать не только собственные эмоции, но и эмоции одноклассников, регулировать их проявление в процессе коммуникации, что в итоге приводит, в том числе, к снижению качества учебной деятельности. От сформированности навыка управления эмоциями зависит и самооценка, самоуважение, которые, как правило, резко противоположны по характеристики их проявления – от сильно заниженной до запредельно завышенной.

Вопрос о способах формирования эмоциональной компетентности считается дискуссионным, однако стоит отметить особую роль социокультурного окружения личности учащегося (одноклассники, друзья, семья, педагоги и т. п.) в наличии определенного спектра эмоций, способах управления ими и их трансляции. Негативные последствия излишней информатизации процесса обучения также сыграли свою роль в трансформации эмоционального интеллекта учащихся, что привело, в свою очередь, к появлению таких явлений, как «клиповое мышление», «цифровое слабоумие», проблемы с памятью, неспособность оперативно решать поставленные задачи и достигать глобальные цели и проч.

Другой возможной причиной негативной сформированности эмоциональной компетентности школьника может являться ее несформированность у педагога: отсутствие знаний у педагога о психолого-физиологических особенностях образования и воспитания на каждом этапе обучения; педагог не учитывает индивидуальные особенности развития отдельной личности ребенка; педагог в процессе коммуникации сам не демонстрирует навыки владения эмоциональным интеллектом.

На сегодняшний день в связи с интенсивно развивающимися информационными технологиями новый виток развития получило геймерство – концентрация при осуществлении любого вида деятельности, в том числе и обучения, на игре, преимущественно сетевой. Согласимся с мнением К.А. Алейникова, что человеку внутренне присуще стремление к соревнованию, соперничеству [2]. Однако, используя метод наблюдения, можно констатировать, что среди геймеров превалируют лица мужского пола, что, на наш взгляд, связано с генетически заложенной функцией мужчины как хищника, достигатора (победителя). Пока «планка не будет взята», лица мужского пола будут использовать бесконечное число возможностей, пока не достигнут желаемого, что и наблюдается в сетевой игре. Как следствие, эмоциональная составляющая в шкале эмоционального интеллекта будет приближена к максимуму.

При этом, К.А. Алейников выделяет значимые составляющие электронной культуры: создание единого информационного пространства, виртуальная форма выражения, дистанционная технология, либеральность контента [2]. Думается, используя на уроке указанные характеристики, исключив слово «виртуальная», для продуцирования положительных эмоций и формирования впоследствии положительного эмоционального интеллекта данные конституэнты могут представлять собой особую значимость. В этой связи, от педагога требуется создание на уроке таких условий, подбор таких форм проведения занятия в игровой (соревновательной) форме, при которых эмоциональная составляющая учащихся будет столь же высока, как и при виртуальном геймерстве.

С целью стимулирования развития эмоционального интеллекта представляется целесообразным использование на учебном занятии формата дискуссии с применением тематики диффузного характера.

На сегодняшний день неоспоримым является тот факт, что для решения личной задачи, достижения личной цели необходимы знания технологий коммуникации, эмоциональная гибкость. Дискуссия как вид спора предполагает целью найти решение задачи, стоящей перед участниками, где каждый представляет свою точку зрения с включением соответствующей аргументации. Данная форма проведения занятия может быть использована на любом этапе изучения темы/раздела:

  • на начальном этапе – с целью выявления уровня подготовки учащихся, определения круга представлений об изучаемом понятии или явлении/теме;
  • в середине изучения – определение уровня промежуточных знаний об изучаемом предмете;
  • на завершающем этапе – контроль знаний и умений.

Данная форма проведения урока используется нами на завершающем этапе изучения нескольких разделов и, как следствие, носит диффузный (разновекторный) характер, обозначенный нами выше.

В день проведения дискуссии педагог зачитывает правила ее проведения с предупреждением о снижении баллов за нарушение или игнорирование каких-либо пунктов:

  1. сопровождение соответствующей аргументацией любого утверждения;
  2. наличие логики в рассуждении и формировании мысли;
  3. уважительное отношение к личности оппонента и его мнению, без перехода «на личности», предоставление возможности оппоненту высказаться до конца;
  4. соблюдение регламента выступления (до 2 мин.).

Участники формируются попарно, тематика заранее учителем прописывается на карточках, которые участники получают во время проведения данного вида занятия. Темы для обсуждения для пары носят антонимичный характер, к примеру:

участник 1: Деньги решают все;

участник 2: Деньги решают не все.

Время для подготовки – 2-3 мин.

При такого рода организации дискуссии цель ее проведения расширяется: оказание помощи учащимся в определении собственных сильных сторон; развитие чувства собственного достоинства; спонтанность в формировании позиции, аргументов для ее защиты; преодоление неуверенности, волнения, страха; утверждение собственного «Я» и ценности собственного суждения и его защиты.

В случае затруднения одного из участников дискуссии в приведении аргументации в защиту собственной позиции возможно привлечение учащихся из класса (активные участники всегда есть в классе и готовы поделиться собственной позицией в отношении обсуждаемого вопроса).

Особую значимость, а, следовательно, и эффективность проведения данного формата учебного занятия приобретает его эмоционально-энергетическая составляющая, которая проявляется в единстве манеры поведения и произношения: «Экспрессивная энергетика речи определяется эмоциональным биополем, которое обеспечивает выразительность приводимых аргументов» [3, с. 56].

На этапе консолидации (оценки результатов) участники дискуссии (учащиеся) отмечают следующие проблемы эмоционально-интеллектуального характера, которые в обобщенном виде могут быть представлены следующим образом:

  1. непонимание причин для возникновения определенных эмоций (резкое стремление высказаться, перебить участника, принизить позицию оппонента и проч.) в момент собственной речи или слушания позиции оппонента;
  2. незнание собственного «эмоционального Я» и его возможностей, способов управления им;
  3. незнание правил влияния на управление эмоциями оппонента с целью получения для участника необходимого результата дискуссии.

Таким образом, в рамках работы над развитием эмоционального интеллекта, повышения уровня сформированности его компонентов, обозначенных нами выше (создание единого информационного пространства, виртуальная форма выражения, дистанционная технология, либеральность контента) систематическое применение формата дискуссии на учебных занятиях будет способствовать успешной социализации и адаптации в изменяющихся условиях современного социума (класса, а впоследствии и общества в целом), положительному взаимодействую с обществом.

 

Список литературы:
1. Мещерякова И.Н. Развитие эмоционального интеллекта у студентов-психологов в процессе обучения в вузе: автореферат дисс. ... канд. психол. наук. – Курск, 2011. – 27 с.
2. Алейникова К.А. Персонифицированные методы обучения в США//Образование за рубежом.– 2021.– № 12.– С. 59–64.
3. Безбородова Л.А., Безбородова М.А. Эмоциональный интеллект как важный фактор коммуникативного взаимодействия преподавателя и студентов // Наука и школа. – 2018. - № 3. – С. 52-57.