Статья:

Возможности народной педагогики в организации психолого-педагогической поддержки современного отцовства

Конференция: XI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Алмассуд Х. Возможности народной педагогики в организации психолого-педагогической поддержки современного отцовства // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XI междунар. науч.-практ. конф. — № 9(11). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 14-18.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Возможности народной педагогики в организации психолого-педагогической поддержки современного отцовства

Алмассуд Халед
аспирант, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, РФ, г. Великий Новгород

 

POTENTIAL OF FOLK PEDAGOGY IN ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF MODERN FATHERING

 

Almassud Khaled

postgraduate student of Novgorod State University, Russia, Velikiy Novgorod

 

Аннотация. В статье раскрыты возможности народной педагогики в гармонизации современных отцовских практик, а также представлена авторская программа психолого-педагогической поддержки отцовства, основанная на традициях народной педагогики. Программа предполагает реализацию системы занятий с отцами, матерями, а также младшими школьниками.

Abstract. The article reveal the potential of folk pedagogy in support of modern fathering, the author describes the program of pedagogical and psychological support, which includes specially organized activities with fathers, mothers and children.

 

Ключевые слова: отцовство; поддержка отцовства; отцовские практики; народная педагогика.

Keywords: fathering, fatherhood; paternity; support of fathering; folk pedagogy.

 

В современном обществе большое внимание ученых привлекают трансформации основных социальных институтов, которые неизбежно меняются под действием технического и социального прогресса. Не является исключением семья, где очевидны перемены и в структуре, и в содержании социальных ролей супругов, и в основополагающих ценностях семейного устройства. В данной ситуации ученые задаются вопросами о перспективах данного социального института в целом, и родительства в частности. В современных исследованиях все большее внимание уделяется изучению феномена отцовства, который ранее, как правило, оставался за рамками научного поиска.

Многие исследователи констатируют существование кризисных тенденций в репрезентации отцовства: «инфляция образа отца», «дистантное отцовство» (У.Я. Тарновска-Якобец), появление большой группы «отсутствующих отцов» (Е.Б. Хитрук). Мужчинам приходится приспосабливаться к новой роли демократичного, эмоционально открытого отца, который принимает активное участие в жизни ребенка, однако противоречивые требования общества и близких часто осложняют понимание и принятие мужчинами отцовской роли [5].

В связи с этим возрастает актуальность научного поиска мер и способов поддержки отцовства, которая прежде всего должна осуществляться государством, а также образовательными и социальными учреждениями.

Одной из основ организации психолого-педагогической поддержки отцовства может, на взгляд автора, стать народная культура и педагогика.

Изучение феномена отцовства в русской культуре [1; 2; 3] позволяет выявить следующие особенности традиционного отцовства:

-Отец являлся персонификацией сакральной власти бога, в реальной жизни становясь лидером большой семейной структуры, обеспечивая безопасность и благополучие домочадцев.

-Авторитет мужа и отца обеспечивался религиозной основой крестьянской жизни, особенностями семейной структуры и общинного строя, предполагая почитание со стороны детей и послушание супруги.

-Основными задачами отцовского воспитания являлись содействие духовно-нравственному становлению членов семьи, трудовое воспитание детей мужского пола, защита и представление интересов семьи в обществе.

-Основными методами и формами воспитания являлись метод примера, активное включение детей в работу с ранних лет, инструктаж, поручение, наказание и поощрение (реже). Средствами воспитания можно считать трудовую деятельность, игру, устное народное творчество.

-Отцовское воспитание осуществлялось через руководство семьей, а также через руководство деятельностью супруги, которая подчинялась мужу, формируя его авторитет среди детей.

-Отцы отличались социальной зрелостью, высокой нравственностью, компетентностью в хозяйственно-бытовом плане, управленческими умениями.

Рассматривая народные традиции, нельзя не признать, что современная ситуация не позволяет перенять их все. Патриархальные ценности отцовства ослабевают в связи с демократизацией социальной жизни, вовлечением женщин в профессиональную деятельность, пространственной разобщенностью труда и быта. Уходят в прошлое такие негативные черты традиционного воспитания, как эмоциональная скупость, малый объем совместного досуга, слабая представленность отца в ранней жизни ребенка. Однако важным становится сохранение духовной связи отца и ребенка, духовного наставничества, характерных для традиционной культуры. Заслуживает отдельного внимания идея двусторонности воспитания, в которой позиция духовного лидера и наставника накладывает ответственность на самого отца, формирует его нравственный облик. Также могут быть сохранены традиции этикета в отношениях с родителями, возрождены практики совместного труда, приема пищи и др.

На основе народной педагогики была разработана авторская программа психолого-педагогической поддержки отцовства «Без хороших отцов нет хороших детей». Целью данной программы является создание условий для формирования у мужчин навыков ответственного, позитивного отцовства и ориентация на воспитательную деятельность в семье. Работа в рамках программы строится по трем направлениям: с отцами, матерями и детьми, которые создают одно целое – семью. Содержание программы можно разделить на информационный и операционально-деятельностный блоки, каждый из которых реализуется в работе с отцами, детьми и матерями, составляющими семью (Табл. 1).

В качестве методов работы были выбраны интерактивные методы и технологии воспитания: социально-психологический тренинг, дискуссия, драматизация и обсуждение видеофрагментов, метод анонимной консультации, игровое моделирование, технология коллективно-творческих дел, элементы ролевых игр, проведение круглого стола, обучение на основе диалога, рефлексивные технологии и т.д. Кроме того, большой упор делается на самонаблюдение и наблюдение за ребенком, что позволяет родителям осуществлять воспитание более осознанно, а также увидеть различные ситуации глазами ребенка.

Средствами психолого-педагогической поддержки отцовства могут выступать: народные сказки, пословицы, поговорки, притчи; художественные фильмы; художественные произведения, песни, стихи; нормативные документы, письма; научные статьи; семейные реликвии, фотографии.

Для успешной реализации разработанной программы необходимо соблюдение следующих педагогических условий: профессионально-личностная готовность педагогов к осуществлению психолого-педагогической поддержки отцовства; поддержка отцовства на уровне семьи; привлечение отцов и матерей к воспитательной работе школы; активизация субъектной позиции участников программы; опора на самовоспитание отцов; опора на ценности народной педагогики, национальные традиции и семейные ценности.

Реализация программы предполагает 12 встреч по 2 раза в месяц в течение 6 месяцев с домашними заданиями для отцов; 6 встреч для матерей и 6 занятий с детьми (ориентированы на младших школьников).

Реализация программы будет способствовать развитию родительской компетентности отцов в вопросах воспитания и общения с детьми различного возраста, повышению активности отцов в воспитательной работе учреждения, а также улучшению психологического климата в семье на уровне супругов и между отцами и детьми.

 

Список литературы:
1. Громыко М.М. О воззрениях русского народа / М.М. Громыко – М.: Паломник, 2007 – 528с.
2. Глазкова Т.В. Образ и роль отца в русской культуре [Электронный ресурс] // Культура культуры. 2016. №2 (10). Режим доступа: http://cult-cult.ru/character-and-role-of-father-in-russian-culture/
3. Российская семья: Энциклопедия – М.: Издательство РГСУ, 2008 – 624с.
4. Хитрук, Е.Б. Визуализация "отцовской революции" в контексте смены философских парадигм // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2016. – № 2 (8). – С. 97-107.